Лекции по "Спорт и туризм"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:20, курс лекций

Описание работы

Спортивный туризм и его особенности
В отличие от простого туризма, спортивный туризм имеет под собой спортивную составляющую, а не просто активный отдых. То есть, можно сказать, что спортивный туризм - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление определенных препятствий в природной среде (перевалов, вершин в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Это первая важная особенность спортивного туризма

Содержание работы

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса.
Тема 2. Место спортивного и приключенческого туризма в туристской индустрии
Тема 3. Способы выбора маршрутов в спортивном и приключенческом туризме
Тема 4. Спелеотуризм и основные направления его развития
Тема 5. Экстремальный спортивный туризм
Тема 6. Сафари и охотничий туризм
Тема 7. Экзотическая туристская деятельность (Азия, Африка и Америка)
Тема 8. Дайвинг и основные направления его развития
Тема 9. Рафтинг и основные направления его развития
Тема 10. Экстремальный туризм в военных конфликтных зонах
Тема 11. Экстремальный туризм в зонах бедствия
Тема 12. Необычные услуги в приключенческом и экстремальном туризме
Тема 13. Гольф туризм
Тема 14. Велосипедный и автомобильный туризм
Тема 15. Мотоциклетный и конный туризм

Файлы: 1 файл

Спортивный и приключенческий туризм.docx

— 107.93 Кб (Скачать файл)

  Экзотический туризм нередко еще называют приключенческим. В последнее время все большую популярность приобретают путешествия в достаточно отдаленные от цивилизации районы, причем чаще всего такие поездки связаны с нетрадиционными транспортными средствами или активными способами передвижения. Для экзотического туризма требуется определенная физическая подготовка, так как путешествия связаны с определенными трудностями, однако проводники, лагери и специальное снаряжение делают экзотический туризм максимально комфортным и, что немаловажно, практически полностью безопасным.

  Условно экзотический туризм делится на две категории: путешествия и спорт. Спортивный экзотический туризм – это альпинизм, походы, сплавы по рекам, парапланелизм, в общем, виды спорта, связанные с некоторым экстримом и экзотикой. Иногда к спортивному экзотическому туризму относят даже дайвинг, хотя он и имеет достаточно широкое распространение. Экстремальные виды спорта могут быть как основой туристический поездки, так и ее частями – например, путешествие по джунглям может включать в себя сплав по местной реке.

  Приключенческие путешествия – это походы, проходящие в тяжелых природных условиях. Конечно, они сопровождаются некоторой спортивной деятельностью, например, альпинизмом, однако главное в таком походе непосредственно путешествие по местности.

  Больше всего популярностью пользуются пешие маршруты по горам, сплавы по рекам, путешествия на лошадях, велосипедах или внедорожниках. От спортивных походов такой туризм отличается тем, что путешественники не варят пищу, не носят рюкзаки и не ставят палатки – всем этим занимаются профессиональные гиды. Вещи для туристов несут носильщики, на сплавах путешественники часто даже не занимаются греблей, а велосипедные поездки всегда сопровождает автобус. Это делает экзотический туризм более комфортным и доступным, чем тяжелые спортивные походы, и позволяет даже не имеющим туристического опыта людям побывать в интересных местах и испытать острые ощущения.

  Разумеется, все эти маршруты сначала обходятся профессионалами, вычисляется их сложность, простота отъезда и подъезда и т.д. – и только после этого по маршруту пускают туристов. Риск в таком путешествии минимальный, а его присутствие делает экзотический туризм особенным.

  Для всех экзотических туров существуют определенные правила безопасности, требования к снаряжению и одежде, проживанию и питанию. Конечно, такие туры недешевы, так как проезд, сервис и обеспечение комфорта в экстремальных условиях не может не стоить достаточно дорого.

  Кстати, далеко не всегда экзотический туризм связан с трудностями и тяжелыми условиями. Иногда под экзотическим туризмом понимают обычное классическое путешествие в какую-нибудь восточную страну, менталитет и обычаи которой сильно отличаются от русских. Это тоже определенного рода экзотика, хотя и не связанная с пешими походами или путешествием по джунглям.

  Районы экзотического туризма:

  • Развитые и цивилизованные страны Северной Африки: Тунис и Марокко;
  • Государства Центральной и Южной Африки: Танзания, Кения, ЮАР и т.п.;
  • Япония, Китай и другие страны Восточной Азии;
  • Страны Карибского бассейна;
  • Австралия;
  • Южная Америка: Галапагосские острова, Парагвай, Венесуэлла, Бразилия и т.д;
  • Некоторые группы островов или острова: Сейшелы, Бали, Таити и т.д.;
  • Страны Юго-Восточной и Южной Азии: Непал, Индия и т.д.

  Кстати, туристическая инфраструктура развита далеко не во всех местах для экзотического туризма. К примеру, на Полинезийских островах есть только один международный аэропорт – а по сами островам уже придется попутешествовать на местных самолетах или вообще по воде. Из-за длительного переезда на островах очень мало русских.

  Экзотический туризм в местах с развитой инфраструктурой – это отдых в комфортабельных отелях, удобные пляжи и чаще всего дикая нетронутая природа. Как таковых музеев и архитектурных достопримечательностей здесь нет, но вот расслабиться и почувствовать себя оторванным от цивилизации вполне можно.

  Большой популярностью у туристов пользуется африканское сафари. В Танзании, Кении и ЮАР у туристов есть возможность погонять на джипах по африканским пустыням и степям, иногда даже охотясь на диких животных.

  Сафари устраивают и в Австралии и Новой Зеландии – там туристы могут поохотиться на крокодилов или кенгуру или заняться дайвингом на Большом Барьерном рифе. Однако в большей степени в Австралии интересны местные аборигены – живое воплощение древних предков человека. Развитая, уникальная и многогранная культура этих племен по-настоящему экзотична, она полностью отличается от всего, к чему привыкли цивилизованные люди.

  Совершенно особым и по-настоящему экстремальным районом экзотического туризма является Антарктида. Как ни удивительно, сейчас туры организовывают даже туда – и находится немало желающих посмотреть на величественные льды. Более мягким вариантом такого тура является поездка в Гренландию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8.   Дайвинг и основные направления его развития. 

  Подводное плавание с аквалангом мощной волной ворвалось в наш урбанизированный мир. Совсем недавно им занимались лишь профессиональные водолазы, ученые-биологи, боевые пловцы, спортсмены и фанаты - любители. 

Сегодня все шире становится круг любителей подводного плавания. Любой, более-менее здоровый человек, может погрузиться под воду, где почувствует себя исследователем подводных глубин или искателем приключений. При наличии снаряжения, знаний и умений, плавать под водой относительно легко и безопасно. 

  Помимо возможности наблюдать удивительных подводных существ, вы испытаете удивительные ощущения – например от возможности дышать под водой и не ощущать вес своего тела.  
 По-английски - diver (дайвер) значит ныряльщик, “scuba diver” (скуба-дайвер)– ныряльщик с аквалангом. Слово «дайвинг» уже прочно вошло в русский язык. Дайвинг (погружение с аквалангом) – это спорт, хобби, охота за небывалыми ощущениями, способ изящно и респектабельно провести отпуск, это познание самого себя. В конце - концов, это мода, стиль жизни.  Как всегда в России, возникает некоторая путаница, кто есть кто. «Дайверами» в России называют тех, кто совершают подводные прогулки для собственного удовольствия, выбирая местом отдыха и всевозможных приключений подводный мир. Дайверы, в понимании среднего россиянина (особенно окончившего отечественные курсы аквалангистов, или не окончившего вообще никаких курсов), это такие снобы, которые имеют очень красивое дорогое снаряжение, холодную воду не любят, ныряют не очень часто и всё больше за границей, имеют поверхностные знания, не отказываются от пива между погружениями и чего покрепче после.  
Воспитанники старой российской школы водолазов по-прежнему делятся на аквалангистов и водолазов. Собственно говоря, аквалангисты это те же дайверы, только российские (кстати, ни от пива, ни от всего остального они также не отказываются, а знаний, иногда, имеют ещё меньше).  Условно можно сказать, что окончившие недорогие российские курсы аквалангистов - это аквалангисты, окончившие дорогостоящие заграничные курсы скуба-дайверов - дайверы. Впрочем, аквалангисты тоже могут называть себя «дайверами», таким образом, приобщая себя к элите. 
Выражение «скуба-дайвер» на Дальнем Востоке почти не употребляется, может быть из-за несколько неблагозвучно звучащего слова «скуба», а, может быть, из-за того, что у нас просто нет профессиональных ныряльщиков с маской - «дайверов», в заграничном понимании (между прочим, тоже курсы кончать нужно). Совершенно точно можно сказать, что в России люди, работающие в тяжёлом водолазном снаряжении и использующие для дыхания воздух с поверхности, не называют себя ни дайверами, ни аквалангистами. Их профессия - работа под водой. Они обслуживают подводные нефтяные платформы, осматривают суда и береговые сооружения, занимаются сваркой и резкой металла под водой и т.д. Иногда они надевают более лёгкое снаряжение, используют для дыхания под водой акваланг, но всё равно остаются водолазами. 
 В общем, для профессиональных российских водолазов, градация чёткая: водолазы - это серьёзно, основательно, ещё к Петру I восходит. Аквалангисты неплохо, по-нашему, по-российски, но несколько поверхностно, (оделся, нырнул, 40 минут поплавал и домой), а дайверы это вообще так, «поход выходного дня». 
 Впрочем, последние отвечают им тем же, и хотя и признают за профессиональными водолазами знания, которыми сами не владеют, но считают их «мастодонтами», «динозаврами» и «пережитком прошлого». Их лозунг: «Жить надо для удовольствия, и жить надо сегодня"!» 
 Цель данной работы – рассмотреть проблемы и перспективы развития дайвинга в мире и в России; рассказать о недостатках и достоинствах подводного плавания, дать характеристику видам дайвинга.

  Дайвинг.

  Люди начали нырять и плавать под водой задолго до Рождества Христова. Самыми первыми приспособлениями для плавания под водой были полые трубки из тростника или кожи с вставленными вовнутрь кольцами. Позднее появились кожаные бурдюки с запасом воздуха, а также горшки, сосуды из тыквы, металла или глины, создающие воздушную подушку для дыхания. Так горшок увеличился в размерах и превратился в водолазный колокол. Из него люди выходили в воду, держа во рту все те же кожаные трубки с кольцевыми вставками. 
 Первые попытки вентиляции колокола были предприняты английским физиком Эдмундом Галлеем в XVII веке. Запасы воздуха в колоколе обновлялись «бочонками посылаемыми с поверхности». В 1690 году Галлей произвел погружение в колоколе на глубину 18 метров и пробыл там полтора часа. Настоящая вентиляция колокола с помощью мехов, а также первые невозвратные клапаны были предложены Денисом Папеном в 1688 году, однако реализовались его идеи много позднее – в 1788 году Смитоном и Ренни. 
 Из водолазного колокола «вышел» и первый рабочий водолазный скафандр. Его построил в 1797 году немецкий инженер Карл Генрих Клингерт. 
 

 

 

 

Тема 9. Рафтинг и основные направления его развития.

  В последнее время в наш обиход вошло много новых слов и понятий. Сюда же можно отнести и слово «рафтинг». Это слово происходит от английского слова «raft», что в переводе на русский обозначает плот. 

В настоящее время современный рафт с традиционным деревянным плотом имеет совсем мало общего. В современном понимании рафт – это надувная лодка специальной конструкции, изготовленная из современных материалов, и которая может вмещать от четырех до двадцати человек. Самое большое распространение получили лодки вместимостью до десяти человек. Отличительной чертой современного рафта является его высокая устойчивость на воде, можно сказать, что это такой себе вездеход-универсал для путешествий по водным просторам. 

Диапазон использования рафта довольно широк – начиная от однодневной семейной прогулки на тихой воде, и кончая использованием его в многодневных экспедициях по бурным рекам, а также при проведении спасательных операций. Но самую большую популярность рафт приобрел на так называемой «белой воде» - сплав по течению бурной реки с прохождением различных ее препятствий и порогов.  
 Вполне понятно, что рафтинг по горным рекам является экстремальным занятием, которое несет в себе определенную доля риска для здоровья и жизни его участников. Мнение, что на рафте могут самостоятельно сплавляться неопытные новички, является глубоко ошибочным. Такое занятие можно считать относительно безопасным и увлекательным только при соблюдении необходимых норм безопасности, наличия опытного гида-сопроводителя и при соответствии сложности участка реки уровню подготовки группы. Если сравнивать прохождение горной реки на каяке, катамаране или байдарке, которые требуют от участников довольно высокого уровня подготовки, рафтинг можно считать довольно простым и более доступным способом покорения водной стихии. Но самым главным является то, что рафтинг не теряет своей привлекательности для любителей экстрима и острых ощущений. Благодаря этому, такой способ преодоления горных рек стал широко популярным среди непрофессионалов, и стал довольно часто востребоваться в сферах отдыха и развлечений. Потому множество туристических агентств и компаний, в разных странах, предлагают своим клиентам данный вид экстремального отдыха.  Следует отметить, что рафтинг в первую очередь является командным видом спорта, где каждый участник выполняет определенные функции, а экипажем руководит опытный инструктор. При славах на рафтинге используются три основных способа гребли: 

1. Распашными веслами, установленными  на специальной раме.  
2. Канойный способ. 

3. Комбинированный способ, при котором гребцам с распашными  веслами помогают каноисты. 

  При спортивном сплаве в основном пользуются канойным способом. Здесь гребцы с веслами располагаются равномерно вдоль бортов рафта, сидя на гондолах, фиксируя ноги на дне лодки специальными петлями. Сидящие на задней части рафта гребцы, выполняют роль рулевых. Как правило, один из рулевых, а им является самый опытный участник, отдает команды всем участникам сплава. Руководствуясь этим указаниям, члены экипажа синхронной работой весел удерживают рафт в необходимом направлении. При спуске рафта по бурной реке его бросает как щепку, и только благодаря согласованным действиям всего экипажа удается сохранять нужное положение и успешно закончить сплав. 

  Принимая во внимание условия, при которых происходит сплав, для экипажа обязательным является использование специального защитного снаряжения. Сплав рафта, как правило, происходит по бурным и стремительным потокам, поэтому все члены экипажа должны иметь такие специальные элементы защиты как защитный шлем и спасательный жилет. Кроме того, в экипировку должна входить термоизоляционная одежда, специальная обувь, так как горные потоки несут с собой довольно холодную воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Экстремальный туризм в военных конфликтных зонах.

  Военный туризм в узком смысле — путешествия в зоны боевых действий в целях осмотра достопримечательностей и боестолкновений. Также употребляется в более широком смысле — туристические сервисы, которые могут включать полёты на боевых самолетах и вертолётах, посещения военно-исторических музеев и исторических мест боевых действий в разных странах[1], а также участие в реконструкциях знаменитых сражений.

  До 19-го века большинство сражений было кратковременными, как правило, проходившими в течение нескольких часов. Один из первых военных корреспондентов, голландский живописец Виллем ван де Вельде Старший в 1653 году вышел в море на маленькой лодке, с которой наблюдал морское сражение между голландцами и англичанами, сделав на месте несколько его зарисовок.

  Распространение военный туризм стал получать с середины XIX века. Создатель организованного туризма Томас Кук во время гражданской войны в СШАорганизовывал экскурсии британских туристов на места боевых действий в Америке. Первое сражение при Булл-Ран (именуемое конфедератами как «Первое сражение при Манассасе») — первое крупное сухопутное сражение гражданской войны, состоявшееся 21 июля 1861 года. Посмотреть на ход битвы съехалось множество представителей вашингтонской элиты, рассчитывавших увидеть быстрый разгром армии южан. Когда армия северян была разгромлена, зрители в панике бросились уезжать в Вашингтон, что создало пробку на дороге.

Информация о работе Лекции по "Спорт и туризм"