Место и роль туризма в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 09:03, лекция

Описание работы

Операции по международному туризму — это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.
Туристские услуги в международном товарообороте выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Файлы: 1 файл

1Место и роль туризма в экономике.docx

— 77.51 Кб (Скачать файл)

С помощью задачи рассмотрим метод рассчета фондоемкости, фондовооруженности и фондоотдачи.

15. Основные показатели  оценки эффективности использования  оборотных средств.

Оборотные средства

Одним из условий осуществления организацией хозяйственной деятельности является наличие оборотного капитала. Оборотные средства — это денежные средства, авансируемые в оборотные про­изводственные фонды и фонды обращения.

Экономическая сущность оборотных средств предприятия опре­деляется их ролью, необходимостью обеспечения воспроизводствен­ного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных средств, неоднократно участвую­щих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа произведенного потребления полностью переносят свою стоимость на новый продукт.

Оборотные средства предприятия — это активы организации, которые однократно участвуют в производственном цикле, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму и целиком перенося свою стоимость на готовый продукт.

Оборотные средства совершают кругооборот в течение одного производственного цикла. В зависимости от того, на какой стадии кругооборота они находятся, какую роль они выполняют в процессе деятельности предприятия, выделяют: оборотные производственные фонды и фонды обращения

Оборотные производственные фонды включают:

 оборотные средства в производственных запасах;

start="2"

 оборотные средства в производстве.

Оборотные средства в производственных запасах включают: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергию, тару, запасные части и др. 
Оборотные средства в производстве составляют: незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов. 
Фонды обращения, в свою очередь, включают: готовую продукцию, а также денежные средства и расчеты (денежные средства в кассе, на счетах, средства в расчетах, дебиторская задолженность). 
Оборотные средства предприятия используются для приобретения сырья, комплектующих изделий и всех других компонентов, необходимых для организации производства; оплаты ресурсов, потребляемых в процессе производства в виде электроэнергии, топлива, газа и др.; выплаты заработной платы персоналу фирмы; оплаты обязательных налогов и платежей и др. 
Показатели использования оборотных средств 
Для анализа эффективности использования оборотных средств, оценки финансового состояния предприятия и разработки организационно-технических мероприятий по ускорению их оборота используют систему показателей, характеризующих процесс движения оборотных средств и величину их высвобождения. 
Важнейшими показателями использования оборотных средств на предприятии являются:

 коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

start="2"

 продолжительность одного оборота в днях;

start="3"

 коэффициент загрузки оборотных средств.

  1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб) показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (год, полугодие, квартал). Он рассчитывается по формуле:

 
где   — объем реализации продукции за отчетный период, руб.;   — средний остаток оборотных средств, руб. 
Коэффициент оборачиваемости характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период (год, полугодие, квартал), или показывает объем реализованной продукции, приходящейся на один рубль оборотных средств. 
Из формулы видно, что потребность в оборотных средствах прямо пропорциональна объему производства и обратно пропорциональна скорости их обращения (числу оборотов). Чем больше скорость их обращения, тем меньше потребность в оборотных средствах и тем эффективнее они используются.

  1. Продолжительность одного оборота в днях

Продолжительность одного оборота в днях показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. В практической деятельности для упрощения расчетов принято считать продолжительность любого месяца, равную — 30, квартала — 90 и года — 360 дням. 
Продолжительность одного оборота в днях рассчитывается по формуле:

где Т — число дней в отчетном периоде. 
Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше потребуется оборотных средств, тем эффективнее они используются.

  1. Коэффициент загрузки оборотных средств

Весьма важным показателем эффективного использования оборотных средств является коэффициент загрузки оборотных средств. Величина данного показателя обратно пропорциональна коэффициенту оборачиваемости. Коэффициент загрузки оборотных средств характеризует сумму оборотных средств, затраченных на один рубль реализованной продукции. 
Коэффициент загрузки средств в обороте можно определить по формуле: 
 
где Кз — коэффициент загрузки средств в обороте, коп.; 100 — перевод рублей в копейки. 
Чем меньше значение этого показателя, тем эффективнее используются оборотные средства на данном предприятии. 
Эффективность использования оборотных средств, в целом, влияет на процесс формирования потребностей предприятия в текущих финансовых ресурсах, его финансовую устойчивость, платежеспособность. 
Рациональное формирование и использование производственных запасов, ликвидация сверхнормативных запасов, совершенствование нормирования и учета оборотных производственных фондов, сокращение времени пребывания в незавершенном производстве — факторы экономии, эффективного использования оборотных средств.

 

16. Калькуляция себестоимости туристических  услуг.

Методика калькулирования полной себестоимости турпродукта  
Калькулирование полной себестоимости турпродукта предлагает расчет всех затрат, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта – это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Данный метод позволяет получить представление обо всех затратах организации при формировании и реализации единицы турпродукта. В его основе лежит ряд затрат по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.

Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора, который и формирует стоимость турпродукта. Объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания нескольких туристов (при групповом типе тура) и одного туриста (при индивидуальном типе тура).

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляются скидки для массовой оптовой сделки: в зависимости от объема операции – до 10%, от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии – до 10%, а также по срокам и продолжительности – до 5%.  В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной (для разовых сделок) в среднем на 10-20%.

Туристу, по его выбору, могут быть предоставлены как определенные виды, так и полный комплекс услуг. Последний может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour).

В инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перелета туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должны быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиентам сообщается общая цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг.

Пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Они предлагают предоставление клиенту полного комплекса услуг, которые, однако, могут и не включать транспортные расходы.

Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, покупательной способности, а также ассортимента и качества услуг.

Калькуляция – это документ, в котором рассчитывается и оформляется продажная цена турпродукта при затратном методе ценообразования.

В зависимости от целей калькулирования различают плановую (нормативную), фактическую (отчетную) и сметнуюкалькуляции. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет. Фактическая калькуляция отражает совокупность всех понесенных затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых видов продукции (работ, услуг) при отсутствии норм  расхода.

Дополнительные услуги 
Обычно турфирмы включают в стоимость путевки страховые полисы и берут со страховой компании комиссию в размере 10-15%. Если страховка не является обязательной и оплачивается туристом по желанию, в стоимость тура она вообще не входит и оформляется как дополнительная услуга.

Визы. Транспортные расходы. Расходы на проживание. Расходы на питание рассчитываются в зависимости от вида туризма. Расходы на экскурсионную программу. Стоимость услуг гида-переводчика.  Косвенные расходы туроператора.

Туристские организации применяют скидки со стоимости турпродукта, например:

  • сезонные скидки;

  • скидки для детей и школьников; обычно детям до 7 лет предоставляется скидка 50%, школьникам – 40%;

  • специальные скидки, предоставляемые авиакомпаниями и гостиницами для людей в возрасте 50 – 65 лет;

  • скидки для постоянных клиентов;

  • скидки в случае если турист, забронировавший тур, дает фирме право самостоятельного выбора одной из трех дат своего отправления и одного из трех пунктов назначения отдыха.

Комиссия  
При разработке продажных цен на туристские продукты учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:

  • комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);

  • розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;

  • комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей.

17. Издержки предприятия 

Любая фирма, прежде чем начинать производство, должна четко представлять, на какую прибыль может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, по какой цене будет реализовывать продукцию или услуги. И сравнивает предполагаемую прибыль с затратами (издержками). 
Издержки производства – это стоимость ресурсов, которые использует фирма для производства и реализации продукции. 
Виды издержек производства: 
1. Внешние (бухгалтерские или явные) – плата за ресурсы, которые не принадлежат фирме, привлекаются извне (заработная плата, аренда, расходы на основные и оборотные фонды, оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта). Сумма всех внешних затрат определяет себестоимость продукции. Размер внешних издержек определяет цену. Например, в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия без НДС и акцизов составляет примерно 80%. 
2. Внутренние (неявные) – альтернативные издержки использования ресурсов, которые являются собственностью фирмы. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая ее самостоятельно, отказывается от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода в связи с этим. Например, работник не нанимается на завод и не получает заработную плату. Например, предприниматель, который вложил свои деньги в производство, не может положить их в банк, упущенная выгода - % банка. 
Учет не только внешних, но и внутренних издержек позволяет более четко определять прибыль: 
1. Бухгалтерская – разница между доходами фирмы и внешними издержками. 
2. Экономическая (чистая) – разница между доходом фирмы и полными издержками. Или как разница между бухгалтерской прибылью и внутренними издержками. Экономическая прибыль рассчитывается для того, чтобы определить, насколько данная сфера деятельности выгодна по сравнению с другими вариантами. 
Если экономическая прибыль больше нуля – это значит, что данная сфера деятельности выгодна по сравнению с другими вариантами. 
Если экономическая прибыль меньше нуля – значит, невыгодна, надо уходить в другую сферу. 
Если экономическая прибыль равна нулю – фирма работает с нормальной прибылью, которая покрывает все альтернативные издержки. 
Невозвратные издержки – затраты, которые не могут быть возвращены при ликвидации фирмы (на регистрацию фирмы, например). 
Общие издержки (ТС) – затраты на весь объем произведенной продукции. 
Средние общие издержки (АТС) – затраты на единицу продукции (равны отношению общих издержек к объему произведенной продукции). 
Предельные издержки (МС) – связаны с производством дополнительной единицей продукции (равны отношению изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции).

Информация о работе Место и роль туризма в экономике