Лекции по "Технике и технологии в СКСиТ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:37, курс лекций

Описание работы

Труд работников скс осущ-ся в форме услуг. Эк-сты делят услуги на 2 вида:
чистые услуги (непроизв-е, немат-е)
мат-е/произв-е услуги

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Альпинизм - разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошей физической подготовки и высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар вершины Монблана - высочайшей в Альпах (4807 м). России первым восхождением принято считать подъем на вулкан Ключевская Сопка (4750м) участников экспедиции Д. Гаусса в 1788 г. Высочайшую вершину Земли - Эверест (8848 м) - покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг.

 Поскольку альпинизм  связан с повышенным риском  для жизни участников восхождений,  массовость его не высока. Начинающих  альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования. Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад - массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.

Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты стран  и мира. Наиболее престижными для  восхождения среди профессиональных альпинистов являются «восьмитысячники» Гималаев (Джомолунгма-Эверест, Аннапурна и другие - всего 11 вершин) и Каракорума (Чогори, 8611 м и др.). Рейтинг альпинистов-профессионалов зависит также от покорения высочайших вершин каждого материка (Европа - Монблан, Африка - Килиманджаро, Северная Америка - Мак-Кинли, Южная Америка - Аконкагуа, Австралия - Косцюшко). Для горных восхождения в горы стали важным источником дохода. Например, обслуживание многочисленных экспедиций, стремящихся покорить  Джомолунгму и другие гималайские вершины, дает львиную долю от туристских доходов в Непале.

Разновидностью альпинизма можно считать скалолазание. Оно представляет передвижение по крутому (вплоть до отвесного) скальному грунту, как с использованием различного снаряжения, так и без него, или только со страховочными средствами. Зародилось скалолазание в Швейцарии в середине XIX в. и получило широкий размах в отличие от альпинизма. Среди скалолазов проводятся тренировочные сборы, показательные выступления, соревнования. На скалистых морских побережьях и на горных курортах скалолазание является своеобразным шоу, собирающим большое количество зрителей из числа отдыхающих и туристов. Скалолазание развито практически во всех регионах мира, где есть горы или отдельные скалы. В России наиболее известный центр скалолазания  - Красноярск, вблизи города находится уникальный памятник природы «Красноярские столбы» - отдельно стоящие скалы высотою примерно по 100 м. 

Спелеотуризм (от греч. spelaion - пещера) - посещение пещер. В зависимости от их сложности спелеотуризм может быть экскурсионным, любительским и спортивным. Спортивный спелеотуризм подразумевает прохождение или первопрохождение технически сложных пещер, требующих для их преодоления профессиональной подготовки. Сложность подземных маршрутов обусловлена разнообразием рельефа пещеры (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и озера), отсутствием света, низкими температурами при высокой влажности воздуха (до 100%). Нередко для путешествия в пещерах требуются навыки пешего туризма, скалолазания, ныряния с аквалангом. Спортивный спелеотуризм обычно сопровождается научным изучением пещер или составлением плана подземных ходов.

 Любительский спелеотуризм  характеризуется посещением более  простых и безопасных пещер,  он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении.

В познавательном экскурсионном  туризме используются пещеры, имеющие  хорошую транспортную доступность, просторные вход и внутренние помещения. Для массового посещения пещеры специально оборудуют: расчищают вход и внутренние проходы, прокладывают тропинки (настилы), протягивают ограждения вблизи опасных или природоохранных мест, проводят свет, иногда устанавливают скульптурные группы сказочных персонажей, богов, животных, первобытных людей, сценки исторических или легендарных событий. Многие пещеры интересны тем, что в прошлом служили стоянками древних людей. Использовались пещеры и как культовые места, известны целые пещерные храмы (Индия, Турция, Китай). В Китае огромные храмовые комплексы с многочисленными скульптурными и барельефными изображениями созданы в искусственных пещерах.  

Пещеры - уникальные по красоте, но экологически очень ранимые объекты. Сталактиты, сталагмиты и другие натеки, которые часто встречаются в  пещерах, формируются в течение сотен лет. Во многих пещерах десятилетиями, столетиями сохраняется единая температура, влажность, химический состав воздуха и вод. Микрофауна, летучие мыши и другие живые организмы приспособились к природной среде своих пещер, являющихся по существу изолированной экосистемой. Некоторые организмы существуют в природе только в одной единственной пещере. Проникновение человека может изменить сложившийся природный баланс и разрушить экосистему пещеры, вызвать гибель организмов. Поэтому многие пещеры являются памятниками природы, входят в состав заповедников, национальных парков или других охраняемых территорий. Например, национальный парк "Карсбадские пещеры" в США. В развитых в туристском отношении странах большинство пещер закрыто дверями или решетками в целях охраны объекта и для безопасности людей, а посещение их разрешено только с научными целями или с инструктором-экскурсоводом.

Основным условием образования  пещер является наличие водорастворимых (карстовых) пород - известняки, реже доломиты, гипс, ангидриты, каменная соль. Термин «карст» происходит от названия плато Карст (Динарский Карст) в Югославии, где широко распространены пещеры. Самые известные пещеры находятся в Альпах. Например, глубочайшая пещера мира - Лампрехтсофенлох, уходящая вглубь земли на 1634 м (Австрия). Вторая по глубине пещера Жан-Бернар находится во французских Альпах (глубина 1602).  Одна из самых красивых в мире пещер - Пьер Сен-Мартин  (длина 51 км, глубина 1350м) - расположена в Пиренеях на границе Франции и Испании. Много известных пещер на Кавказе. Самая глубокая из них - Снежная в Грузии (глубина 1370 м).

Самые длинные пещеры мира это - Флинт-Мамонтова (горы Аппалачи, США, 563 км); Оптимистичная (Подольская возвышенность, Украина, 207 км);  Озерная (там же, 111 км)

Известные карстовые  районы с широким распространением пещер находятся в Средней  Азии, Южном Китае, Мексике.

 

 

82. Круизный  туризм.

Часть туристов предпочитает речные или морское путешествие marine trip на комфортабельном лайнере — речные и морские круизы cruise tour. В общем случае круиз — это морское путешествие на большом океанском лайнере с посещением популярных портовых городов различных стран, по островам архипелагов Карибского и других бассейнов. Известен круиз с посещением Аляски или антарктических островов и территорий. Пользуются популярностью морские круизы по Балтийскому морю и вокруг Скандинавии. Созданы специализированные круизные компании Carribean Line, Viking Line, Baltic Line и многие другие. Туристы обычно живут и питаются на лайнере и сходят на берег только на ограниченное время. Такие туристы обычно не учитываются в статистике туризма, так как не приобретают услуг размещения и питания  и поэтому относятся к категории визитеров или экскурсантов. Морокой круиз — дорогое, элитное и престижное путешествие.

 

 

83. Экскурсия:  понятие и значение в турбизнесе.

Экскурсия – наглядный процесс познания окружающего мира, основанный на показе достопримечательностей, строго подобранных, по строго определенному плану (филос. определение).

Экскурсия – это прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материально-доступном наблюдении при помощи обхода.

Элементы  экскурсии:

  1. Показ, но не осмотр.
  2. Рассказ: осмотр – посмотреть поверхностно;

рассказ – посмотреть более тщательно.

Рассказ зависит от скорости движения: - неповторимость

- использование зрительных  док-в

Признаки экскурсии:

  1. Протяженность во времени (от академического часа – 45 мин. – до 1 часа).
  2. Наличие экскурсионной группы:
  • Часто группа от 40 до 45 человек
  • Морские экскурсии (на катере более 300 человек)
  • Непешеходные 5 – 10 человек
  1. Наличие квалифицированного руководителя, специалиста в определенной области знаний, обязанности которого выполняет экскур-вод.
  1. Показ экскурс-х объектов, первично-зрительных ощущений, впечатлений. Обязательный выход туристов из автобуса для непосредственного осмотра объектов.
  2. Передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту, знакомство с объектами во время движения и на остановках.
  3. Целенаправленность осмотра. Наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсий определенный порядок и последовательность показания объектов.

Классификация экскурсий:

  1. По содержанию:
  • обзорные (по любому городу, экск. поездки, общее представление).
  • Тематические: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные, литературные, религиозные.
  1. По составу участников:
  • для взрослых, детей
  • местного населения, приезжих
  • городского, сельского населения
  • организованных групп или сборных
  • отдыхающих в санаториях и на курортах, участников семинаров, конференций.
  1. По месту проведения: городские, загородные, морские, производственные, музейные, комплексные.
  1. По способу передвижения: пешеходные, транспортные (автом., тролл., трамв., теплоходные, авиа).
  2. По форме проведения: обычные, массовые, прогулки, беседы, уроки, концерты, консультации.
  3. По количеству участников: групповые, индивидуальные (1-5 человек)

Структура экскурсии:

  1. Введение: вступление, представление, инструктаж.
  2. Основная часть: рассказ, показ, подтемы экскурсии.
  3. Заключение: ответы на вопросы, закрепление материала, реклама.

 

84. Методика  разработки экскурсионного маршрута:

  1. Выбрать тему экскурсии (в названии должна быть «изюминка»).
  2. Составление библиографии (список литературы основной и дополнительной).
  3. Сбор материала и его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по событиям.
  4. Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к теме, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие экск-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. 3ч. – 15-20 объектов, из них 10 основных. В тематических экскурсиях 6-10 объектов (3ч.)
  5. Составление маршрута, основные требования:
  • не д.б. противоречий с правилами ГИБДД;
  • не д.б. повторного проезда по улице, площади;
  • к объекту д.б. удобный подход и подъезд;
  • другие объекты не должны отвлекать внимание;
  • маршрут не должен повторять другие экскурсии.
  1. Объезд (засекаем время, смотрим, где делать выходы, которых д.б. 3,4).
  1. Подготовка текста: по хронологии, оп тематике.
  2. Составление портфеля экск-вода: фотокарты, но не более 10-15 шт.
  3. Составление методической разработки – «паспорт».

Первый лист: название, состав экскурсантов, продолжительность, протяженность маршрута.

Второй лист: вступление (3-7 мин.).

Маршрут экскурсии

Остановки

Объекты показа

Время в мин.

Подтемы и вопросы

Организационные указания

Методические 

указания

             

 

  1. Прием экскурсии.
  2. Утверждение экскурсии.
  3. Утверждение списка экскурсоводов по данной экскурсии.
  4. Сертификация экск-го маршрута. Существует программа, требования. Утверждение в ГИБДД. Набор документов в центр сертификации.

 

85. Методика  проведения экскурсии.

Приемы  показа:

  1. Предварительный осмотр – с его помощью произв-ся ориентация экскурсантов в пространстве и получ-ся при этом обобщенное зрительное впечатление от объекта.
  2. Абстрагирование – мысленное выделение существенного, и «не видеть» несущественное для данной экскурсии.
  3. Экскурсионный анализ – вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей:

Информация о работе Лекции по "Технике и технологии в СКСиТ"