Лекции по "Технике и технологии в СКСиТ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:37, курс лекций

Описание работы

Труд работников скс осущ-ся в форме услуг. Эк-сты делят услуги на 2 вида:
чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
мат-е/произв-е услуги

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

К 1939 в СССР создана  курортная индустрия (1828 санаториев, 1270 домов отдыха). В период ВОВ  все развитие т. было приостановлено.

В 1956 – всего обслужено 179,3 тыс. туристов, 2,4 млн. экскурсантов, реализовано услуг на 17,8 млн. руб.

В послевоенные годы получил  широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский  т. (детские экспедиции)

Начиная с 1960-х – распространение  туристко-экскурсионного т.

1958 - создается Бюро  международного молодежного туризма  «Спутник». Бюро занималось вопросами  обмена молодежными группами  СССР с другими странами.

Административно – нормативный:

Основные черты:

  • развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования
  • расширение географии т. (Сибирь, Дальний Восток)
  • концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах
  • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение)
  • формирование самой крупной и самой дешевой  в мире базы социального и самодеятельного т.
  • создание научной основы изучения т.
  • рост показателей иностранного т.

Развитие т. в этот период происходило в соответствии с планами (5-10 лет), выполнение которых  было обязательно, утверждались высшими органами по туризму. Данный период харак-ся развитием соц.т. Т. используется как воспитательное воздействие на молодое поколение (70-е всесоюзные походы, экспедиции). Цель: воспитание патриотизма, экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка.

70-е – 80-е – Центральная  детская туристко-экскурсионная  станция и Управление дальних  путешествий Министерства просвещения  СССР.

80-е – 90-е – растет  материально-техническая база, получают  распространение семейный отдых  и курсовочное лечение (отдыхающие проживали в квартирах частного сектора, лечения получали в санаториях).

Было хорошо развито  экскурсионное обслуживание, наиболее высокие темпы ежегодного роста  иностранного т. приходится на 1976-80.

 

47. Особенности  развития туризма в России (современный период).

Существует 5 периодов развития туризма в России:

  1. Просветительский (до 90-х гг.19 века)
  2. Предпринимательский (1890 – 1917)
  3. Организационно – централизованный (1930 – 1970)
  4. Административно – нормативный (1970 – 1990)
  5. Переходный (с 1990)

Переходный период характеризуется  переходом от административного  регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и связанных с  тур деятельностью в частности.

Тенденции:

  • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (тур предприятия становятся собственностью разных владельцев)
  • формирование тур рынка на основе новых законов
  • использование тур ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений
  • изменение хар-ра спроса в связи с появлением новых видов тур услуг (шоп-туры, развлекательные, приключенческие, образовательные)
  • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха)
  • возникновение большого числа малых и средних тур предприятий
  • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга

В 2000 развитие т. в РФ характеризовалось следующими направлениями:

  • дальнейшее развитие тур рынка
  • совершенствование соответствующей законодательной базы
  • освоение новых технологий в гостиничном бизнесе
  • разработка новых видов ту продукта
  • использование компьютерных систем бронирования и резервирования
  • развитие образовательной и научной базы туризма
  • создание российских тур обществ
  • появление монопольных структур на российском тур рынке
  • совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами
  • активизация продвижения тур продукта на рынке

 

48. Понятие  туристского продукта.

Турпродукт – комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристко-экскурсионная услуга и товары туристко-сувенирного назначения.

Тур – первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.

Обязательную программу  туроператор оформляет в виде турпутевки или ваучера, договора купли-продажи, т.е. документы, в которых гарантируется  все обязательное для турпредприятия и потребителя туруслуги.

Товары туристко-сувенирного назначения включают в себя специфическую материальную часть турпродукта, куда входят туристкие карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения (для активного способа передвижения).

Неспецифическую часть турпродукта, куда входят товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста.

Дополнительные туристко-экскурсионные  услуги непредусмотренные турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени (дополнительное питание, внутри маршрутный транспорт, услуги гида и т.д.). ВТО разработала 400 видов таких услуг. Эти услуги турист приобретает за дополнительную плату.

Структура затрат туристов по элементам турпродукта:

  • тур – 50%,  - дополнительные услуги – 30%,  - товары – 20%

Производство турпродукта  нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство)

Производство – осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом.

В туризме как нигде  нужны инновации.

 

49. Разработка  тура.

Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги годов-переводчиков и др, предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия.

Фундаментальная классификация – цель путешествия:

  1. рекреационный
  2. познавательный
  3. спортивный

Мотивация:

  1. туры лечение
  2. спортивные туры
  3. обучение
  4. самовыражение и самоутверждение (приключенческие)
  5. решение деловых проблем
  6. развлечение и потребность в общении с людьми
  7. повышение культурного уровня (познавательные, театральные)

При разработке тур продукта следует соблюдать главный принцип  – цель путешествия.

Технология  разработки тура:

  1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и    формирование тура)
    • ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы)
    • ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы)
    • Сегментация рынка (мотивация, цели) – «название тура»
  2. География маршрута (перспективное планирование тура)
    • выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение)
    • тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой)
  3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами)
  4. Информационно-методическое обеспечение тура
    • составление карточки транспортного маршрута
    • описание маршрута (вербальное описание, условия приема и обслуживания)
    • график движения по маршруту (расписание)
    • документ условия приема и обслуживания туристов (условия о размещении: какие номера, комнаты ли каюты, сколько человек может проживать. санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душ или ванны в номерах; условия питания : ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места проживания, план питания; программа туристко-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий)

- карта-схема маршрута

- справочные материалы по маршруту

- различная информация  для составления памятки для  туристов, выезжающих за границу,  памятка для менеджера

- описание технологических  особенностей тура (прививка от  СПИДа, малярии, азиатская гостиница,  Диснейленд и т.д)

    • памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание, питание, скидки на группу)
    • заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо, название тура, информация о туристах русский и латинский вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт, время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров, питание, экскурсии)
  1. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция)
    • транспортные услуги
    • бронирование билетов
    • трансферы
    • внутримаршрутный транспорт
    • заработная плата
    • отчисления во внебюджетный фонд

6. Продвижение тура  на рынок (инструменты продвижения)

    • реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи)
    • стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению – метод поддержки)
    • связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций отдаются в информационные службы, комитеты)
    • пресс-конференции и пресс демонстрации
    • иллюстративные рассказы с описанием – имидживая статья
    • презентации
    • ознакомительные туры
    • выставки, ярмарки, научно-практические конференции
    • различные видеофильмы

7.Этап реализации путевок  (формирование агентской цепи)

 

50. Качество  турпродукта.

Качество т.п. – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.

Кач-во т.п. характеризуется  кач-ом услуг и культурой обслуживания.

Обязательные  требования к кач-ву т.п.

  • безопасность жизни и здоровья
  • гарантия предоставления услуг, согласно путевке
  • сохранность имущества туристов
  • охрана окружающей среды

Критерий кач-ва выражается ч/з систему показателей, отражающих разл-е виды деятельности по обслуживанию туристов.

На кач-во тур  обслуживания влияют след. факторы:

  • природно-климатические
  • культурно-исторические ценности
  • психологические
  • специфические потребности туристов
  • куль-ра труда и поведения сотрудников
  • имидж предприятия

Кач-во обслуживания во многом определяют:

  • политика в области Т.
  • уровень капитальных вложений в развитие инфраструктуры
  • компетенция персонала тур предприятия
  • гибкость системы управления

Важными показателями кач-ва т.п. явл-ся гарантия безопасности и  предоставление заранее оплаченных услуг.

Стандарты кач-ва тур  обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации (ГОСТы, введенные с 95г.)

 

 

51. Сертификация  тур продукта.

Сертификация  –  совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.

Цель:

  • создание условий для деятельности организации предпринимателей на едином товарном рынке РФ для участия в международном, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле
  • содействие потребителям в выборе услуг
  • защита потребителей от недобросовестного производителя услуг
  • контроль о безопасности услуг окружающей среды жизни, здоровья и имущества потребителей
  • подтверждение показателей качества услуги заявленной исполнителем

 Сертификация бывает:

  • самосертификация, проводимая самим предприятием – изготовителем продукции и услуг
  • сертификация, осуществляемая потребителем
  • сертификация, осуществляемая 3-ей стороной – специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя
  • обязательная - (безопасность, охрана окр-ей среды, здоровье потребителя)
  • добровольная -  (цель – создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, услуги, для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования)

Информация о работе Лекции по "Технике и технологии в СКСиТ"