Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение места санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению.
Для реализации данной цели надо решить следующие задачи:
Дать характеристику сферы услуг в целом
Дать определение и изучить виды санаторно-курортного комплекса
Изучить особенности санаторно-курортных услуг
Проанализировать состояние санаторно-курортного дела в России
Фирма может выделиться при наличии более способных и надежных служащих, непосредственно контактирующих с клиентами. В процессе этого контакта очень помогает энтузиазм и сноровка сотрудников. Но более важным фактором успеха компании является акцент на внутреннем маркетинге, а также постоянном обучении персонала, ориентированного на покупателя. Эти меры помогут улучшить качество работы сотрудников, что, в свою очередь, сохранит конкурентное преимущество в способе предоставления услуги. В конечном счете, именно поддержка и участие всего персонала, задействованного в «производственном» процессе, жизненно важна для успешного производства и предоставления услуги, а, следовательно, и для успеха компании в целом.
Услуга это деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Она по сути своей неосязаема и не становится ничьей собственностью. Услуги неосязаемы, процесс их производства и потребления нельзя разделить, их качество непостоянно и они недолговечны.
Предприятия сферы услуг обычно всегда отставали от фирм производителей в принятии и использовании маркетинговых концепций, но сейчас эта ситуация меняется. Стратегия маркетинга услуг должна включать в себя не только внешний, но и внутренний маркетинг для мотивирования служащих, а также двухсторонний маркетинг. Чтобы добиться успеха, маркетологи услуг должны создавать конкурентную дифференциацию, предлагать высокое качество услуг и находить способы повышения производительности.
2 Санаторно-курортный комплекс и виды услуг связанные с ним
Одной из основных тенденций нашего времени стало расширение сферы
сервиса, возникновение новых видов услуг, призванных не только удовлетворять потребности населения в питании, одежде, жилье, но направленных на восстановление способностей индивидуумов к социальному функционированию, всестороннему развитию личности.
Сфера санаторно-курортных услуг занимает значительное место в системе оказания услуг населению Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1 - Структура платных услуг населению , %, по годам [1]
|
При этом санаторно-курортные услуги имеют как общее для всей сферы услуг экономическое своеобразие, так и свои специфические черты и обладают особыми отличительными признаками:
Оценивает
качество услуги сам
Алгоритм оценки качества санаторно-курортных услуг построен на базе используемой в отечественной практике концептуальной модели оценки качества, адаптированной к санаторно-курортным услугам. Эта модель включает пять переменных, характеризующих качество обслуживания: технологическое и функциональное качество, удовлетворенность рекреанта, ценность для него полученных услуг и его лояльность к данной здравнице.
Технологическое качество – оценка отдыхающими различных аспектов санаторно-курортного обслуживания (проживание, питание, лечение, досуг, дополнительные услуги). Определяется в форме суммарного индекса, рассчитанного как среднее арифметическое пяти технологических индексов: индекс общих факторов (месторасположение, удобство расположения, благоустройство территории, имидж, транспортные услуги и другое), индекс размещения, индекс питания, индекс лечения, индекс досуга.
Функциональное качество измеряется по русифицированной и адаптированной к санаторно-курортному обслуживанию методике SERVQUAL, состоящей из оценок по пяти параметрам: материальность, исполнительность, компетентность, отзывчивость и персонализация – МИКОП. Здесь измеряются способность выполнить услуги точно и полностью, восприятие помещений, оборудования, внешнего вида персонала, желение помочь рекреанту, быстрое оказание услуги и ее безопасность, вежливость персонала, умение понимать специфические потребности рекреанта и приспосабливаться к ним, информирование отдыхающих об услугах и другое. В отличие от используемой европейской модели, где оценка по этим параметрам производится на основе «ожидания – исполнения», в нашей стране применяется более понятная российскому потребителю методика «важность – исполнения». Отдыхающие по пятибалльной шкале оценивают исполнение и определяют важность для себя каждого конкретного признака по шкале от 0,2 до 1 балла. Полученные значения корректируются путем перемножения на переметр важности. Индекс функционального качества является средним арифметичесикм индексов пяти параметров МИКОП.
Измерение удовлетворенности рекреанта основано на расчете индексов удовлетворенности по факторам, связанным с этим понятием. Удовлетворенность отдыхающих оценивается по ответам на прямой вопрос о том, насколько оправдались их ожидания от пребывания в рассматриваемой здравнице и косвенно по суммарному индексу технологического и функционального качества. Измерить удовлетворенность, другими словами, означает подтвердить или не подтвердить ожидания. Каждый отдыхающий создает ожидания по отношению к будущей услуге. Итогом процесса сравнения между предполагаемой и полученной услугой выступает подтверждение или не подтверждение. Последнее бывает позитивным и негативным. Если оказанная услуга превышает ожидания, то это вызывает позитивное не подтверждение, в противном случае говорят о негативном не подтверждении. Подтверждение и позитивное не подтверждение отражают удовлетворенность рекранта, негативно не подтверждение – неудовлетворенность.
Отдыхающие чувствительны к величине цены путевки. Для определения ценности полученных услуг изучаются значения двух переменных, влияющих на поведение и восприятие отдыхающих: уровень дохода и форма оплаты путевки.
Лояльность
определяется, как готовность рекреанта
продолжать отношения с исполнителем
либо сменить его. О лояльности отдыхающих
к конкретному санаторию судят
по двум прямым вопросам: намерению
повторно отдыхать в данном санатории
и желанию рекомендовать здравн
Помимо перечисленных
переменных для анализа качества
санаторно-курортных услуг
Для санатория важен положительный результат анализа качества предоставляемых услуг. Только в этом случае рекреант повторно приедет в санаторий, станет постоянным клиентом, и будет рекомендовать его знакомым.
Наивысший уровень качества обслуживания достигается, когда:
В более узком
понимании санаторно-курортные
Туризм представляет собой комбинацию рекреационной среды, бизнеса и поездок с иной целью. Большая часть туризма рекреационна по своей природе. В силу этих обстоятельств, в классификации видов туризма, принятой в зарубежных странах, в качестве одного из видов туризма рассматривается лечебно-оздоровительный туризм. При этом рекреация, реализуемая в рамках как туристской, так и курортной деятельности, является основным мотивом и одновременно важнейшей их функцией.
Курортная отрасль
относится к здравоохранению, исходя
из основного предназначения санаторно-курортных
организаций – оказания лечебных
и оздоровительных услуг
Если в качестве системообразующего критерия применить критерий использования свободного времени (отпуск) для рекреационных целей, то поездку в санаторий можно отнести к лечебно-оздоровительному туризму, особенно если иметь в виду внебюджетные источники финансирования (в том числе и самих граждан) и участие рыночных посредников в реализации и продвижении курортных услуг. Такая двойственность в отраслевой направленности позволяет определить санаторно-курортный комплекс как межотраслевое образование различных организаций, специализирующихся на оказании санаторно-курортных и рекреационно-досуговых услуг, объединенных по территориальному признаку в курортных местностях и работающих в тесной взаимосвязи, но выполняющих самостоятельные функции. Можно согласиться с позицией А.Н.Разумова и соавторов, считающих, что лечебно-оздоровительный туризм – это новый раздел курортной медицины (и курортной деятельности), который рассматривает организацию работы санаторно-курортного комплекса с точки зрения технологии путешествия. Это достигается путем формирования туристского продукта, в основе которого заложена лечебная или оздоровительная технология, улучшающая качество жизни. Социальное значение нового направления заключается в укреплении здоровья населения и повышения рентабельности санаторно-курортной отрасли за счет внедрения в ее работу закономерностей туристического бизнеса и технологий управления качеством обслуживания. Указанный эффект достигается благодаря формированию санаториев на основе новых способов хозяйствования и наиболее полного удовлетворения потребностей в отдыхе и лечении во время путешествий.
Информация о работе Место санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению