Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:31, курс лекций
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.
Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.
Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам России, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москва и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах России имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.
Несмотря на сложности в использовании туристско-рекреационного потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристско-рекреационной сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.
§ 12. Понятие и свойства туристских ресурсов
В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Н. П. Крачило дает следующее определение: «Под рекреационными ресурсами следует понимать сочетание компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения рекреационных потребностей человека».
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается другое по форме, но сходное по смыслу понятие: «Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, призванные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил».
М. Б. Биржаков полагает что «туристские ресурсы – природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма».
В работах ученых РМАТ (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Т. А. Ирисова, Е. В. Колотова) встречается несколько иное определение понятия «туристские ресурсы». В частности, под туристскими ресурсами понимаются природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных воможностей.
Ясно одно – туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов – объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов – туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным.
Туристские ресурсы создают возможность расширения производства турпродукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном порядке ограничений.
Туристские ресурсы
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.
Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и др.
Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом.
Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. То есть туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов.
Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями.
Привлекательность (аттрактивность) – основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа.
Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус.
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства.
Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туриста.
Известность – популярность туристского объекта среди туристов.
Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.
Выразительность – взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность – состояние объекта, его подготовленность к организованному приему туристов.
К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие основные требования: