Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ

8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии

27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства

48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг

61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке

76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии

119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ


157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга

178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

mono2.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Анализ направлений современного российского выездного туризма позволяет сделать вывод, что наиболее популярными являются дестинации, отличающиеся льготными туристическими формальностями, обладающие определенной степенью известности среди потребителей, предлагающие среднего качества «наземное» обслуживание по невысоким ценам.

Известность зарубежного направления среди отечественных потребителей – динамичная величина, на рост которой способны оказывать воздействие как промоушн - усилия заинтересованных туроператоров, так и туристических представительств зарубежных стран. Особо активным продвижением зарубежных дестинаций занимаются туроператоры (и с участием иностранного капитала, и полностью российские фирмы), степень заинтересованности которых в продаже туристического продукта усиливается льготными условиями сотрудничества с принимающими компаниями, отелями, возможностью получения аккредитации в консульских службах и даже непосредственными капиталовложениями со стороны иностранного бизнеса и власти.

Дешевизна туристического продукта основывается на географической близости дестинации, низком уровне жизни местного населения рецептивного региона и возможности получения высоких дисконтов в случае вступления туроператоров в рисковые формы взаимодействия с поставщиками туристических услуг (в первую очередь, с авиакомпаниями и отелями).

Туроператоры как организаторы групповых поездок готовы перенимать на себя существенные риски поставщиков по одной причине – возможность удешевления туристического пакета, так как именно достижение минимальной себестоимости в настоящее время является основным конкурентным преимуществом на российском рынке выездного туризма.

На первый взгляд, минимизация себестоимости туров – позитивная для туристического рынка тенденция, способствующая росту туристического потока и рентабельности аутгоинга (за счет эффекта масштаба), но современная ситуация в индустрии туризма России свидетельствует об обратном.

На фоне растущего потребительского спроса на туристическом рынке наблюдается постоянное снижение рентабельности туристического бизнеса особенно в самых популярных среди граждан массовых направлениях. Причинами этого становятся усиливающиеся амбиции новых игроков рынка, появляющихся практически перед каждым новым туристическим сезоном.

Специфика туристической деятельности заключается в необходимости наличия не только прочных связей с поставщиками туристических услуг, но и  доступа туроператоров к финансовым источникам (кредитам банков, частных инвесторов, крупных промышленных предприятий), поскольку сезонный характер турбизнеса требует «замораживания» крупных денежных сумм (оплата блоков мест в отелях, чартерных программ), многократно превышающих оборотные капиталы самой турфирмы.

Отечественные инвесторы не склонны осуществлять долгосрочные  капиталовложения в туристическую деятельность из-за ее ярко выраженной сезонности, отсутствия материального выражения, зависимости от множества экзогенных факторов. Более привлекательны для них - промышленные предприятия,  имеющие непосредственное отношение к природным ресурсам.

Не желая рисковать и работать на перспективу, инвесторы, если и финансируют туроператоров, то на довольно жестких условиях (кратчайшие сроки возвращения кредитов, высокие проценты за пользование заемными средствами и т.д.). Это толкает «молодых» профинансированных туроператоров, сломя голову, бросаться на рынки массовых направлений выездного туризма, сулящих в случае успешной конкурентной борьбы (то есть, достижения минимальной рыночной цены турпакета), высокие объемы продаж и рост прибыли за счет эффекта масштаба.

Данное утверждение постоянно подтверждается на практике регулярным приходом на рынок массовых направлений выездного туризма новых игроков со все большим финансовым бременем на плечах, облегчение которого видится только в скорейшем переделе рынка в собственную пользу посредством минимальных (обычно демпинговых) цен и агрессивной рекламной кампании.

Демпинг стал обычным явлением для туристического рынка российской столицы. В регионах демпинговые процессы сдерживаются обычно монопольным властвованием региональных авиаперевозчиков, ограниченные перевозные мощности которых обычно не удовлетворяют туристический спрос.

Демпинга в направлении европейских государств (за редким исключением в виде Болгарии, Чехии и Испании) и российских курортов (!) практически не наблюдается. Причина тому наряду с существующими визовыми режимами, увеличивающими глубину продаж туров, еще и в скромной квоте гостиничных номеров, выделяемых для российских туристов, что существенно ограничивает предложение на туристическом рынке и не допускает  снижения рыночной цены. 

Однако демпинг ежегодно сотрясает турецкое, египетское, тайское, тунисское направления, отличающиеся визированием по прибытию и широкой, доступной по цене  гостиничной базой, мощности которой позволяют подтверждать практически любой тур в любое время года.

Негативные последствия демпинг имеет  для всех участников туристического рынка. От него страдают конкурирующие туроператоры, которые вслед за демпингующим новичком вынуждены снижать рыночные цены за счет сокращения собственной рентабельности и вступления во все более рискованные схемы сотрудничества с поставщиками туристических услуг. Негативно сказывается демпинг на поведении турагентов, которые в поисках минимальных цен становятся все более мобильными.

От демпинга страдают и потребители, в сознании которых формируется неадекватное представление о рыночной цене туристического продукта. Наконец, демпинг – это порочный круг для самого его организатора. На начальных этапах туроператор видит в нем инструмент моментального выхода на туристическое направление, быстрого захвата максимальной рыночной доли, планируя в дальнейшем постепенно увеличивать собственную рентабельность, пользуясь емкостью ниши «завоеванных» потребителей. Однако, таким планам зачастую не суждено реализоваться, поскольку демпинг не приводит к созданию лояльной потребительской аудитории как таковой.

Следовательно, массовые направления, кажущиеся наиболее желаемым сегментом туристического рынка, способным быстро окупить капиталовложения и затраты, превращаясь в поля ценовых войн, на самом деле становятся низкорентабельным, но в то же время рискованным направлением деятельности. Ситуация на массовых направлениях ухудшается растущими  издержкам турбизнеса, низкими входными барьерами на туристическом рынке, отсутствием сильных туристических брэндов.

Перспективы у представителей национальной туристической индустрии, специализирующихся на массовых направлениях выездного туризма, очевидны.

Прежде всего, это увеличение количества многопрофильных туроператоров за счет выхода известных монопрофильных игроков на новые массовые направления выездного туризма.

Погоня за минимальной рыночной ценой обязательно приведет к падению качества туристического продукта. Неудивительно, что именно на массовых направлениях выездного туризма наблюдается наибольшее количество жалоб туристов и агентов, вызванных частыми заменами отелей, изменениями сроков поездок и т.д. Туристические представительства многих государств, превращающихся в направления массового туризма (причем это касается не только стран Ближнего Востока, но и Чехии, Франции, Испании),  серьезно обеспокоены перспективами «вульгаризации» собственного туристического продукта, вызванной концентрацией российских туроператоров на сотрудничестве с самыми низкопробными гостиницами, экскурсионными фирмами, перевозчиками, услуги которых наиболее дешевы. 

Наконец, перманентное сокращение рентабельности производства групповых туров в популярных направлениях может усугубить и без того далеко не благожелательное отношение крупных инвесторов к туристической деятельности, что в конце концов приведет к полному прекращению финансирования туроператоров, способно свернуть туристическое производство, практически полностью перевести его в сферу «теневой экономики» и  сжать туристический рынок за счет ухода с него огромного количества как молодых компаний, так и туроператоров со стажем.

Финалом в национальном производстве массового туристического продукта станет приход на отечественный рынок иностранных турфирм, для которых лишенная финансовой подпитки, раздираемая ценовыми войнами и демпингом местная туристическая индустрия станет легкой добычей.

Наступление столь нежелательных для национальной экономики вариантов развития зависит от того, смогут ли современные туроператоры доказать не только престиж своей деятельности, но и серьезность и долгосрочность собственных намерений. Рост рентабельности туристического бизнеса, силы национальных туристических брэндов, профессионализма занятых в туризме людей, «прозрачность» туристической деятельности, высокая репутация ведущих отечественных туристических производителей – залог повышения инвестиционной привлекательности туристической индустрии в глазах российских инвесторов. Только гарантия профессиональной работы турфирм на долгосрочную перспективу сможет изменить отношение к туризму финансовых структур и компаний, позволит им осуществлять долгосрочные финансовые вложения в туристический бизнес.

Роль государства  должна сводиться к стимулированию роста престижа туристического бизнеса, постоянному «отсеву» с туристического рынка фирм – однодневок и полукриминальных организаций, поддержанию не только ценовой, но и качественной конкуренции (например, через введение реально работающих систем добровольной сертификации качества услуг туристических компаний).

Логичным с точки зрения поддержания профессионализма туристической деятельности можно считать введение не финансовых гарантий туроперейтинга (которое, скорее всего, ударит по мелким туроператорам, предоставив свободу выхода крупных московских фирм на региональные туристические рынки, нежели «очистит» рынок от фирм- однодневок), а ступенчатой системы лицензирования. Согласно этой системы турфирма должна пройти ряд эволюционных форм своей деятельности (например, туристический агент – туроператор внутреннего туризма – туроператор международного туризма), доказывая собственным опытом и репутацией право на занятие организацией международных туристических поездок.

Предлагаемая схема лицензирования позволит обеспечить более свободные от амбициозных конкурентов, обладающих финансовой подпиткой, условия ведения бизнеса для заслуживших право заниматься международным туризмом турфирм, превратиться в стимул ведения честной, профессиональной и гарантирующей высокое качество туристического продукта деятельности[26].

 


ГЛАВА 2

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

2.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА МИРОВОМ ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

 

В настоящее время глобализация международного туризма превратилась в одну из ключевых его характеристик, качественно новый этап развития туристического рынка, что в целом, хоть и вызывает противоречивые чувства и отношения, соответствует условиям мирового хозяйства.

Изучение эволюции рынка международных поездок позволяет выделить ряд исторических этапов, пройденных туристическим рынком на пути построения глобальных экономических связей.

Изначально (до середины прошлого века) международный туризм носил характер классической мировой торговли, при которой функционирующие национальные туристические операторы, вступая в торговые взаимоотношения с иностранными туристическими поставщиками (отелями, перевозчиками, предприятиями общественного питания), формировали туристический продукт, в составе которых угадывалась национальная принадлежность той или иной туристической услуги. Невысокие объемы международных туристических обменов, а также несовершенство транспорта и средств коммуникации сдерживали рост туризма во всем мире, исключали возникновение эффекта масштаба в туристическом бизнесе.

Стремительное развитие технологий, распространение авиатранспорта, удешевление международной телефонной и появление электронных средств связи на фоне происходивших во второй половине ХХ века социально – экономических перемен (повышение уровня материального благосостояния, увеличение длительности свободного времени рабочих, сокращение пенсионного возраста, социальные программы развитых государств, уменьшение количества многодетных семей, рост доли работающих женщин и т.д.) неизбежно привели  к популяризации международных поездок и росту туристических потоков в странах Запада. Рост рентабельности туристического бизнеса, подстегиваемый эффектом масштаба и невысокими входными барьерами, привел к обострению конкурентной борьбы на туристических рынках, переходу к ценовой конкуренции, поскольку все чаще клиентами туристических операторов становятся представители среднего класса общества, весьма обдуманно подходящие к вопросу расходования собственных средств.

Погоня за минимизацией себестоимости туров требовала от туроператоров сокращения трансакционных издержек, что на фоне необходимости повышения гарантий предоставления туристических услуг определенного качества на зарубежных курортах и обеспечения свободного от конкурентов «поля деятельности»  ведет к появлению и распространению  инвестиций в туристические индустрии зарубежных государств. Повышение  инвестиционной активности в сфере международного туризма основывалось также и на все увеличивающейся концентрации капитала в странах Запада, росте рентабельности туристического бизнеса (в целом опережающей аналогичные показатели первых двух секторов), а также очевидности широких перспектив  деятельности – большого количества экономически слабых государств с уникальными туристическими ресурсами.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития