Лекции по "Технике и технологии в СКСиТ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:37, курс лекций

Описание работы

Труд работников скс осущ-ся в форме услуг. Эк-сты делят услуги на 2 вида:
чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
мат-е/произв-е услуги

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Немало христианских мест расположено в стороне от Иерусалима. В нескольких километрах к югу находится Вифлеем – место рождения Христа. В самом центре небольшого города находится, возможно, самая древняя (VI в.) христианская постройка в мире – храм Рождества Христова. В 100 км к северу в г.Назарет Иисус "возрастал и укреплялся духом", усмирил волны Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков.

Местом притяжения мусульманских паломников является мечеть Омара (Купол скалы) в Иерусалиме – самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В конце 7 в. мусульмане, захватившие Иерусалим, построили восьмиугольную мечеть над тем местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед – основатель ислама, вознесся на небеса. Ее купол символизирует священную гору, с которой и произошло вознесение.

В отличие от Иерусалима, где переплелись различные религии, большинство центров паломничества  связано с одной конфессией.

В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. В Вене - копье, которое, согласно обычаю, вонзили в бок Христа после его смерти на кресте. Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменитая плащаница – кусок льняной ткани, в который Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела один из трех крупнейших центров паломничества в средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму. Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостола Иакова.

Многочисленные центры христианского паломничества связаны  с культом Девы Марии. Один из них - Лоретто (провинция Анкона в центральной  Италии), где находится дом, в котором  жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).

Объектами внимания со стороны  православных христиан остаются древнерусские  города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).

В исламе паломничеству  придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного  хаджа». Хадж - паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов. Здесь находится Кааба. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Медина (Саудовская Аравия) - второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество (место захоронения Мухаммеда).

В буддизме верующие не совершают  массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама-Будда прочитал первую проповедь). Одно из культовых мест в буддизме - город Лхаса на Тибете. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы - духовного главы буддистов. Дворец Поталла - 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами.

Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых  размещаются статуи Будды в различных  позах с разными ритуальными  жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь  и собрание статуй Будды - храм Борободур (что означает "много будд") находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды - самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.

В южной Азии располагается  обширный ареал индуизма - религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона - Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.

Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма.

Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Во время «великого праздника жертвоприношения» («курбан-байрам») туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Деньги, полученные от обслуживания паломников, являются основным средством существования носильщиков, лодочников, грузчиков, торговцев и ремесленников. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания,  предоставление жилья и различных сервисных услуг. Нередко денежные сумы, вывозимые паломниками из своих стран, бывают очень велики. Так страны Юго-Восточной Азии, в которых преобладает мусульманское население (Малайзия, Индонезия), несмотря на солидные доходы от въездного туризма имеют  очень небольшой, хотя и положительный туристский баланс. Причина кроется в вывозе из этих стран валюты пилигримами, стремящимися в святые места за рубежом.

В географии религиозного туризма имеются некоторые особенности. Во-первых, активная зона циркуляции паломников включает, прежде всего, большую часть  Западной и Южной Европы, Северной Африки, Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию. Значительные районы мира, например, страны Латинской Америки или Африки международным паломничеством в силу ряда социально-исторических причин почти не охвачены. Во-вторых,  основные религиозные потоки тянутся с запада на восток, что объясняется широтным распространением зоны стран развитого паломничества. В последние годы появился довольно значительный поток пилигримов в меридиональном направлении - из стран СНГ в исламские религиозные центры. В-третьих, зона христианско-католического паломничества локальна, компактна и имеет лучшие условия для путешествий в сравнении с зонами паломничества других конфессий. Значительная часть католических центров посещается не только с религиозными, но и с образовательно-культурными целями в рамках познавательного туризма. Религиозные центры - это еще и памятники архитектуры, живописи, исторические места. Многие религиозные обряды и праздники любых конфессий воспринимаются туристами как культура народа, интересная форма фольклора и охотно ими посещаются.

В последние десятилетия  вырос интерес к традиционным восточным религиям - конфуцианству, даосизму, буддизму.

Религиозный туризм может  осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов - теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.

Поток религиозного туризма  представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими  те или иные контакты.

В целом, любая церковь  поощряет религиозный туризм, что  часто находит законодательную  поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц).  Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации  религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.

Религиозный туризм имеет  три формы: паломничество, экскурсионные  туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники  и экскурсанты.

Паломничество для христиан - посещение религиозных святынь с целью молитвенного общения, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господня, которые организовывало Российско-Палестинское общество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Экскурсионные туры но религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.

Специализированные  туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

При Московской Патриархии организована паломническая служба, ведающая вопросами паломничества  в Святую Землю.

Для католиков Святая Земля - Израиль, католические святыни  расположены также в Италии, Ватикане, Франции, Португалии и других странах  Западной Европы. Святые места для посещений иудаизма сосредоточены в Израиле, Румынии, Чехии, Германии, Испании и на Украине.

Для последователей ислама - суннитов священными городами считаются  Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Местом паломничества шиитов являются в первую очередь города Эн-Наджарф и Кербела в Ираке. Основные святыни буддистов расположены, в Индии, Китае и на Тибете. Российский регион буддизма определяется дацаном, расположенным около Улан-Удэ (Бурятия).

Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристкой фирмы необходим для всесторонней подготовки к организации религиозных туров.

 Совпадения религиозных  праздников и высокого сезона  в туризме создают дополнительные  трудности в организации религиозного  туризма как для направляющей, так и принимающей стороны.

В последнее время  отмечается повышенный интерес к  религиозному туризму и паломничеству. Как следствие этого, увеличивается количество предложений по организации подобного рода поездок.

 

80. Лечебно-оздоровительный  туризм.

Лечебно-оздоровительный  туризм основан на трех основных лечебных природно-рекреационных ресурсах - климате, минеральных водах и лечебных грязях. Лечение с использованием этих ресурсов соответственно называется - климатотерапия, бальнеотерапия (от лат. balneum - ванна, купание) и пелоидотерапия (от греч. pelos - глина).

Лечебно-оздоровительный  туризм осуществляется преимущественно на курортах. Курорт (от нем. kurort: kur - лечение, ort - место) - это местность, обладающая природными лечебными свойствами (ресурсами) и необходимыми условиями для их лечебно-профилактического применения. По характеру природных лечебных ресурсов курорты делятся на три группы: климатические, бальнеологические и грязевые, а курорты, располагающие несколькими лечебными факторами, соответственно называются бальнеоклиматическими, климатобальнеогрязевыми, бальнеогрязевыми и т.д. Условия профилактики и лечения болезней на курортах должны строго соответствовать медико-биологическим и экологическим нормам. Они изучаются наукой курортологией, возникшей на стыке медицины, рекреационной географии и медицинской географии. На всех курортах установлены округа и зоны санитарной охраны, в пределах которых запрещены строительство промышленных предприятий и производство различных работ, загрязняющих почву, воду, воздух.

 

 

История лечебно-оздоровительного туризма

Человек с незапамятных времен использовал лечебные свойства природы. Среди патрициев Древнего Рима в моду вошло купание и лечение на термальных минеральных водах в знаменитых Римских банях. Начало развития курортного туризма относится к ХVIII в., когда появились широко известные бальнеологические курорты - Карлсбад в Чехии (ныне Карлови-Вари), Баден-Баден в Германии, Баден в Швейцарии, Виши во Франции, а также приморские - Ницца во Франции, Монте-Карло в Монако. Отдых на этих курортах был привилегией европейской знати, банкиров, фабрикантов, русских дворян, индийских магараджей и американских плантаторов, т. е. имущих слоев населения. Интересно, что посещались такие курорты, особенно на минеральных водах, преимущественно в зимнее время.

В России зарождение курортного туризма относится к началу ХIХ в. на базе Кавказских минеральных вод. В конце ХIХ -начале ХХ вв. появились курорты на Черноморском побережье Крыма - Ялта (Украина) и Кавказа - Сочи. В советское время в России было построено огромное количество санаториев, здравниц, лечебниц и пансионатов по всей территории страны. Лечебный туризм на 80-90% дотировался государством и профсоюзами и стал одним из наиболее доступных видов туризма в СССР. Однако высокая обеспеченность лечебно-оздоровительными учреждениями сочеталась с относительно низким уровнем сервиса. В 90-е гг. из-за прекращения дотирования лечебного туризма и снижения уровня жизни населения курортный туризм находился в состоянии глубокого кризиса. В настоящее время идет возрождение курортного туризма России.

  Специфика лечебно-оздоровительного туризма

Контингент отдыхающих на курортах специфичен. Здесь очень  велика доля пожилых людей и лиц  физически ослабленных и больных. Поэтому большинство курортов отличается повышенной комфортабельностью. Лечение  подразумевает прохождение определенного курса процедур, общая длительность которых составляет от 10 до 30 дней. Поэтому продолжительность нахождения на курорте намного выше среднего в туризме. Это, а также то, что в стоимость проживания на курорте входит оплата лечебных процедур, врачебный контроль, а также повышенная комфортабельность делает курортный туризм одним из самых дорогих видов.

В последнее время  рынок лечебно-оздоровительного туризма  претерпевает изменения. Традиционные курорты становятся все более  полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. В мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму, и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. В основном это люди среднего возраста не чуждые активному физическому отдыху. Кроме того, переориентация курортов на новый сегмент рынка связан с сокращением финансовой поддержки муниципалитетов и государства.

Информация о работе Лекции по "Технике и технологии в СКСиТ"