Лекции по "География туризма"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:31, курс лекций

Описание работы

География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.
Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.

Файлы: 1 файл

География туризма сравнительно недавно оформилась как самостояте.doc

— 998.00 Кб (Скачать файл)

Г – комбинированный тип маршрута

Н – начальная точка маршрута

К – конечная точка маршрута

ПП 1-4 – промежуточные точки маршрута

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов  по принадлежности транспорта: на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте – туры, на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования – туры на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; туры на личном транспорте туристов – специальные туры для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого  транспорта на туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные маршруты:

  • теплоходные маршруты – на теплоходах речных и морских пароходств. Морские: круизные – более 1 суток, экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы – более 1 суток; экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов;
  • авиационные туры: групповые – с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы – полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;
  • автобусные рейсы: туристско-экскурсионные – с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные – без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
  • железнодорожные туры: групповые путешествия – с использованием части мест в графиковых поездах; специальные – арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;
  • комбинированные туры – путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

 

§ 9. Турист: понятие, цели и типы

 

Имеется множество определений  туриста, которые отражают направленность нормативного акта и определенные экономические интересы государства по принадлежности. Собственно над этим определением специалисты трудятся более 50 лет. Первые определения туриста были сформированы в 1937 г. специальным комитетом Лиги Наций.

В 1963 г. на конференции ООН по международному туризму в Риме рассмотрены вопросы  туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение для туриста: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии, спорта, по семейным или деловым обстоятельствам».

Принятое международными организациями  понятие «турист» отличается от понятия  «экскурсант»: турист проводит вне своего постоянного места жительства более суток, экскурсант – менее суток. Например, согласно ВТО, турист – временный посетитель, то есть лицо, которое находится в стране, не являющейся его страной местожительства с любой целью, кроме осуществления оплачиваемой деятельности. Основные цели – учеба, лечение, транзит. Таким образом, турист – человек, который находится вне постоянного места жительства не меньше 24 ч и не больше года.

Распространяя эти определения  на отечественный туризм, туристом следует считать потребителя тура, туристского продукта или туристских услуг – временного посетителя местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящегося в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 6 месяцев в течение календарного года, или находящегося вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющего по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующего ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающегося при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.

 

Рис. 3. Классификация путешествующих лиц

 

Цели и мотивация  туристов

 

Рассмотрим побудительные мотивы туризма, привлекающие иностранных  туристов. К главным мотивам эксперты относят следующие:

  • изучение и знакомство с новой культурой и образом жизни, едой и обычаями;
  • знакомство с развлечениями, ночной жизнью, возможность посетить хорошие рестораны, дискотеки и другие увеселительные заведения;
  • возможность побыть немного в другом образе жизни, покутить, потратить свободно деньги, которые копились длительный период, хоть немного почувствовать себя человеком более высокого уровня;
  • смена общей обстановки, снятие стресса, отдых;
  • посещение театров, представлений, фестивалей, карнавалов;
  • встречи с новыми интересными людьми;
  • изучение условий для потенциального бизнеса в данной стране;
  • шоппинг-цели; приобретение сувениров и подарков;
  • отдых на море, спорт; зимний спорт и отдых;
  • лечение, оздоровительные цели;
  • религиозные цели, паломничество;
  • встречи с родственниками и друзьями.

Удовольствие и отдых – естественные потребности человека, позволяющие ему восстановить физические и душевные силы, снять стрессы, накопившиеся за время рутинной работы на протяжении длительного периода. Обычно отдых у нормально работающих людей бывает ежегодно от одной до пяти недель.

Вторыми по значимости определяются оздоровительные и лечебные цели: посещение курортов, санаториев, лечебно-оздоровительных учреждений, поездки оздоровительного характера, пребывание на лечебных водах, прочие виды лечения.

Далее следуют профессионально-деловые цели: сюда относятся командированные специалисты, например направляемые на монтаж и установку оборудования; участвующие в работе заседаний, совещаний, конференций, конгрессов и съездов, торговых ярмарок и выставок; поощрительные поездки работников предприятий (инсентив-туризм); выступления с лекциями и концертами; подготовка программ туристских поездок (рекламные туры); заключение договоров на размещение и транспорт; работа в качестве гидов и других должностях в сфере туризма; участие в профессиональных спортивных мероприятиях; оплачиваемое обучение, образование и исследовательская деятельность (отметим особо, данная методика несправедливо относит сюда же и правительственные командировки, включая дипломатов и военнослужащих или сотрудников международных организаций за исключением прохождения службы в посещаемой стране); гостевые поездки к родственникам и знакомым, отпуск с выездом на родину, присутствие на похоронах, уход за инвалидами; религиозные – паломничество, участие в религиозных мероприятиях.

 

Типы  туристов

 

Всех туристов можно классифицировать по следующим  признакам: в зависимости от их активности и от стиля жизни. Традиционно среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп:

Любители  спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.

Любители  удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова как флирт, дальние расстояния.

Пример. Господин Малов просыпается около полудня и идет в плавательный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полудня господин Малов играет с другим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть договоренность на ужин. После ужина – посещение дискотеки, которая длится до утра.

Любители  активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.

Любители  спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт – их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

Отдыхающие  с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы: Пр, П и Пд,. Туристы типа Пр, посещают места, описанные в путеводителях. Тип П уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа Пд имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.

Любители  приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск – это возможность испытать себя.

Классификация туристов на группы в зависимости  от стиля их жизни предполагает более  углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаниями.

При выделении  групп туристов в зависимости  от стиля их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени. В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

Любители  наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Пример. Члены семьи Скуратовых проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых – это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.

Пример. Госпожа Белова собралась по-настоящему отдохнуть во время отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много катается на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, – читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.

Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

Пример. Семья Куликовых сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.

Пример. Господин и госпожа Веселовы уже многие годы ездят отдыхать в небольшой пансионат для семейных пар. За завтраком они прочитывают свою местную газету, которая присылается для них по заказу. После завтрака они часто доезжают на машине до парка и идут на прогулку. Иногда они ездят в ближайший город, немного гуляют по улицам и остаток времени проводят в каком-нибудь уютном кафе.

В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов. Так, например, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта их можно разделить на четыре категории:

Информация о работе Лекции по "География туризма"