Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:31, курс лекций
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.
Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.
§ 1. Содержание учебного курса «География туризма»
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.
Вопрос о предметной
сущности географии туризма
Основой формирования предметной
области географии туризма
Рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих.
Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.
С. Р. Ердавлетов, видный казахский специалист, определяет географию туризма как науку, изучающую территориальную организацию туризма, предмет которой составляют анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. По его мнению география туризма в настоящее время определяется чаще всего как географическая дисциплина, занимающаяся природными и антропогенными условиями и последствиями туристского движения.
В течение многих лет география туризма занималась главным образом инвентаризацией и оценкой туристских достоинств, исследованием разных уровней развития туристского хозяйства, напряженности туристского движения, а также роли туризма в социально-экономическом развитии туристских территорий и регионов. Очень важным направлением исследований был анализ локализации туристского движения и классификация туристских территорий.
Приведем еще ряд определений
географии туризма, встречающихся
в научной и учебной
География международного туризма – основной раздел географии туризма, занимающийся изучением размещения основных туристских центров и центров туризма в различных районах мира, проблемы глобального туристского районирования, а также фактическую территориальную организацию международного туризма, тенденции и перспективы их развития.
Не будем отрицать сложившегося в нашей стране мнения о том, что география туризма является важнейшим разделом другой, более крупной науки, рекреационной географии. Рекреационная география – 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования – территориальные рекреационные системы; 3) научная отрасль, исследующая территориальные рекреационные системы – закономерности возникновения, размещения и функционирования мест отдыха на территориях и акваториях планеты.
§ 2. Цели, задачи и структура учебной дисциплины
Целью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира, России и Ближнего Зарубежья.
Перед географией туризма стоит целый ряд задач. А. Ю. Александрова полагает, что география туризма должна решать следующие задачи, которые можно разделить на две группы – общие и частные:
Задачи, стоящие перед географией туризма:
В структуре курса «География туризма» выделяются следующие разделы:
§ 3. Географические основы туристской деятельности
В настоящее время в
Динамично развиваются рекреационная география и география туризма, объектом исследования которых являются территориально-рекреационные геосистемы, представляющие собой совокупность природных и общественных объектов используемых в деятельности по организации отдыха и туризма. В рамках новой формирующейся науки – туризмологии, интегрирующей в себе все достижения связанные с исследованием туристских явлений и отношений, применение деятельностного подхода, как объяснительного принципа, в настоящей познавательной ситуации имеет реальный смысл.
Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), созванная ВТО в целях выяснения реальной сущности туризма во всех его аспектах, указывает, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.
Анализ теоретического поля географических,
социальных и экономических исследований
явлений и отношений в области
туризма позволяет сделать
Суть деятельностного подхода заключается в анализе специфических для человека форм преобразования наличной действительности окружающей географической среды. География как фундаментальная наука и ее дочерние ответвления не исключение. Здесь необходимо подчеркнуть, что частные науки социально-гуманитарного профиля, к которым можно отнести социальную географию и ее прикладные направления, да и сама методология науки вынуждены пользоваться определенными представлениями о деятельности, например, производственной или социальной деятельности, деятельности как предмете культурологии, рекреационной, научно-познавательной и прочей деятельности. Все эти науки анализируют тот тип деятельности, который выступает их предметом. Они исходят из каких-либо частных структур, в которых воплощается деятельность в данном случае. Они вносят свой вклад в исследование этих структур, имеющий определенное значение для понимания деятельности как таковой.
Известно, что исторически географические
условия и природная
На первых этапах возникновения и развития хозяйственной деятельности человека каждое племя или небольшая община находили все необходимое для жизни в окружающей природной среде. Исходя из данного посыла спектр человеческой деятельности был географически детерминирован. Однако в условиях замкнутого натурального хозяйства отдельная небольшая территориальная общность людей не могла организовать экономически эффективного производства необходимых материальных благ.
Основополагающую роль в развитии хозяйства сыграло разделение труда между территориальными общностями кочевников-скотоводов и земледельцев, отделение городских видов деятельности – ремесел и торговли, физического труда от умственной деятельности. Каждый из возникающих в процессе развития видов деятельности как бы занимал свою нишу в географическом пространстве. Через кочевые миграции, торговые пути и военные походы расширялись обмены продуктами и товарами, элементами культуры. Постепенно возникают зачатки географического разделения труда.