Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:18, реферат
Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….……4
1 Общие направления развития международного туризма……………………………………...5
2 Статистика международного туризма…………………………………………………………..9
3 Мировой рынок международного туризма…………………………………………………….23
4 Первые результаты 2010 года показывают тенденцию к восстановлению международного туризма……………………………………………………………………………………………..24
5 Заключение……………………………………………………………………………………….26
6 Список литературы………………………………………………………………………………29
Формы гостевых карточек различают по странам. Для унификации положения и сопоставимости информации по предприятиям размещения на международном уровне ВТО составила типовой образец формуляра.
Исходные сведения из гостевой карточки переносят в Книгу регистрации прибытий и дублируют в Книге загрузки номерного фонда. В первой книге делают записи о заездах и выбытиях гостей, движении посетителей. Во второй показывают пропускную способность средств размещения, состав номерного фонда и его использование.
Накапливаемая в книгах информация позволяет определить количество прибытий, среднюю продолжительность использования средств размещения, а также загрузку номеров. В крупных отелях, оснащенных компьютерными системами, используют специальные программы для выполнения первичных учетных операций и последующей обработки материала. Для полноты и достоверности картины статистическое наблюдение должно: вестись круглый год, не ограничиваясь "высоким" туристским сезоном; охватывать всех гостей, останавливающихся в отеле или ином средстве размещения.
Регистрация прибытий в средствах размещения ведется в Германии, Швейцарии, Испании, Марокко, Тунисе, Нигере, Сенегале, Танзании и других странах.
Рассматриваемый метод статистического
наблюдения получил широкое
Во-первых, из статистического исследования выпадают однодневные посетители, а собственно туристы регистрируются наряду с другими гостями и часто не выделяются в самостоятельную категорию. Например, на Западе гостями отелей нередко становятся местные жители. Уставшие от монотонности жизни, они стремятся изменить окружающую их повседневность и временно переселяются из квартир в ближайшие отели, где, как и туристы, подлежат регистрации.
Во-вторых, далеко не все средства
размещения обязаны предоставлять
соответствующую статистическую отчетность.
Во многих странах регистрацию прибытий
не ведут в пансионатах, меблированных
комнатах, на частных квартирах и в других
средствах размещения.
Наконец, при этом методе нельзя избежать
двойного счета туристов, меняющих средства
размещения во время путешествия.
Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Стоимостные показатели международного туризма могут быть получены из соответствующих форм отчетности предприятий индустрии туризма или банковской отчетности. Банковский метод состоит в сборе информации о валютных операциях, совершаемых международными туристами.
Регулярно и оперативно систематизируемый материал позволяет вести анализ туристских расходов в динамике и отслеживать их изменения. При хорошо поставленном учете и жестком контроле за валютно-финансовым рынком банковский метод дает относительно надежные стоимостные оценки международного туризма, однако и в этом случае не удается полностью исключить погрешности.
Подлинный размер туристских расходов
может искажаться по многим причинам:
- из-за наличия параллельных рынков валюты
и финансовых злоупотреблений. В тех
странах, где существует "черный рынок",
часть валютных потоков минует банковские
каналы, хотя и проведение валютных операций
с участием банковских структур еще не
гарантирует их регистрации. Мелкие обменные
пункты нередко скрывают факты купли-продажи
иностранных банкнот, стремясь облегчить
налоговое бремя, и тем самым занижают
показатель размера туристских расходов;
- вследствие отказа физических
и юридических лиц
- в случае регистрации международных валютных операций в особо крупных размерах. В некоторых странах установлен высокий пороговый уровень для транснациональных операций, подлежащих регистрации. Средние туристские расходы, как правило, не превышают этой величины и не отражаются в статистической отчетности;
- при наличии у иностранных туристов местной валюты без обмена в стране временного пребывания. Объем международных туристских расходов измеряется суммой национальной валюты, обмененной банками на иностранную. Та часть местной валюты, которую туристы обменяли на родине и привезли с собой или одолжили у родственников и знакомых за границей с последующей компенсацией во время ответных визитов, не подпадает под статистический учет банковским методом.
Точность учета туристских потоков и расходов возрастает при сочетании главных методов статистики туризма регистрации прибытий на границе и в средствах размещения, а также банковского метода со специально организуемыми наблюдениями. Отчетность, предоставляемая иммиграционной службой, предприятиями по приему туристов, банками и пунктами обмена валюты, служит основным источником статистической информации, но она не в состоянии охватить все стороны туризма как сложного общественно-экономического явления, поэтому часть данных о нем получают с помощью специальных статистических наблюдений.
При планировании любого статистического наблюдения прежде всего точно формулируется его цель. Именно она, конкретизируемая в перечне задач; определяет те сведения, которые должны быть получены в процессе статистического обследования. Наиболее распространенной целью туристских обследований является установление числа прибытий (выбытий для выездного потока) по отдельным странам, определение состава посетителей по полу, возрасту, семейному положению, гражданству, уровню образования и т. д. Особое внимание уделяется характеристикам самой поездки: месту назначения, покрытому расстоянию, виду транспорта, продолжительности пребывания, типу размещения и пр.
Одновременно с выбором цели выделяется объект наблюдения, т. е. та совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены. При определении объекта наблюдения требуется точно провести границы изучаемой статистической совокупности, решить, кто должен быть обследован в процессе наблюдения. В одних случаях это лица, совершающие поездки с деловыми целями; в других лица, путешествующие на личных автомобилях; в третьих обследуются только те туристы, которые прибывают из Европы или какого-либо другого региона (страны).
Объектом наблюдения может выступать вся совокупность посетителей. Объект наблюдения состоит из элементов, или единиц. Они подлежат статистической характеристике, позволяющей изучить объект в целом. В отношении этих единиц, наделенных рядом отличительных черт, ведется регистрация интересующих сведений (признаков). Значение этого признака у каждой единицы различно, поэтому статистика стремится прежде всего определить общую для всей совокупности величину признака или итог по совокупности.
Единицей наблюдения в туризме служит отдельно взятый посетитель или глава путешествующей группы (семьи), предоставляющий информацию обо всех сопровождающих его лицах. Например, в США при изучении туристских расходов предпочтение отдается опросу глав путешествующих групп. При этом обязательно уточняются размер и состав группы. Иногда сведения о единице наблюдения получают не от него самого, а от организационной ячейки (предприятия, учреждения и т.д.). Так, данные о продолжительности пребывания туристов в стране можно собрать в средствах размещения.
После определения объекта и единицы наблюдения разрабатывается программа статистического наблюдения, т. е. перечень тех вопросов, на которые должны быть получены ответы. При составлении программы необходимо решить, какие вопросы следует задавать респонденту, в какую форму их облекать и в какой последовательности ставить.
При сборе статистических данных о туристских расходах также используют разные методы. Один из них дневниковый. С его помощью определяют средние расходы одного посетителя в сутки. Общую сумму поступлений получают расчетным путем как произведение количества туристских прибытий на средние расходы одного посетителя в сутки и среднюю продолжительность пребывания одного посетителя в стране.
Дневниковый метод имеет как сильные, так и слабые стороны. Он позволяет получить подробные сведения о туристских расходах. К достоинствам метода относится и то, что все платежные операции фиксируются в дневнике сразу после их совершения, когда посетитель еще помнит о них и может сообщить точную информацию.
Качество собранной информации и достоверность результатов статистического наблюдения в равной мере зависят от решения научно-теоретических, методических и организационных вопросов. Действительно, неграмотно составленный бланк опроса ведет к грубым ошибкам в исследовании, неподготовленность интервьюеров оборачивается неорганизованностью сбора первичных сведений, а чрезмерная растянутость во времени того или иного этапа работы грозит утратой актуальности наблюдения. Во избежание разного рола огрехов программно-методологическая часть плана наблюдения должна быть дополнена описанием организационно-технических процедур и операций. В соответствующем разделе определяются субъект наблюдения, место и время обследования.
При планировании статистического наблюдения решается вопрос о субъекте наблюдения, т.е. о том, кто будет осуществлять сбор первичных данных. В одних случаях это органы статистики со своими кадровыми работниками, в других широкий круг общественности, который может быть задействован наряду со специалистами-статистиками. К обследованию может также привлекаться население, если оно самостоятельно заполняет анкеты. Например, в США для опросов туристов интервьюеры набираются из числа коммуникабельных, высокообразованных людей с хорошим знанием иностранного языка. Ими обычно становятся преподаватели бизнес-школ и университетов.
Наряду с субъектом наблюдения, в плане оговариваются сроки и место обследования. Для наблюдения за туристскими потоками, величина и структура которых меняются в зависимости от времени года, важно правильно выбрать календарный период. ВТО рекомендует все 12 месяцев сгруппировать по туристским сезонам ("высокий", "низкий", "промежуточный"), затем из каждого сезона выбрать по одному месяцу для наблюдения. Конкретные сроки сбора сведений о туристах устанавливают в плане, исходя из численного состава актива, программы и количества единиц обследования.
В результате статистического наблюдения образуется груда сырого материала, нуждающегося в обработке, сведении разрозненных данных воедино. Собранная статистическая информация систематизируется, классифицируется (группируется). Подводятся групповые и общие итоги, рассчитываются производные показатели (средние, относительные величины). Научно организованная обработка материалов позволяет по данным, относящимся к отдельным единицам наблюдения, охарактеризовать совокупность в целом. Обработанная информация подвергается затем анализу. В ходе него закладывается прочный фундамент фактов, необходимый для формулировки выводов и разработки конкретных практических предложений. Иногда статистическое исследование дополняется статистическим прогнозом.
В статистике все ошибки подразделяются на преднамеренные и непреднамеренные. Последние в свою очередь носят случайный или систематический характер. Случайные погрешности возникают по вине как отвечающего, так и регистраторов вследствие описок, оговорок, незнания и пр. Они не столь серьезно сказываются на результатах наблюдения, поскольку такие ошибки одинаково часто встречаются и в сторону преуменьшения, и в сторону преувеличения и при широкомасштабном наблюдении взаимопогашаются, нейтрализуются.
Правильность содержащейся в статистических формулярах информации проверяется логическим и арифметическим путями. Входе логического контроля определяется соответствие ответа поставленному вопросу или соответствие между ответами на разные вопросы программы. После сверки собранная информация подготавливается к дальнейшей обработке: ее заносят в таблицы, а затем используют при расчете средних величин и значений других основных статистических показателей.
Мировой рынок международного туризма
Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и преследует основные цели:
- идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;
- объяснить причины больших
различий в географическом
- идентифицировать страны, где
международный туризм имеет
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.
Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является прежде всего обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.