Лекции по "География туризма"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:31, курс лекций

Описание работы

География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В. С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социально-экономической географии, аналогичной другим отраслевым экономико-географическим дисциплинам.
Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (на западе – географии отдыха и географии досуга). Тем не менее, география туризма и рекреационная география признаются различными учебными и научными направлениями. Очертить границы географии туризма представляется возможным только при концептуальном определении понятий «туризм», «рекреация», «отдых» и «досуг». А сделать это пока еще никому не удается.

Файлы: 1 файл

География туризма сравнительно недавно оформилась как самостояте.doc

— 998.00 Кб (Скачать файл)
  • «экономные» покупатели туристского продукта отличаются высокой чувствительностью к цене, к качеству и ассортименту услуг;
  • «персонифицированные» покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;
  • «этичные» покупатели туристского продукта склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма;
  • «апатичные» покупатели туристского продукта, для которых важным является качество услуг туризма и не играет роль цена на них.

В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:

  • люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
  • люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания;
  • люди с покупательским поведением, которое касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, заставляющих его определенным образом реагировать на рекламу.

Немецкий специалист Г. Ган выделяет следующие типы туристов: S-, F-, W-1, W-2, A- и B-типы.

S-тип (нем. Sonne, Sand, See – солнце, песчаный пляж, море) – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суету, но приветствует контакты с приятными людьми;

F-тип (нем. Ferme und Flirtorientierter Eriebnisur Lauber – отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) – этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста – общество, удовольствие, смена впечатлений;

W-1-тип (нем. Wald und Wanderorientiert – любитель лесных прогулок и походов) – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т. п. Его кредо – физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;

W-2-тип – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий наличия условий для занятий любимым делом. Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т. д.);

А-тип (нем. Abentener – приключение) – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста;

В-тип (нем. Bildung und Besichtigung – образование и осмотр достопримечательностей) – любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т. д.

 

§ 10. Туристский рынок и особенности его функционирования

 

Туристский рынок можно  рассматривать в качестве: инструмента  согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта; сферы реализации туристского продукта; сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта. В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов). Туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.

Субъектами туристского рынка  являются потребители туристского  продукта (туристы); производители туристского продукта (турфирмы); правительство (внешне регулирует туристский рынок в соответствии с политикой государства).

На туристском рынке туристский продукт выступает как меновая  стоимость, которая никак не определяется количеством труда, затраченного на его производство. Она зависит только, насколько высоко потребители субъективно оценивают этот продукт как полезный товар. Поэтому туристский рынок характеризуют как «рынок покупателя». Туристский рынок – экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.  

Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным. Предложение на туристском рынке – это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.

Предложение туристского  продукта обусловлено определенным предпосылками, среди которых наиболее важными являются: наличие производителей туристского продукта (туроператоры), уровень развития туристской индустрии, объем туристских ресурсов. Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства туристского продукта. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение – цены поднимаются; если же предложение превышает спрос – цены снижаются.   

Большое количество производителей туристского продукта рождает конкуренцию  между ними, которая также является составной частью туристского рынка. Конкуренция – взаимная борьба предпринимателей за монопольное, или наилучшее положение на туристском рынке. Конкуренция, как и любое явление в обществе имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди положительных – высокий уровень мотивации (заинтересованность) производителей продукта на повышение качества и снижение цен. К отрицательным относится – конфликтность, нестабильность, банкротство предприятий, массовое увольнение рабочих и сокращение рабочих мест.   

Конкурентная борьба ведется двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. При ценовой конкуренции продавцы повышают или понижают цену в зависимости от спроса. Но, все большую роль играет неценовая конкуренция, когда производитель выделяет свой продукт из ряда аналогичных продуктов конкурентов, придавая ему уникальные для покупателя свойства. Что выражается в разнообразных элементах программы обслуживания, которые должны быть редкими или уникальными, это может быть посещение новых туристских объектов, поведение или участие в каких-либо мероприятиях, праздниках, что ранее не практиковалось, в общем, все то, что может заинтересовать туристов, привлечь их внимание, настолько, что они будут готовы заплатить за новый турпродукт большую сумму на фоне снижения цен за традиционные программы.  

Понятие «направление» в  туризме имеет двоякое значение.

  1. Направление как страна или регион (географическое понятие). Совокупность знаний о той или иной стране – ее географическое положение, климатические особенности, экономическое развитие, религия, уровень жизни населения, менталитет, уровень безопасности, национальная валюта, бытовая информация;
  2. Направление как вид туризма. Особенности данного вида туризма: в каких странах развивается, в какой сезон, гостиницы каких типов используются.

Туристский рынок –  это рынок услуг. Он имеет специфические  особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.

Во-первых, туристские услуги: а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать руками, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантии предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходима исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдения принципа «связи цены и качества» (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагают низкое качество);  

б) теряются во времени (доход  от не предоставленной во время услуги теряется навсегда) здесь важна оперативность  информации и работа с заказом  клиента, а также гибкое, ступенчатое  ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;

 в) качество отдельных  услуг в составе тура может  меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариативность обслуживания. 

Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то экскурсия, тур или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления. Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (платит не лично производителю услуг, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристкой фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.  

В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах – все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.

В четвертых, в туризме  качество в большой степени зависит  от исполнителей, от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) – работников контактных профессий. Оно меняется при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивация качественного труда, создания гибкого турпродукта являются первостепенными для турпредприятия.

В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).

 

§ 11. Туристско-рекреационный потенциал территории

 

Необходимым условием развития рекреации  является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в  разных масштабах: на уровне мира, страны, района и др.

Под рекреационным потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории (Т. В. Николаенко). Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов, что является, по мнению автора, не совсем верным утверждением.

Очень часто, под рекреационным потенциалом понимается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена (Т. В. Николаенко). В понятие рекреационного потенциала входит понятие «условия и факторы развития рекреационной деятельности».

Что необходимо учитывать при определении  перспектив туриндустрии в том или  ином регионе? Ю. П. Ковалев полагает, что при проведении данных исследований методически верным является выделение следующих аспектов:

  • выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;
  • оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциала;
  • оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;
  • подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

При этом значительное внимание уделяется  понятиям «туристско-рекреационный  потенциал» и «туристско-рекреационная сфера». Тем не менее, использование данных понятий является не совсем методологически верным. Следует заметить, что рекреация и рекреационная деятельность (как уже было сказано выше), включает в себя туризм и туристскую деятельность. Поэтому употребление формулировки «туристско-рекреационный» не является оправданным, так как заведомо содержит в себе дублирование. Автор рекомендует раздельное использование данных понятий – «туристский потенциал» и «рекреационный потенциал».

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой  сложной задачей, так как в  настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

  1. уникальность имеющихся объектов;
  2. различия в доступности объектов;
  3. различия в плотности размещения объектов в пределах региона;
  4. разнообразие и комплексность имеющихся объектов;
  5. физическое состояние объектов.

Информация о работе Лекции по "География туризма"