Туррынок – типичный
рынок дифференциальной конкуренции,
на котором д-ют множество произв-лей
турпродукта (214 фирм в Пр. крае) –
турпред-я, ср-ва размещения. Регулир-е
туррынка происходит ч/з систему
д-ров.
58. Маркетинговые исследования туристского
рынка.
Маркетинговые
исследования – сбор, обработка и анализ данных с целью
уменьшения неопределенности, сопутствующей
принятию маркетинговых решений.
Задачи:
- нахождение потенциальных потребителей
- изучение их потребностей, существующего и будущего спроса
- текущее наблюдение за целевым рынком
- прогнозирование долговременных тенденций развития рынка
Правила и
процедуры маркетинговых исследований:
- исследования должны носить комплексный и систематический характер
- при их осуществлении должен соблюдаться научный подход, основанный на объективности, точности и тщательности
- исследования должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции
- мар-е иссл-я должны быть тщательно спланированы и состоять из комплекса последовательных частных действий (этапов)
Система
м-гового исслед-я, включающая 5 этапов:
- Определение проблемы (где необх-мо определить источник и границы отриц-го/полож-го явления, а также задачу исслед-я)
- Разработка гипотезв, которая на основе имеющихся рез-в исслед-я, а также с учетом предполагаемых рез-в. Гипотеза явл-ся предположением о существовании проблемы/определенных обстоятельств
- Сбор данных: принятие решения о способах связи с опрашиваемыми, разработка образцов анкет, обработка полученных данных
- Анализ и расшифровка рез-в исслед-я, полученные данные д.б. обработаны с пом-ю соответствующих технологий и по рез-там д.б. сделаны выводы
- Отчет о рез-тах исслед-я. Рез-ты всегда оформл-ся в виде отчета, задача которого – изложение рез-в и выводов о проделанной работе, также д.б. отражены основные методологические аспекты, позволяющие оценить объективность исслед-я.
59. Разработка
м-говой программы турпредпр-я.
Турм-г – система организации и управления деятельностью
тур предприятий, направленных на разработку
новых более эфф-х видов туристко-экскурсионных
услуг, их произ-ву и сбыту с целью получения
прибыли на основе повышения качества
т.п. и учета процессов, происходящих на
смежном тур рынке.
Основная функция
т.м. – целенаправленное воздействие на формирование
рекреационных потребностей, спроса, коммерческих
цен, сегментации рынка, развитие ассортимента
тур услуг.
К функциям маркетинга
относится:
- учет рыночного спроса
- определение оптимального ассортимента
- определение структуры производства (управления)
- принятие эфф-х решений
- разработка сбытовой политики
Содержание
маркетинга:
- изучение спроса на т.п.
- требование потребителей к качеству тур услуг
- составление программы мар-га по продукту с учетом издержек (реклама)
- установление верхнего предела цен на т.п. и рентабельность его производства
- разработка инвестиционной и ассортиментной политики
- определение конечного результата (стратегия) – доходы и прибыль
Структура
м-говой программы:
- Генеральная м-говая стратегия:
- выбор м-говой стратегии, приемы которой будут применяться
- специфические группы клиентов
Виды стратегии:
- сегментирование рынка
- инновации
- диверсификация – попутное занятие, которое несвойственно данному турпредпр-ю
- интернационализация – планомерное, системное, анализ зарубежных рынков
- глобализация – определение общих, независимых от специфики отдельной страны рынков и услуг, т.е. определение глобальных рынков, приоритетных для внедрения
- кооперация
- технологические стратегии – сознательный выбор технических направлений (высокий сервис, культура обслуживания, оперативное обслуживание клиентов)
- Ценовая политика
- Выбор каналов распределения
- Обслуж-е (уровень сервиса, страхование)
- Реклама и promotion
- Стимулирование сбыта (продаж), способы, ср-ва
60. Маркетинговая
стратегия.
Маркетинговая
стратегия – процесс разработки специфических стратегий,
способствующих достижению целей фирмы
на основе поддержания стратегического
соответствия между ними, ее потенциальными
возможностями и шансами в области маркетинга.
Различают:
- Продуктовая – разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определение ассортимента продуктов, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности тур предприятия в целом.
- Ценовая – выбор возможной динамики изменения исходной цены тур продукта в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.
- Сбытовая – комплекс мероприятий для эффективной реализации тур услуг
Стимулирование
сбыта как средство воздействия
на рынок – система побудительных мер и приемов,
предназначенных для усиления ответной
реакции целевой аудитории на различные
мероприятия в рамках маркетинговой стратегии
тур предприятия. Стимулирование сбыта
является средством кратковременного
воздействия на рынок. Используется для
оживления упавшего спроса, повышения
осведомленности клиентов о предлагаемых
продуктах, создания им необходимого имиджа.
Разработка
программы стимулирования сбыта:
- установление целей с.с.
- выбор инструментов с.с.
- выявление кругов участников
- определение интенсивности мероприятий по с.с.
- принятие решений о средствах распространения информации о программе с.с.
- определение продолжительности с.с.
- выбор времени проведения мероприятий по с.с.
- разработка бюджета
Различают:
- стимулирование сотрудников (обучение, премии, отпуска)
- стимулирование посредников (скидки, совместная реклама, премии)
- стимулирование клиентов (скидки, купоны, презентации, лотереи)
Тестирование
результатов по стимулированию сбыта – выяснение реакции целевой аудитории
на тот или иной стимул, что служит основанием
для внесения при необходимости предложение
по его совершенствованию.
Анализ результатов
стимулирования сбыта – используются методы опроса туристов,
сравнительный анализ изменения объемов
продаж тур услуг.
61. Классификация
видов туризма.
Т. в современном мире
проявляется в различных формах и отношениях, что создает
необходимость в его классификации –
выделении некоторых типичных, уникальных
черт. Т-м м.б. представлен в следующих
аспектах:
- Т-м как процесс и результат передвижения людей по различным тур маршрутам – путешествие.
- Т-м как сфера занятости населения. В т-ме работают 6% трудоспособного населения всего мира.
- Т-м как сфера экономики. Пример: в прошлом году бюджет края пополнился за счет т. на 200 млн.
- Т-м как сфера деятельности людей в свободное время, отражает одну из фундаментальных потребностей людей – восстановление и развитие жизненных сил.
В зависимости от аспекта
рассмотрения т-м подразделяется на
различные виды. Наиболее важными
основаниями для классификации
т. являются:
- По источникам финансирования: социальный; коммерческий.
- По возрастному составу участников: детский; молодежный; для людей 3-го возраста (от 65 лет); среднего (45-64 года).
- По виду используемых ресурсов: купально-пляжный (море, солнце, песок); дачный (деревенский); экол-кий; экск-нный.
- По ритмике турпотоков: сезонный; круглогодичный.
- По продолжительности: краткосрочный; долгосрочный; маршрут выходного дня.
- По способу размещения: гостиничного типа; не гостиничного типа.
- По видам использ-х тр-тных ср-в: авт-е; авиа; ж/д; теплоходные; с привлечением экзотич-х тр-тных ср-в (батискафы, субмарины, возд-е шары, ракеты); велотуры, мотокроссы.
- По ведущему занятию: охотничий; рыболовный, спелиот-м, все виды самодеятельного т-ма.
- По социально-культурному статусу: образовательный; научный; конгрессный; митинг.
- По числу участников: индивидуальный; семейный; групповой.
- По способу организации: организ-нный; неорганиз-нный.
- По способу передвижения: маршрутный; стационарный; автостопом.
Типы
туризма:
Въездной – путешествие в пределах Р.Ф. лиц, не
проживающих постоянно в Р.Ф.
Выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих
в Р.Ф., в другую страну.
Внутренний – путешествия в пределах Р.Ф. лиц, постоянно
проживающих в Р.Ф.
Категории
туризма:
Международный – систематическая и целенаправленная
деятельность предприятий сферы туризма,
связанная с предоставлением туруслуг
и турпродукта иностранным туристам на
территории Р.Ф. и предоставлением туруслуг
и турпродукта за рубеж (въездной и выездной
т-м).
Национальный – совокупность деятельности в сфере
внутреннего и выездного туризма, т.е.
обслуживание туристов из числа жителей
своего государства (внутренний и выездной
т-м).
62. Туристский
спрос, его сущность и основные
черты.
Тур рынок-это экономическая
система взаимодействия 4ех основных
элементов: тур спроса, предложения,
цены, конкуренции.
Тур спрос - это подтверждение
платежеспособности рекреационных
потребностей людей, выраженных в определенном
кол-ве тур продукта и услуг, которые
потребители могут приобрести при
определенных ценах на тур продукт.
Спрос – это показатель,
отражающий предложенный объем продаж, определенного
тур продукта на выбранном сегменте рынка.
Спрос:
Неэластичный (стабильный
вне зависимости от колебания
цены)
Эластичный (изменяется
в ту или иную сторону в зависимости
от изменения цен).
Спрос м.б. также:
- Отрицательным – большая часть рынка недооценивает тур пр-т и согласна даже на дополнительные издержки, чтобы избежать его
- Отсутствующим – потребители игнорируют предлагаемый тур продукт
- Скрытым – потребители испытывают нужду в каком – либо тур пр-те или направлении.
- Падающим – потеря потребителем интереса к определенному турпр-ту.
- Нерегулярным – сезонным
- Полноценным – тур п\п – продавец удовлетворен своим торговым оборотом
- Нерациональным – спрос на вредные для здоровья и аморальные товары.
Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе,
познании, общении, которая и побуждает
его к путешествию.
Являясь элементом тур
рынка спрос формируется на основе
многих факторов объективного и субъективного
характера. Динамичное развитие т-ма обусловлено
действием комплекса демографических, природно
– географических, социально – экономических
и научно – технических факторов.
Наряду с ними выделена
группа субъективных факторов (вкусы,
предпочтения потребителей, национальная
традиция, мода и т.д.)
63. Сегментирование туррынка.
Признаки:
- Географический: страны, регионы, области, города; природно-климатические зоны: город, мегаполис, населенный пункт; плотность населения.
- Демографический – возраст, пол, семейное положение (жизненный цикл семьи) – брак, молодые семьи с детьми, без детей, с 6-летним ребенком, после 6 лет, взрослые семьи с детьми, без детей, пожилые пары; доход, род занятий: профессия, характер трудовой деятельности (умственный труд, технич-е спец-ты, продавцы, пенсионеры, студенты, домохозяйки); образование; религозная, рассовая принадлежность, соц. класс; культурные традиции – увлечения.
- Экономический: уровень обеспеченности недвижимостью, стоимость имущества, размеры сбережений, источники финансирования.
- Поведенческий: повод для совершения покупки, искомые выгоды (качество, экономия денег, уровень сервиса), отношение к поездке; статус пользования, интенсивность пользования; степень готовности покупателя к восприятию турпродукта (неосведомленность, осведомленность, более или менее информированный, заинтересованный, имеет желание купить, собирается купить данный продукт).
- Психографический: стиль жизни (молодежный, спортивный, элитарный, богемный); тип личности (сангвиник, холерик); отношение к образу жизни (эмоциональное, творческое, следователи моды, интеллектуалы, активные, мечтатели); отношение к покупке (восторженное, безразличное, положительное, негативное); отношение к новому (восприимчивое, настороженное, решается стать регулярным т-том); отношение к рекламе, престижу, своему здоровью; личные качества (амбициозность, импульсивность, стадный инстинкт, общительность, авторитарность, покорность); эмоциональное состояние человека (энтузиаст, инициатор, требовательный, неуверенный в себе т-т).
- Потребительский: цена (высокая, низкая); сервис; экономичность (скидки), - это спрос (рыночный, выборочный); торговая марка (имидж).