Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….……4
1 Общие направления развития международного туризма……………………………………...5
2 Статистика международного туризма…………………………………………………………..9
3 Мировой рынок международного туризма…………………………………………………….23
4 Первые результаты 2010 года показывают тенденцию к восстановлению международного туризма……………………………………………………………………………………………..24
5 Заключение……………………………………………………………………………………….26
6 Список литературы………………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Ежегодная Международная Олимпиада  по экономическим, финансовым дисциплинам  и вопросам управления

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….……4

1 Общие направления развития международного туризма……………………………………...5

2 Статистика международного туризма…………………………………………………………..9

3 Мировой рынок международного туризма…………………………………………………….23

4 Первые результаты 2010 года показывают тенденцию к восстановлению международного туризма……………………………………………………………………………………………..24

5 Заключение……………………………………………………………………………………….26

6 Список литературы………………………………………………………………………………29

 

Введение

Одна  из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг.

Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день.

В России вопросы  статистики туризма изучены слабо, хотя известны работы российских ученых в этом направлении. Несовершенна методология оценки рынка туристских услуг, нет единой системы статистических показателей рынка туристских услуг. Самый существенный недостаток отрасли туризма - отсутствие стабильной, понятной и унифицированной в международном масштабе информационной базы, касающейся экономического воздействия туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями других отраслей привели к недооценке экономической роли туризма. Хотя значимость туристского сектора для экономики России очевидна, она не нашла должного отражения в статистике.

Международный туризм в настоящее  время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Общие направления развития международного туризма

Сегодня международный туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Неоспоримо, что туризм является одним из влиятельнейших феноменов экономического и социального развития нашего общества.

Составление информации о туристских потоках и в целом экономический  анализ международного туризма базируются на принятых точных и универсальных определениях, которые описывают характеристики международного туризма, классифицируют разные виды туристских потоков.

Согласно рекомендациям ВТО  всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями, и на тех, которых не включают в статистику исходя из мотивов их визита:

Рисунок 1 - Классификация иностранных гостей

1. экипажи зарубежных самолетов  и судов, которые пользуются  средствами страны пребывания;

2. путешественники, которые прибыли  в страну на борту корабля  (по определению Международной морской организации) и ночуют на борту, даже если гостят один или несколько дней;

3. члены экипажа, которые не  являются резидентами страны  пребывания и остаются в стране на один день для отдыха;

4. гости, которые прибывают и  живут несколько дней для отдыха, развлечений и проведения отпуска; посещения друзей и родственников, восстановления здоровья; по профессиональным целям и бизнесу; в религиозных целях; в других туристских целях, включая транзит однодневных гостей по маршруту до выбранной страны или из нее;

5. статус определен Организацией  Объединенных Наций в Рекомендациях  по статистике в международной  миграции;

 6. пассажиры, которые не живут в транзитных зонах аэропортов и морских портов, включая трансферт между ними;

 7. статус определен Высокой комиссией по беженцам Организации Объединенных Наций;

8. дипломаты, путешествующие из  своих стран на службу и  обратно (включая семьи).

Гость, который находится в стране 24 ч и более либо проводит, по крайней мере, одну ночь в стране пребывания, классифицируется как турист. Если же он проводит в стране менее 24 ч, то его относят к категории однодневного гостя или, по принятой ранее терминологии, к категории экскурсанта. Обобщив все вышеизложенное, можно выделить три группы международных путешественников:

- иностранный гость - любая персона, уезжающая в другую страну, не являющуюся его (ее) постоянным местом жительства на период, не превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визита иная, чем оплачиваемая деятельность;

- иностранный турист - это гость, проживающий в стране временного пребывания, по крайней мере, 24 ч с целью отдыха (проведение отпуска, оздоровительные, познавательные, религиозные, спортивные, профессионально-деловые и иные цели);

- экскурсант - это иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну.

При составлении статистики используют процедуры контроля при въезде в  страну и нахождении в ней, регистрационные формы в учреждениях, предоставляющих места размещения (преимущественно для внутреннего туризма). Также используют записи в регистрационных журналах международных перевозчиков пассажиров и национальные туристские обзоры, в которых содержится информация об иностранном и внутреннем туризме.

Однако существуют практические сложности  при составлении этой статистики. Например, непросто отделить гостей от иммигрантов, гостей от людей, живущих или работающих около внешних границ, транзитных пассажиров от экипажей международных авиалиний и т.д. Практически не учитываются люди, которые остаются ночевать у своих родственников и друзей. Также сложно собрать информацию о расходах туристов в стране. Такую информацию можно извлечь из учета иностранной валюты, проводимого банками или продавцами туристских услуг. Однако этот метод имеет свои ограничения. Следовательно, необходим более тщательный сбор информации непосредственно от иностранных туристов при выезде из страны или от своих туристов при возвращении их из путешествия.

Страны Западной Европы отстают  от США в международном туризме  по поступлениям денежных средств от туризма. Европа более других регионов привлекает к себе туристов, однако число их растет медленнее. Страны Европы принимают 60% гостей со всего мира, и только 50% всех поступлений от туризма в мире приходится на их долю. Успех Европы объясняется следующими факторами:

 - большой сегмент населения имеет крупные реальные доходы;

 - большая часть населения некоторых европейских стран, например Германии, Франции, Великобритании, предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны;

 - наличие множества культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком;

- спрос на международные путешествия удовлетворяется крупной индустрией туризма и необходимой инфраструктурой.

Что касается туристских потоков между  регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой. Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большого сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу. Более подробно об этом речь пойдет ниже.

Международный туризм в регионах мира

Основные страны - туристские центры региона

Основные генерирующие страны для регионов

Африка

Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд

Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Испания, Швейцария, Нидерланды

Америка

США, Пуэрто-Рико, Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Багамские острова, Аргентина, Бразилия

США, Великобритания, Канада, Германия, Мексика, Франция, Япония, Скандинавские  страны

ВАТ

Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур, Австралия

Япония, Великобритания, США, Германия, Корея, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия

Европа

Франция, Австрия, Испания, Великобритания, Италия, Германия, Венгрия, Швейцария

Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Скандинавские страны, США, Бельгия

Ближний Восток

Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн

Египет, Иордания, США, Германия, Великобритания, Франция

Южная Азия

Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бангладеш, Иран

Великобритания, Индия, США, Германия, Франция, Япония, Италия


 

Статистика международного туризма

Проблемы статистического учета  являются центральными в исследованиях  туризма. Исследование международного туризма требует количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Начало систематическому учету туристских потоков было положено в первой половине XX веке. На волне туристского движения в ряде европейских стран складывалась статистика путешествий, однако тогда она еще не имела самостоятельного значения. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересах национальной безопасности, контроля за миграционными процессами и соблюдения законодательства о налогообложении. Собственно туристские цели отходили на задний план: туристов учитывали наряду с другими путешествующими лицами, не вычленяя в качестве особой категории.

С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики. В настоящее время статистика туризма, охватывая большой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма в экономику страны, в частности его влияния на платежный баланс; выявления основных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-технической базы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продукта к потенциальным потребителям.

За каждым из перечисленных направлений  статистических наблюдений стоит конкретный пользователь информацией. Правительства, национальные туристские администрации  и предприятия это производители  туртоваров и услуг. В процессе работы все они нуждаются в новейшей информации о туризме и определяют ее содержание, объем, формы и периодичность представления.

Статистика международного туризма  включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания. Под количеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный год. Поскольку турист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе одной поездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньше количества прибытий.

Ниже приведен анализ данных Росстата по выездному туризму в России за 1 полугодие 2010 года и динамика показателей  по сравнению с аналогичными периодами 2008 и 2009 годов. Красным цветом отмечены снижение показателей в процентном выражении, а синим – их увеличение.

Информация о работе Международный туризм