Место транспорта России в экономике страны и мировой транспортной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:26, реферат

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1.Роль отечественного транспорта в экономике России……………………...5
2.Место транспорта России в мировой транспортной системе………………10
Заключение ……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы……………………………………….…….16

Файлы: 1 файл

утопп.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ «Калининградский государственный технический университет»

Институт финансов, экономики и менеджмента

 

Кафедра Управления производством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место транспорта России в экономике страны и мировой транспортной системе

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: 

                                                                    Студентка учебной группы   12-МН-2

 

                                                              ____________    Петрушина М.С.

 

                                                                

                                                                                 Рецензент:

 

                                                                     __________ к.э.н. , проф. А.Д. Кубрак

 

 

 

 

 

Калининград

2015

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

1.Роль отечественного транспорта в экономике России……………………...5

2.Место транспорта России в мировой транспортной системе………………10

Заключение ……………………………………………………………………...14

Список используемой литературы……………………………………….…….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

   Безусловно, для России, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Поэтому особое внимание уделяется именно ему.

   Вопросы, связанные с ролью транспорта в экономике стран сегодня даже более чем актуальны.

   Транспорт (от лат. тransporto - перемещаю), - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения.

  Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т.д.) а также транспорт личного пользования. По характеру перевозок транспорт делится на пассажирский и грузовой.

   Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или

3

приведенной продукцией транспорта.

   Основные виды современного транспорта — железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

   Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

   Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

  1. Роль отечественного транспорта в экономике России

    Транспорт образно называют “кровеносной системой” хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. Н.Н. Баранский писал: “Районы в экономическом смысле как специализированные ванные, дифференцированные части единого хозяйственного целого -мыслимы только при наличии достаточно уже развитого транспорта. Иными словами, транспортные связи - основа территориального разделения труда.

    Транспорт --самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Сюда же логично включить и перемещение людей с трудовыми целями. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

    Органическими  частями транспортной системы являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных авиалиний. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения грузов — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы,

5

предприятия технического обслуживания и т.п.

    Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

    Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый -- из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй -- как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его рол в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

    По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств.

6

  Следует добавить, что  общегосударственный парк транспортных  средств находится в неудовлетворительном  состоянии, т.к. не развивается строительство  новых транспортных средств с  использованием новых технологий  и как следствие не происходит  обновление старого подвижного  состава. Технические характеристики  эксплуатируемых транспортных средств  и систем значительно отстают от современного мирового уровня Западных стран, и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим важным показателям.

   Степень износа  транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам — 70%.

   Неразвивающееся  производство, стабильный рост цен, инфляционные процессы и снижение платежеспособности клиентов способствуют снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому значительно уменьшены запуски и обновление транспортных средств. Все виды

транспорта имеют свою материально-техническую базу, документацию и

технико-эксплуатационные показатели ра­боты. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники обеспечивающие транспортно-информационные потоки  должны иметь представление о таких эле­ментах, которые встречаются им в практической деятельности при решении транспортно-обеспечивающих задач.

    "Внимание высшего  государственного руководства России  к развитию транспорта и транспортной  инфраструктуры в нашей стране  более чем оправдано. Эта тема  рельефно прозвучала в президентском  Послании 

Федеральному Собранию РФ 2007 года.

    Развитие транспорта  и транспортной инфраструктуры  в России имеет особое значение как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.   Исключительно велико значение многих видов транспорта и для интеграционных процессов в рамках СНГ. Здесь, в частности, особую роль

7

играет железнодорожный транспорт.

    Россия и другие  страны СНГ при лидирующей  российской роли в развитии  транспорта и транспортной инфраструктуры  могут и должны сыграть значительно  более крупную роль в глобализирующейся экономике, характеризующейся прежде всего опережающим ростом внешней торговли по отношению к росту ВВП отдельных стран.

    Сейчас особенно  важную роль играет именно  интеграция различного типа транспортных  магистралей, транспортных узлов  и самой современной системы  транспортного обеспечения и  логистики - приема, обработки грузов, их перевалки, работы таможни и т.п.

    Здесь необходимо  внедрение самых передовых технологий, в том числе все более сложных  компьютерных систем с соответствующими  программными продуктами, и все  более совершенных навигационных 

систем, особенно с использованием такой системы космической навигации, как ГЛОНАСС.

    Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт

создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

    Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во

 

8

внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

    Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства. При концентрации производства важно определить оптимальные размеры предприятий. От этого зависит уровень трудовых затрат и себестоимости продукции. Увеличение мощности предприятия, как правило, сопровождается их снижением. При установлении границ целесообразной концентрации производства определяют совокупные затраты на производство и транспортировку продукции, т.е., кроме технических, технологических и финансовых вопросов, учитывают особенности размещения предприятий и издержки транспорта, включаемые в себестоимость продукции.

    Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая, включающая в себя расходы на доставку сырья и топлива в районы производства и готовой продукции в районы потребления, будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени, чем снижаются издержки при концентрации производства, то увеличение размеров предприятия не будет эффективным. Например, повышение мощности тепловой электростанции, работающей на торфе, может оказаться нерентабельным, если из-за увеличения дальности перевозки торфа транспортные расходы превысят экономию от снижения себестоимости электроэнергии.

    В условиях рыночных отношений концентрация производства поднялась на качественно новую ступень - создаются комплексы промышленных

предприятий на одной территории с общими вспомогательными производствами, инженерными сооружениями и коммуникациями, социально-бытовыми и культурными объектами - территориально-производственные комплексы (ТПК).

9

2.Место транспорта России  в мировой транспортной системе

    В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе. Экспорт транспортных услуг составляет 9 – 10 % от общего объема транспортной работы. В последние годы этот показатель имеет тенденцию к росту – если в 1999 г. экспорт транспортных услуг, по данным отчетных платежных балансов, составлял 3006 млн. долларов, то к 2002 г. он увеличился до 5492 млн. долларов. В 2003 г. тенденция достаточно быстрого роста этого показателя сохраняется – за I квартал экспорт увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Импорт транспортных услуг возрастал в последние годы заметно меньшими темпами – в 2002 г. он вырос до 2862 млн. долларов, по отношению к 1999 г., менее чем на 30% , и даже не достиг уровня предкризисного, 1997 года. Таким образом, роль отрасли в обеспечении положительного баланса текущих внешнеторговых операций заметно увеличивается. Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России и особенно в ее восточных регионах развита недостаточно.

Информация о работе Место транспорта России в экономике страны и мировой транспортной системе