Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа
В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;
Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения
3.3. ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА МИРОВОМ РЫНКЕ
В качестве характеристики внешней конкурентоспособности в мировой практике применяется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ – RCA. Он рассчитывается как отношение доли страны на мировом рынке данного товара к доле этой страны в мировом экспорте[44].
Данная методика в отношении туристического производства позволяет выделить насколько привлекателен для иностранных потребителей туристический продукт конкретной страны в сравнении с остальными статьями ее экспорта. Применение коэффициента выявленных сравнительных преимуществ туристического производства в качестве показателя конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке основывается на прямой зависимости количества иностранных туристических прибытий от состояния экспорта исходного государства.
Безусловно, степень зависимости национальной экономики от тенденций мирового рынка, уровень вовлеченности страны в мировую торговлю, требуют определенных либеральных преобразований экономического, социального и политического характера, которые способны прямо или косвенно воздействовать на состояние туризма и туристической индустрии.
Так, либерализация экономики, нуждающаяся в упрощении таможенного и пограничного режимов, процедуры осуществления иностранных капиталовложений, государственного валютного контроля и регулирования, унификации стандартов обслуживания, наконец, сокращения присутствия государства на рынке, увеличивает ее туристическую привлекательность, совершенствует, подводя под общемировые требования, процесс туристического производства, наращивая конкурентоспособность производимого туристического продукта. Вливание страны в мировые торговые взаимосвязи обязательно вызовет рост делового туризма, который в случае обладания страны привлекательными туристическими ресурсами, способен со временем превратиться в познавательный, оздоровительный и другие виды путешествий.
Рост экспорта страны ведет к увеличению ее доли и на туристическом рынке посредством, прежде всего, увеличения валютных сбережений ее граждан. Экспорт, являясь основным источником получения валютных доходов страны, предоставляет возможности населению покупать иностранную валюту (прежде всего, свободно конвертируемую), а в дальнейшем совершать зарубежные поездки за счет аккумулированных валютных средств.
Поверхностный анализ макроэкономических показателей различных государств и состояния рынка выездного международного туризма позволяют сделать ряд подтверждающих выводов.
Прежде всего, что наиболее высоким уровнем развития выездного международного туризма обладают страны, валюты которых конвертируемы либо во всем мире, либо в отдельном его регионе. В этом случае, могущими быть потраченными на совершение зарубежных поездок средствами населения будут не только доходы от экспортных операций, но и вообще весь получаемый населением доход в течение определенного времени (например, года). Так, немец или француз, получающие заработную плату в евро (свободно конвертируемой валюте), имеют возможность тратить на свои зарубежные вояжи помимо получаемой валюты от экспорта (за минусом стоимости импорта) еще и весь полученный в ходе трудовой деятельности дома доход. Потенциал развития выездного международного туризма в отношении стран, национальные валюты которых признаны свободно конвертируемыми, выраженный через основные ее макроэкономические показатели определяется формулой 1.
P = E” + G”- I” ( 1 ),
где Р – потенциал развития выездного международного туризма;
E” – экспорт на душу населения в год;
G” – ВВП на душу населения в год;
I” – импорт на душу населения в год.
Степень конвертируемости валюты (свободная или внутрирегиональная) конкретной страны будет сказываться на направленности ее международного выездного туризма. Свободная конвертируемость национальной валюты (например, для США, стран Евро-зоны, Японии, Великобритании) не ограничивает направлений их выездного туризма, поскольку доллар США, евро, фунт стерлингов или японская иена одинаково платежеспособны в любой цивилизованной и экономически открытой стране мира.
Частичная конвертируемость национальной валюты определяет, соответственно, рост туризма внутри региона, стран, признающих ее конвертируемость. Например, конвертируемость китайского юаня практически во всех странах АТР определяет стремительный рост китайского выездного туризма в направлении стран региона. Это также касается стран Европы, не входящих в зону евро (Швеция, Дания, Норвегия, Швейцария), валюты которых свободно обмениваются в любой западно-европейской стране, либо Канады в отношении США и стран Карибского бассейна, Австралии – в отношении Индонезии, Таиланда, Сингапура. Для России данная ситуация также актуальна и стимулирует выездной туризм в направлении, например, Украины, стран Прибалтики, самопровозглашенной Абхазии, единственным легальным платежеспособным средством в которой является российский рубль.
Неконвертируемость национальной валюты, соответственно, не позволяет использовать весь получаемый населением страны доход для совершения зарубежных туристических поездок, ограничивая материальную базу выездного туризма только получаемой валютной выручкой за счет, прежде всего, экспорта. Рост национального экспорта при стабильном или снижающемся импорте, следовательно, увеличивает количество валютных сбережений ее граждан, определяя растущий потенциал ее выездного международного туризма (формула 2).
P = E” - I” ( 2 ),
где Р – потенциал развития выездного международного туризма;
E” – экспорт на душу населения в год;
I” – импорт на душу населения в год.
Из формулы 2 ясно, что страна, максимально ориентированная на экспорт и в меньшей степени зависящая от импорта, предоставляет большие возможности для развития национального выездного туризма.
В Азии такими странами являются нефтедобывающие монархии (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн) и крупные экспортно-ориентированные экономики (Китай, Южная Корея), в Африке – ЮАР, Алжир и Нигерия, в Латинской Америке – Венесуэла, Бразилия, Сальвадор. Из стран Восточной Европы можно выделить только Чехию и Россию, как обладающие существенным (на 20-33%) превышением экспорта над национальным импортом.
Однако, позиция в рейтинге стран- лидеров выездного международного туризма будет дополнительно корректироваться численным значением экспорта на душу населения, который в приведенных выше государствах принципиально различается (330 $ , 230$ - для Бразилии и Сальвадора соответственно, 495 $ и 2000 $ - для России и Чехии, 380$ и 134$ - для Алжира и Нигерии, 7100$ и 11000$ - для Бахрейна и ОАЭ, 180$ и 33200$ - для Китая и Сингапура соответственно)[45].
Страны, отличающееся высокой импортной зависимостью, низкой долей экспорта в собственной внешнеэкономической деятельности, таким образом, будут слабо представлены на мировом туристическом рынке в качестве доноров, генераторов туристических потоков. Таких государств сегодня большинство, причем к ним относятся как беднейшие государства Азии, Африки, Латинской Америки, так и весьма сильные и стремительно развивающиеся экономики Чили, Аргентины, Мексики, Венгрии, Польши, Болгарии, Индии, Турции, Таиланда, Малайзии и других.
Рост экспорта отдельно взятого государства, характеризующий его как обладающего определенными преимуществами в конкретном виде производства, ведет к росту иностранных капиталовложений в экспортно-ориентированные промышленные или сельскохозяйственные отрасли. В случае, если страна – реципиент иностранных инвестиций обладает качественными туристическими ресурсами, получаемая в ней прибыль иностранных инвесторов довольно часто (из-за высокой рентабельности туристического производства и низкой стоимости его факторов в развивающихся экономиках) переходит в туристический сектор. Перевод получаемой прибыли не за рубеж (на родину инвестора), а в другой развивающийся сектор экономики страны-реципиента повсеместно приветствуется властными структурами, что еще в большей степени увеличивает привлекательность нарождающейся туристической индустрии.
Исторический опыт формирования туристических или курортных центров доказывает, что в абсолютном большинстве случаев туристическая индустрия третьего типа развивалась благодаря другим, экспортно-ориентированным производствам в стране, имеющим солидную поддержку иностранных инвесторов. Эта ситуация наблюдалась в странах Ближнего Востока (турецкий туристический комплекс во многом обязан прежней привлекательности национальной легкой промышленности и сельского хозяйства, индийский – экспорту сельскохозяйственной продукции, тайский или индонезийский – экспорту технологий и легкой промышленности, киприотский или практически любой вест-индийский[46] – экспорту банковских, игорных, страховых, оффшорных услуг западным корпорациям).
Развитие туристического бизнеса в экспортно-ориентированных странах или регионах – не только необходимость, вызванная, в первую очередь, требованиями предоставления высокого уровня сервиса деловым путешественникам (количество которых в регионе постоянно возрастает с ростом его значимости на карте мирового экспорта). Это еще и возможности дополнительного дохода иностранных инвесторов, который легко уводится из-под налогообложения, имеет отличные возможности репатриации или выведения практически в любую страну мира. Отдельно стоит отметить, что туризм – один из наиболее часто используемых инструментов для отмывания не совсем легально получаемых доходов в стране – реципиенте иностранных инвестиций. По этим причинам, даже в странах, изначально экспортировавших финансовые и налоговые услуги (причем не всегда законные) иностранным корпорациям в конечном счете создавалась мощная туристическая индустрия с целью отмыть не столько получаемые доходы, сколько имидж самой страны-реципиента[47].
Таким образом, выше приведенные факты подтверждают непосредственную зависимость туристической индустрии страны от степени ее вовлеченности в мировую торговлю. Показатель RCA, таким образом, характеризует степень привлекательности туристического продукта страны в сравнении с остальными статьями экспорта, позволяет определить перспективность и условия ее национального туристического производства.
Таблица 1- Показатели конкурентоспособности туристического производства крупнейших стран мира (по состоянию на 2000 год)[48]
| Страна
|
Экспорт в 2000 году, млрд. долларов США[49]
| Прибытия иностранных туристов в 2000 году, млн. человек[50]
| Показатель конкурентоспособности туристического производства
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Багамские острова | 0,71 | 3,7 | 57,73 |
|
Таблица 1 - Продолжение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Антигуа и Барбуда | 0,155 | 0,59 | 42,17 |
3 | Мальдивы | 0,126 | 0,465 | 40,88 |
4 | Доминикана | 0,882 | 2,977 | 37,39 |
5 | Андорра | 1,89 | 6 | 35,17 |
6 | Сан-Марино | 1,21 | 3,3 | 30,21 |
7 | Кипр | 1,21 | 2,7 | 24,72 |
8 | Барбадос | 0,65 | 1 | 17,04 |
9 | Панама | 0,87 | 0,99 | 12,60 |
10 | Мальта | 1,15 | 1,2 | 11,56 |
11 | Ливан | 0,824 | 0,751 | 10,09 |
12 | Греция | 16 | 12,5 | 8,65 |
13 | Венгрия | 20,33 | 15,571 | 8,48 |
14 | Куба | 2,39 | 1,7 | 7,88 |
15 | Польша | 28,388 | 18,5 | 7,22 |
16 | Тунис | 8 | 5,057 | 7,00 |
17 | Непал | 0,744 | 0,457 | 6,80 |
18 | Иордания | 2,13 | 1,256 | 6,53 |
19 | Уругвай | 3,65 | 1,968 | 5,97 |
20 | Кения | 2,44 | 1,226 | 5,56 |
21 | Чехия | 25,12 | 12 | 5,29 |
22 | Замбия | 1,16 | 0,547 | 5,22 |
23 | Хорватия | 7,91 | 3,5 | 4,90 |
24 | Маврикий | 1,6 | 0,636 | 4,40 |
25 | Монако | 1,81 | 0,7 | 4,28 |
26 | Португалия | 33 | 12 | 4,02 |
27 | Болгария | 5,52 | 2 | 4,01 |
28 | Марокко | 12 | 4,1 | 3,78 |
29 | Испания | 168 | 53,6 | 3,53 |
30 | Египет | 17 | 5,15 | 3,35 |
31 | Зимбабве | 2,97 | 0,84 | 3,13 |
32 | Коста-Рика | 3,98 | 1,1 | 3,06 |
33 | Сент-Китс и Невис | 0,4 | 0,11 | 3,04 |
34 | Россия | 96,432 | 22,783 | 2,61 |
35 | Камерун | 2,089 | 0,48 | 2,54 |
36 | Франция | 377 | 74,5 | 2,18 |
37 | Турция | 50 | 9,623 | 2,13 |
38 | Австрия | 95 | 17,818 | 2,07 |
39 | Южная Африка | 36 | 6,108 | 1,87 |
40 | Италия | 295 | 41,182 | 1,54 |
41 | Ямайка | 1,67 | 0,2 | 1,32 |
42 | Таиланд | 81 | 9,574 | 1,30 |
43 | Китай | 279 | 31,236 | 1,24 |
44 | Мексика | 180 | 20 | 1,23 |
45 | Аргентина | 31 | 2,998 | 1,07 |
46 | Израиль | 24,85 | 2,4 | 1,07 |
47 | Швейцария | 121 | 11,4 | 1,04 |
48 | Малайзия | 112 | 10 | 0,98 |
49 | Бразилия | 64 | 5,19 | 0,89 |
50 | Чили | 22 | 1,719 | 0,86 |
51 | Шри-Ланка | 5,15 | 0,4 | 0,86 |
| Таблица 1 - Продолжение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
52 | Индонезия | 67 | 5,012 | 0,82 |
53 | Ирландия | 90 | 6,72 | 0,82 |
54 | Бельгия-Люксембург | 204 | 15 | 0,81 |
55 | Тринидад и Тобаго | 3,06 | 0,22 | 0,79 |
56 | Австралия | 69,47 | 4,882 | 0,77 |
57 | Великобритания | 383 | 24,9 | 0,72 |
58 | Канада | 318 | 20,423 | 0,71 |
59 | Вьетнам | 12,94 | 0,8 | 0,68 |
60 | Иран | 28,52 | 1,7 | 0,66 |
61 | Новая Зеландия | 18 | 0,98 | 0,60 |
62 | Гонконг | 245 | 13,059 | 0,59 |
63 | Алжир | 16,64 | 0,859 | 0,57 |
64 | США | 1050 | 52,69 | 0,55 |
65 | Бангладеш | 4,21 | 0,2 | 0,52 |
66 | Исландия | 1,92 | 0,09 | 0,51 |
67 | Пакистан | 10,2 | 0,44 | 0,47 |
68 | Индия | 61 | 2,624 | 0,47 |
69 | Сингапур | 166 | 7 | 0,46 |
70 | Нидерланды | 258 | 10,2 | 0,43 |
71 | Финляндия | 52 | 1,9 | 0,40 |
72 | Германия | 630 | 18,916 | 0,33 |
73 | ОАЭ | 33,94 | 0,99 | 0,32 |
74 | Южная Корея | 205 | 5,336 | 0,28 |
75 | Швеция | 107 | 2,4 | 0,24 |
76 | Норвегия | 75 | 1,2 | 0,17 |
77 | Япония | 528 | 4,758 | 0,09 |
| Итого по миру | 7730 | 698 | 1,00 |
Из представленных в таблице семидесяти семи стран только сорок семь имеют показатель конкурентоспособности национального туристического продукта, превышающий общемировой. Остальные государства (в число которых входят развитые и в экономическом, и в туристическом отношении, например, Германия, Финляндия, Швеция, Япония, Австралия, Нидерланды) не отличаются высокой конкурентоспособностью своего туристического производства, обладая довольно незначительной долей мирового туристического рынка при высокой своей представленности на мировых рынках других товаров или услуг.
Анализ стран, имеющих показатель конкурентоспособности туристического производства выше среднемирового, позволяет выделить несколько их групп.
В первую группу можно отнести страны с крайне высоким показателем конкурентоспособности туристического продукта и его производства (показатель превышает 10). Это лидирующие 11 позиций в представленной таблице. Абсолютные показатели развития туризма в этих государствах весьма скромные. Один миллион прибытий иностранных туристов в год имеют Доминиканская Республика, Кипр, Мальта, Багамские острова и Барбадос, все же остальные страны менее посещаются иностранными туристами. Крайне высокая степень конкурентоспособности туристического производства этих государств объясняется отсутствием иных развитых экспортно-ориентированных отраслей (слабая местная промышленность, сельское хозяйство, отличная от туризма сфера услуг), а также географической близостью к крупнейшим генераторам мировых туристических потоков (Доминикана, Багамские острова, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Панама – к США, Канаде и Венесуэле, Андорра, Кипр, Мальта, Сан-Марино – к странам Европейского союза, прежде всего, к Германии, Италии, Австрии и Франции); льготным визовым и таможенным режимом (отсутствие визирования даже в отношении граждан нашей страны практически у всех стран Вест-Индии, льготное визирование на Мальте и Кипре, вхождение Андорры в Шенгенскую зону); слабым государственным финансовым контролем и регулированием. Стоит отметить, что все страны первой группы (за исключением Сан-Марино и Андорры) – типичные направления пляжного туризма – самого недорогого с точки зрения стоимости обслуживающей инфраструктуры и быстро окупаемого.
Вторая категория стран имеет высокий показатель конкурентоспособности своего туристического производства (от 3 до 10). Это довольно многочисленная группа, состоящая из 22 государств различных регионов мира.
Среди стран второй группы можно выделить Грецию, Венгрию и Польшу, обладающие по мнению экспертов ВТО самым высоким потенциалом роста на туристическом рынке Старого Света. Несмотря на довольно блеклые в сравнении с грандами европейского туризма абсолютными показателями (от 10 до 20 млн иностранных прибытий в год), доля иностранного туризма в доходах этих стран огромна. Рост популярности этих направлений въездного международного туризма будет стимулироваться географической близостью к странам-генераторам турпотоков (Польша имеет общую сухопутную границу с самой путешествующей страной мира – Германией, Венгрия – с Австрией), дальнейшим сращиванием экономик стран с общеевропейской (пока из них только Греция – полноправный член зоны единой валюты и Шенгенского соглашения), обязательно сопровождающимся ростом иностранным капиталовложений и дальнейшей либерализацией рыночных отношений, а также сохранением довольно невысокого (по европейским меркам) уровня жизни населения рецептивных регионов.
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития