Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 07:14, реферат
Цель – выявить особенности летнего туристского снаряжения, его отличия от зимнего.
Предмет – особенности летнего туристского снаряжения.
Объект – туристское снаряжение
Задачи – рассмотреть классификацию и назначение туристского снаряжения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………..….…….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ
Определение туристского снаряжения………………..………………….4
Факторы, определяющие выбор туристом походного снаряжения…...6
Безопасность снаряжения…………………………………………………8
Эксплуатация и ремонт туристского снаряжения………………………15
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ
2.1. Классификация снаряжения……………………………………………….40
2.2. Характеристика личного летнего туристского снаряжения……..….……40
2.3. Характеристика группового снаряжения…………………………..…….55
2.4. Различия в составе зимнего и летнего снаряжения…………….….….…..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………...63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….….65
Сменить мазь или подмазать лыжи можно и без предварительного нагревания их, но при этом приходится затрачивать больше силы на нанесение и растирание мазей.
Лучший способ проверки правильности подбора мазей – опробование их на снегу. Удачно смазанная лыжа после скольжения должна быть совершенно чистой, после легкого удара по снегу скользящая поверхность покрывается слоем снега.
Для выбора лучшей мази следует намазать две лыжи разными, но подходящими по температуре мазями и, надев лыжи, пройти по целине, лыжне и на подъеме, сравнивая результаты движения. Чем ниже температура, тем тоньше должен быть слой мази, и наоборот. Толстый слой мази полезен при движении по сильнопересеченной местности, особенно при температуре до минус 5-7.Для улучшения скольжения на подобранную мазь накладывается тонкий слой мази, рассчитанной на более низкие температуры; для уменьшения отдачи на грузовую площадку наносится слой мази, рассчитанной на более теплую погоду.
Мази и смолы можно приготовить самому.
Для пропитки лыж: деготь – 25%, льняное масло – 75%; в кипящей льнянкой олифе (20%) растворить 20% парафина, 20% дегтя, 38% скипидара и 2% формалина
Ремонт снаряжения в пути затруднен походными условиями, поэтому целесообразно во время стоянок производись тщательный осмотр и принимать профилактические меры.
В ремонтный набор следует брать: молоток, пассатижи, отвертку, шило, трехгранный напильник, буравчик (сверло), нож, медную и железную проволоку, мелкие и крупные гвозди, шурупы разных размеров, дюралевые пластинки и уголки для ремонта лыж с заранее просверленными отверстиями, заклепки, брусочек, запасной комплект крепления, замки крепления, кольца, штыри, водостойкий быстро захватывающий клей («Суперцемент»), изоляционную ленту, крепкую тесьму, шило, сыромятные ремни, нитки капроновые.
Для окантованных лыж хорошо иметь запасные канты, шурупы и маленькую отвертку.
Лыжу ремонтируют, как правило, на стоянках, а в пути используют запасную, которую везут на привязи к рюкзаку. Трещину в лыже склеивают и стягивают металлическими скобами, предварительно прогрев, чтобы забившийся в нее снег растаял и высох. Поверх трещины ставят накладку и укрепляют ее гвоздями или шурупами. Крепления портятся чаще всего в местах сопряжения отдельных частей. Для ремонта носовой части лыжи используют заранее заготовленные металлические носки.
Байдарки.
При подготовке к сложному путешествию необходимо предпринять ряд мер с целью повышения надежности и безопасности путешествия на байдарке.
При подготовке
к путешествию необходимо тщательным
образом просмотреть все
Перед сложным походом, как и перед началом каждого сезона, все деревянные части каркаса необходимо проолифить и затянуть все шурупы.
Для особо сложных водных путешествий необходимо усилить кильсон; для этого к его боковым поверхностям подвязываются специально выструганные рейки. На нижнюю часть кильсона желательно подвязать (изоляционной лентой) или приклеить (клей 88Н) полоски эластичной резины толщиной 2-3 мм – это предохранит кильсон от измочаливания и повреждений, а оболочку – от протирания.
Иногда обматывают кильсонные планки стеклолентой с эпоксидной смолой или просто изоляционной лентой, это также предохраняет кильсон от намокания и повышает его прочность.
Во всех байдарках и, особенно, в байдарке «Салют» необходимо обратить серьезное внимание на надежность замков кильсона.
После проведения
рекомендованных мероприятий
При сборке каркаса в походе следует смазать внутренние скользящие втулки (тавотом или техническим вазелином). При этом не допускается попадание смазки на прорезиненный материал оболочки.
Перед сложным путешествием необходимо тщательно осмотреть оболочку и деку, заменить все старые ненадежные заплаты (в особенности временные – лейкопластырь, изоленту и т. д.), тщательно зачистить оболочку, а если отверстие большое, то после зачистки аккуратно зашить («восьмеркой») и заклеить надежными заплатами с двух сторон – снаружи и изнутри. Заплаты на наружную часть оболочки рекомендуется ставить из того же материала или несколько тоньше, чем сама оболочка; на внутреннюю поверхность ставить более тонкий материал.
Заплата на наружной стороне оболочки должна сходить на нет по периметру. Это уменьшает возможность задирания заплаты при наезде на препятствия. Желательно по краям заплату обклеить тонким прорезиненным материалом (детской клеенкой, специальными обклеечными лентами). Это существенно повышает долговечность такой заплаты.
Заплаты на деку не требуют такой тщательности, их обычно пришивают вручную, желательно из того же материала, что и дека.
Если байдарка новая или не подвергалась специальной оклейке, то перед сложным путешествием необходимо на наружную сторону оболочки в местах контакта оболочки с кильсоном и стрингерами наклеить резиновые полосы – леи. Для изготовления лей лучше всего взять резину от старых автомобильных камер толщиной 2–3 мм. Камера разрезается по спирали в виде ленты шириной 4–5 см, зачищать такие полосы удобнее всего на электрических точильных установках (наждачных кругах), для этой же цели годится электрическая дрель и крупнозернистая шкурка, которая наматывается на специальный валик или патрон дрели. Разметку камеры по спирали удобно производить в надутом состоянии. В походных условиях зачистку лучше всего вести на вбитом в столб или в сухое дерево трехгранном напильнике, протаскивая ленту взад–вперед поперек его граней.
Наклейку лей и другие наклеечные работы рекомендуется производить кисточкой (кисточка помещается в специальном пенале из трубы, один конец которой сплющен, а второй затыкается пробкой, надетой на ручку кисточки); пользование кисточкой улучшает качество склейки, уменьшает расход клея и не пачкает рук. Для склеивания применяется обычный резиновый клей, продающийся в хозяйственных магазинах. Более высокое качество имеют клеи марки 4508, или 88Н.
Оболочки из пластика клеят клеем марки «ВИНИКС» или специальными клеями, которые обычно входят в комплект, байдарки. В качестве лей употребляется полихлорвиниловая трубка.
Наклейку полос и заплат удобно производить на собранной байдарке. Если леи клеятся из нескольких кусков, то первый кусок нужно наклеивать с кормы, тогда последующий ложится на первый на 2-3 см в месте стыковки и т. д., что предохраняет леи от задирания при движении байдарки вперед. Склейку производят в сухую погоду, оберегая место склейки от воздействия прямых солнечных лучей. Следует помнить, что полное высыхание клея и, следовательно, максимальный эффект склеивания наступает через 48 часов.
Большое внимание должно уделяться подготовке, средств непотопляемости, так как зачастую от этого зависит успех путешествия.
Наиболее распространенное средство обеспечения непотопляемости – наполнение труднодоступных (носовой и кормовой) частей байдарки емкостями, наполненными воздухом.
Такими емкостями могут служить баскетбольные, футбольные и волейбольные камеры, пластиковые мячи, вело- и мотокамеры, надутые прорезиненные мешки, полиэтиленовые канистры, наполовину наполненные продуктами или большие куски пенопласта.
Между продольными планками кильсона и под бортами байдарки можно расположить 2-3 мотокамеры, которые разрезаются поперек и заклеиваются с обеих сторон. Упаковка теплых личных вещей, спальных мешков в герметичные непромокаемые мешки также является дополнительным средством, способствующим удержанию байдарки на плаву. Необходимо предусмотреть и в походе тщательно проследить за надежным креплением всех вещей (в особенности средств непотопляемости) в байдарке, поскольку емкость в 15-20 л (детский пластиковый мяч) будет стремиться вырваться из затопленной байдарки с силой в 15-20 кг.
Другим, не менее важным средством непотопляемости, является фартук. Он предохраняет от попадания воды внутрь лодки в ненастную погоду, при прохождении больших водоемов, при сильной волне и особенно необходим при прохождении порогов. Фартук для байдарки изготавливается из тонкой прорезиненной ткани (перкаль-серебрянка, болонья), можно делать фартук и из брезента, детской клеенки и т.д., его конструкция должна отвечать следующим условиям.
1. Гребцы должны иметь возможность легко покидать байдарку и быстро садиться в нее.
2. Фартук должен оставаться на байдарке при перевороте, чтобы внутрь лодки попало как можно меньше воды.
3. Обеспечивать надежную герметизацию лодки.
4. Быть удобным в пользовании.
Этим условиям наиболее полно отвечает конструкция, которая представляет собой модификацию фартука, применяемого для гребли на спортивных и слаломных байдарках – собственно фартук жестко закреплен на фальшбортах и в нем имеются овальные отверстия для гребцов, размер овала такой, что гребец свободно проходит в пего с согнутыми коленями. Сверху по периметру овала пришивается обруч (от хулахупа, дюралевая или пластиковая трубка, надувная из велокамеры): каждый гребец имеет на себе индивидуальный фартучек-юбку, нижняя часть которой соответствует размеру обруча. В нижнюю часть юбки вставлена резинка, которая набрасывается на обруч и обеспечивает герметичность лодки. При перевороте или выходе из байдарки резинка сдергивается с обруча, и гребец свободно покидает судно.
Рулевое управление байдарки состоит из руля, тросов и педалей. Руль должен надежно крепиться к оболочке и легко вращаться. Тросы, соединяющие румпель руля с педалями, должны выдерживать нагрузку до 100 кг; тросы должны быть гладкими, не тянуться, для их изготовления вполне пригоден полевой телефонный провод со стальными жилами, покрытый виниловой изоляцией, или тонкий (3 мм) многожильный стальной трос.
Радиомонтажный медный провод, капроновые шнурки, струны от ракеток не годятся, так как плохо держат нагрузку и легко перетираются. Применение стремян, которые надеваются на ноги (по типу байдарки «Луч»), не рекомендуется, так как известны случаи, когда гребец запутывается в них, и, кроме того, это отнимает драгоценные секунды в тот момент, когда их обычно так не хватает. Таким образом, педали нужно крепить стационарно и лазать им резиновые оттяжки, подбирая натяжение каждой стороны так, чтобы по окончании воздействия на педали, руль держался бы по оси байдарки. Это дает возможность снимать ноги с педалей для отдыха и к тому же педали всегда находятся в рабочем состоянии.
В сложный поход целесообразно брать дюралевые весла, обратив особое внимание на их плавучесть. Съемные лопасти необходимо приклепать к веретену весла. Для обеспечения запаса плавучести рекомендуется на середине весла укрепить пенопластовый поплавок. Поплавок и лопасти весла желательно окрасить в яркий цвет – это существенно помогает его обнаружению в случае потери. Следует заранее заготовить крючки из проволоки или листового металла, которые прикрепляются к наружной стороне фальшборта по две штуки с каждой стороны и позволяют класть весла во время отдыха и при проводке лодки вручную или бечевой.
В качестве сидений в длительных сложных походах чаще всего используют личные мягкие вещи (спальные мешки, поролоновые коврики и т. д.). Личные вещи лучше всего помещать в большой прорезиненный мешок и закреплять так (лучше всего, распирая между бортами), чтобы гребец сидел на нем плотно и устойчиво. Спинки часто облицовывают поролоном или вешают на них мягкую подушечку в чехле с разрезом так, чтобы можно было в любой момент снять ее для просушки.
При подъеме против течения часто пользуются бечевой. На бечеву идет тонкая 4-5 мм (желательно плетеная) капроновая веревка, выдерживающая нагрузку не менее 100 кг. Тяжелая бечева нежелательна, так как, намокая, она сильно провисает и цепляет за воду, растительность и т. п., мешает проведению байдарки в потоке. Длина бечевы должна быть 50-75 м. Крепить бечеву следует за элементы каркаса байдарки.
Обычно в дальнем и сложном путешествии все продукты и снаряжения упаковывают в полиэтиленовые пакеты, а затем в специально изготовленные герметичные мешки. Материалом могут служить двухслойная серебрянка, детская клеенка, и др. прорезиненная ткань. При отсутствии такой ткани можно ограничиться полиэтиленовыми мешочками, (вложенными в мешочки из материи.
Наиболее употребительный размер мешочков – длина 1 м, диаметр 25-30 см. Такие мешки удобно подвязывать или пристегивать под борта между шпангоутами, что существенно увеличивает возможности размещения снаряжения в байдарке. Можно использовать для крепления мешков и резиновые кольца, вырезаемые из автомобильных камер и нанизываемые на привальные брусья перед сборкой байдарки.
В длительных сложных путешествиях вес снаряжения на каждого участника достигает 50 кг и более, поэтому специальное парусное снаряжение и тележки слишком обременительны и успехом не пользуются, к тому же условия проведения путешествия (узкие порожистые реки, нагромождение камней, болота и бурелом на волоках) не дают возможности использовать это снаряжение.
Для ремонта байдарки в путешествии необходимо иметь минимум материала и инструментов: клей, обрезки резины, ножницы, толстую иглу, суровые или капроновые нитки, наждачную бумагу (крупную), бензин в нескольких емкостях, медную проволоку, шпагат, изоляционную ленту, лейкопластырь, отвертку, винты с гайками, шурупы, шплинты, заклепки, молоток, дюралевые трубки диаметром 18-22 мм, дюралевые обрезки, плоскогубцы, напильники (полукруглый, трехгранный), коловорот или дрель со сверлами, шило, ножовку. Все перечисленные предметы – от клея до лейкопластыря – должны быть на каждой байдарке, а весь список предметов хранится в групповом ремонтном наборе.
Информация о работе Классификация и характеристика туристского снаряжения