Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:39, курсовая работа
Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Видами рекреационного туризма можно назвать оздоровительный, познавательный и спортивный, а также их сочетания.
Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития данного вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме того, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого - географической точки зрения.
Введение 3
1.Теоретические основы разработки тура
5
1.1.Общая характеристика рекреационного туризма 5
1.2.Организационные особенности рекреационного туризма
13
1.3.География рекреационного туризма
22
1.4.Современное состояние, проблемы и прогноз развития рекреационного туризма
24
1.5.Развитие рекреационного туризма в Кемеровской области 25
2.Разработка тура 27
2.1.Основная характеристика тура
2.2. Документационное обеспечение тура 27
31
Заключение
34
Список использованной литературы
36
Приложения 38
Под определением «рекреационный» туризм скрывается разнообразие средств и форм туристской деятельности, направленных на достижение целей рекреации.
Как и в случае классификации туристской деятельности в целом, определить наиболее значимые основания классификации. Остановимся на двух из ранее названных: доминирующая цель туристского мероприятия и уровень физической активности участников мероприятий. Классификация на основании цели позволит нам создать систему рекреационной туристской деятельности, отражающую суть, функции конкретных туристских мероприятий. Классификация, основанная на уровне физической активности участников, позволит выделить мероприятия с максимальной оздоравливающей эффективностью и четко ограничить предмет нашего изучения.
Исходя из «узких» целей и задач рекреационных туристских мероприятий можно выделить в подсистеме рекреационного туризма виды туристской деятельности:
- рекреационно-развлекательный (релаксационный) туризм;
- рекреационно-оздоровительный туризм;
- рекреационно-познавательный;
- рекреационно-спортивный туризм.
Рекреационно-развлекательный и рекреационно-оздоровительный (в том числе реабилитационный) туризм – это собственно рекреационный туризм. Здесь доминирует одна главная цель – полноценный отдых и оздоровление туристов. В случае рекреационно-развлекательного туризма туристы «удаляются» из привычной, надоевшей действительности и «погружаются» в новый яркий природный контекст, обладающий значимым рекреационным потенциалом и несущий яркие впечатления, приключения. Пример (одна из форм) такого мероприятия – поездка на морской курорт с целью пляжного отдыха нами комментировался ранее (здесь и иная действительность; и оздоровительные ресурсы в виде моря, солнца, фруктов; и стандартный «пакет» развлечений, начиная от собственно «обугливания» на пляже и заканчивая созерцанием восточных красавиц, исполняющих танец живота). В случае рекреационно-оздоровительного туризма в туристских мероприятиях целенаправленно используются некие оздоровительные технологии; акцент при планировании делается именно на укрепление здоровья туристов. Для реабилитационного туризма (форма – поездка на санаторно-курортный отдых) характерны технологии, позволяющие вернуть состояние здоровья к статусу, характерному для человека до заболевания. К таким технологиям относятся дозированные прогулки в природной среде, особое диетическое питание, употребление лечебных минеральных вод и пр. Для собственно оздоровительного туризма (форма – оздоровительный поход выходного дня) характерны технологии, позволяющие сохранить и даже улучшить состояние здоровья участников. К таким технологиям, прежде всего, относится дозированная физическая нагрузка в природной среде, процедуры закаливания и пр. [7, c. 43]
Рекреационно-познавательный туризм на графической модели туристской деятельности лежит в области взаимодействующих подсистем рекреационного и познавательного туризма. К данной разновидности рекреационного туризма отнесем туристские мероприятия с двумя доминирующими целями: отдых и приобретение новых (для себя) знаний. Следовательно, в этом разделе рекреационного туризма «лежат» любые рекреационные туристские путешествия, где планируется некая экскурсионная программа. Разумеется, и экологические походы, с явным познавательным мотивом, отнесем к этому разделу туристской деятельности. К рекреационно-спортивному туризму отнесем все рекреационные туристские мероприятия, где для полноценного отдыха и оздоровления участников активно используются технологии различных видов спорта (горнолыжного, подводного плавания, бега, лыжных гонок и пр.). В таких мероприятиях, кроме мотива полноценного отдыха, у участников явно прослеживается мотив личного спортивного совершенствования, (желание улучшить технику катания на лыжах, технику ориентирования на местности, технику сплава на плотах и байдарках и т.д.), присутствует спортивный азарт.
Кроме классификации, основанной на содержании, цели туристских мероприятий, специалистам в области физической культуры, весьма важна и классификация туристской деятельности с точки зрения уровня двигательной активности ее участников. Как указывалось нами ранее, в туристской деятельности, можно с определенным допущением, выделить «активные» и «пассивные» формы туристских мероприятий. Формами пассивного отдыха являются, упомянутые выше путешествия с исключительно пляжно купальными целями, где уровень двигательной активности минимален, а оздоровление происходит за счет рекреационных ресурсов места отдыха и психологической разрядки (смена рабочей обстановки на «рай под пальмами»). Пассивным, с минимумом двигательной активности, можно назвать и санаторный (реабилитационный) отдых «на лечебных водах». Относительно «пассивной» формой рекреационно-познавательного туризма является, так называемый, сельский туризм (агротуризм). Сельский туризм – жизнь и отдых в деревенском доме, с питанием экологически чистыми продуктами, просыпанием под крик петуха, рыбалкой, баней, льняными простынями и запахом навоза. Это туризм, направленный на познание сельского быта, фольклора, ремесел, промыслов, окружающей природы. Туризм с налетом романтики «возвращающий» туриста на время из городской шумной и суетной среды к сельским исконно-посконным «корням». Но для нас с Вами должно быть аксиомой, что туризм активного отдыха и оздоровления, более эффективен для целей физической, эмоциональной, интеллектуальной рекреации, чем туризм пассивного отдыха. Активные формы туризма, обеспечивают дозированную по объему и интенсивности физическую нагрузку для участников туристских мероприятий, что является важнейшим фактором их полноценного отдыха и эффективного оздоровления. [10, c. 43]
Примером активных форм рекреационно-развлекательных туристских мероприятий является лидер по популярности и престижу в туристско-развлекательном бизнесе – особая форма корпоративного отдыха на природе т.н. «team building» (тренинг по командообразованию, и его особенно близкая к технике туризма форма – веревочные курсы). В данном случае команды, сформированные по производственному принципу (команды коллег), соревнуются в преодолении естественных и искусственных препятствий, выполнении неких «подвижных» конкурсных заданий, применяя при этом, в том числе, технику туризма. Условия игры (а это именно игра, а не спорт) требуют определенной ловкости, выносливости, интеллекта и, что непременно, взаимовыручки, взаимопомощи в процессе коллективных действий. [9, c. 67]
Несомненно, активной формой рекреационно-оздоровительного туризма является оздоровительный поход выходного дня или многодневный оздоровительный поход. В данном случае само путешествие по району, обладающему рекреационными ресурсами (лес, чистый воздух, чистые водоемы, красивые ландшафты), с использованием нормированных оздоровительных физических нагрузок является технологией отдыха и укрепления здоровья. Ярким примером активных форм рекреационно-познавательного туризма являются экологические туристские походы по «диким» чистым территориям, с максимально бережным отношением к данным территориям, с познавательными экскурсиями по экологической тропе. И, наконец, отметим, что все рекреационно-спортивные туристские мероприятия, где с целью отдыха и оздоровления используются технологии видов спорта, относятся исключительно к «активному» туризму. На примерах отдыха с включением в туристский пакет услуг подводного плавания, катания на водных велосипедах и мотоциклах, катания на горных лыжах, сплава на надувных плотах по горным рекам (рафтинг), спортивных игр мы останавливались ранее.
Основные признаки, присущие активным формам рекреационного туризма:
при осуществлении мероприятия используются средства активного туризма (прогулка, поход, соревнования);
при осуществлении мероприятия используются технологии видов спорта
(горнолыжного, водного слалома, подводного плавания, конного спорта, игровых видов спорта);
мероприятия, тем самым, основаны на использовании двигательной
активности участников или их двигательная активность составляет существенную часть программы;
- мероприятия, за редким исключением, включают культурно -
познавательные аспекты и содержат интеллектуальные и эмоциональные компоненты.
1.2. Организационные особенности рекреационного туризма
Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Во многих странах рекреационное обслуживание — самостоятельная сфера приложения труда и крупная отрасль экономики, привлекающая 2—5%, а в отдельных странах (например, Италия, Франция) до 10—15% занятого населения; валовые затраты населения на рекреационные услуги и товары составляют 3—5% и более фонда потребления. На территориях, обладающих наиболее благоприятными природными и экономическими условиями для организации рекреационного туризма, интересных в географическом, историческом, этнографическом и культурном отношениях, создаются дома отдыха, туристские базы, спортивные лагери, санатории, промышленные, торговые и посреднические предприятия, пути и необходимые средства сообщения.
Для рекреационного туризма характерны большая продолжительность поездки, меньшее количество посещаемых мест назначения и, соответственно, большая продолжительность пребывания в одном месте (как правило — курорт на морском побережье). Другая особенность — широкое использование авиационного транспорта и чартерных рейсов.
Как показывает мировая практика, развитие рекреационно-туристической деятельности, наряду с развитием промышленности и сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений возрождения экономики. Окупаемость затрат здесь составляет в среднем два – четыре года, а затраты на создание одного рабочего места в 20 раз меньше, чем в промышленности. Этот вид деятельности имеет мультипликативный эффект – возникновение одного рабочего места непосредственно в туризме создает в сопутствующих отраслях два, а возрастание прямых доходов увеличивает непрямые доходы втрое.
Развитие рекреации и туризма активизирует развитие общественного производства, влияет на улучшение его структуры, повышение продуктивности труда во многих отраслях экономики, иногда прямо не связанных с данной индустрией: развитие туризма, курортно-оздоровительной сферы провоцирует строительство, торговлю, сельское хозяйство, транспорт, связь, модернизацию дорог, гостиниц, кинотеатров, реконструкцию памятников, способствует общему благоустройству городов, обеспечивает охрану лесов, водоемов и т.д. Организация отдыха и туризм являются рекордно большой индустрией современного мира, занимая в то же время первое место по темпам роста. Это самая прибыльная, экологически чистая отрасль в системе бизнеса. Доходы от мирового туризма в настоящее время превзошли поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автоэкспорта, почти в 3 раза превысили доход от экспорта теле- и радиоаппаратуры [4, c. 29].
Туристские потоки с целью рекреационного туризма являются наиболее массовыми и определяют географическую структуру международного туризма в целом. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к ним.
Не высокая стоимость рекреационных поездок приводит к тому, отправляются люди примерно одного круга со схожими требованиями. Поэтому целевая аудитория рекреационного туризма - это туристы среднего класса.
При организации рекреационного туризма следует учитывать целый ряд требований туристов:
- месторасположение отеля - рядом с местом;
- питание;
- интерьер номеров и цветовая гамма;
- количество обслуживающего персонала.
К организационным особенностям также относятся: особенности размещения и питания, визового обслуживания и страхования, специфика транспортного обслуживания, организация культурно – досуговых мероприяти во время путешествия.
Организация питания и размещения туристов в Индии
Отели на курортах Индии строят не выше пальмы (9 метров) и не ближе 300 метров к морю из-за сильных приливов и отливов. Прибрежные заведения категории пять «звезд» производят впечатление: это не просто места отдыха с большим набором услуг, а сказочные дворцы, где персонал старается выполнить практически все пожелания туристов. К самым изысканным в этой категории можно отнести отели международных «цепочек» Taj group, Marriott и Hyatt. А вот городские «пятёрки» далеко не всегда соответствуют своему высокому званию — сервис в них порой оставляет желать лучшего.
«Четвёрки» в курортных зонах предлагают своим гостям хороший сервис, достаточно большой набор услуг, включая и традиционные, характерные только для Индии программы по оздоровлению. С городскими заведениями того же уровня дело обстоит хуже — соответствующее своим звёздам качество найти непросто. Часто четыре звёздочки на фасаде служат лишь украшением здания. Ну а про городские «трёшки» и говорить нечего, хотя каждое правило имеет приятное исключение: вполне можно наткнуться даже на две «звезды» с чистыми комнатами и неплохим сервисом. Чаще всего такие отели принадлежат бывшим военным или семьям из высших каст.
Основу на редкость разнообразной, эклектичной и остро-пряно-кисло-сладкой индийской кухни составляют разнообразные овощи, рыба, рис, мучные изделия, лепёшки «пури» и различные молочные продукты. Число оригинальных блюд в ней до сих пор никем не подсчитано (нереально). Ну а главная «визитная карточка» местных поваров — это, разумеется, специи, которые здесь добавляют практически в любое блюдо, даже в сладости, причём в самых необычных сочетаниях. Поэтому, если желудок туриста не нуждается в особо ярких впечатлениях, ему лучше сразу предупредить об этом официанта.
Чаевые в Индии не имеют статуса «обязательных», но никто от них, разумеется, отказываться не станет. В ресторанах и кафе чаевые равны традиционным 10 % от суммы счёта. В крупных отелях существует официальная надбавка за сервис в 10-25 %, поэтому «на чай» там можно не давать [1, c. 46].