Оценка ресурсной базы для религиозного туризма Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является в оценке ресурсной базы для религиозного туризма Владимирской области.
Задачами данной работы является:
- изучение видов, целей и разновидностей религиозного туризма
- понять основные различия между разновидностями религиозного туризма

Содержание работы

Введение
Глава I Религиозный туризм. Его определение, уели и разновидности…1 - 3
Паломнический туризм…………………………………………4 - 9
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности………………………………………………..10 - 11
Глава II Краткая характеристика туристской компании «ВладУниверсалТур»……………………………………………………………12
Описание и программа маршрута Муром - Владимир -
Боголюбово – Суздаль………………………………………..29 – 32
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Владимирский Институт Туризма и Гостеприимства.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

В XVIII в. вокруг монастыря  была сооружена небольшая кирпичная  ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от ограды сохранились только небольшая часть ее и Святые ворота, реставрированные в 1947 г. Ворота сверху завершаются граненым ярусным барабаном с маленьким куполом.

Строил ограду суздальский  зодчий Грязнов, который участвовал и в строительстве Троицкого монастыря (ныне уничтоженного); неудивительно, что они имеют общие черты со Святыми воротами последнего, которые сохранились как часть стены соседнего Ризположенского монастыря.

 

Покровский  монастырь

Покровский монастырь был основан в 1364г. на низком берегу Каменки, и со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского.

Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву.

Здания монастыря сгруппированы  вокруг площади у южной стены  собора. Такая композиция встречается и в Спасо-Евфимиевом монастыре, и в других русских монастырях того времени. Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь, построенная несколько позднее, когда на Руси уже формировались другие принципы монастырской застройки. Покровский собор (1510-1514) - главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым, сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.

Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные  порталы с «дыньками», пилястры и  типичный для суздальской архитектуры  фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором - высокими узкими окнами и карнизом - повторяют внешний вид храмовых апсид.

При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх.

Интерьер собора не менее  аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье. При реставрации собора в 1962г. (руководитель – И.А.Столетов) были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь.

Собор неоднократно подвергался  переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные  купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, - словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.

Весь комплекс Покровского  монастыря находится под охраной ЮНЕСКО. 

В монастыре долгое время  размещалась гостиница "Покровская", устроенная в стилизованных избах  и очень популярная у иностранных  туристов. Весной 2008 года гостиница  была закрыта и подарена владельцами  монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт. Тем не менее, на территории монастыря работает паломническая трапезная.

В монастырь приезжают  не только туристы, но и многочисленные паломники, которых особенно привлекают мощи св. Софии Суздальской (в миру - Соломонии Сабуровой), у которых многие женщины молятся о даровании им детей, а больные - об исцелении. Для паломников проводятся экскурсии.

 

Ризоположенский монастырь

На возвышенном месте  города стоит женский Ризположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г. перед башней посада, на перекрестке дорог. Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм - Ризположенский собор - был выстроен только в середине XVI века. Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля, с которого снято немало панорам города, как современных, так и тех лет, когда только появилась фотография.

С запада к храму в 1688г. была пристроена небольшая, но очень красивая и богато украшенная паперть с изразцовыми вставками. Строили ее зодчие Мамин, Шмаков и Грязнов, которым принадлежат и Святые ворота монастыря.  Паперть украшена роскошным перспективным порталом, небольшие ее оконца обрамлены узорчатыми наличниками с разнообразными «дыньками», «косицами», полихромными изразцами.

Святые ворота (1688) - один из самых заметных шедевров суздальского зодчества. Авторство их принадлежит  Андрею Шмакову, Ивану Мамину и Ивану  Грязнову - талантливым суздальским архитекторам XVIIв. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами. Арки в них разные: правая - проездная, почти полуциркульная, большая; левая - поменьше, упрощенного рисунка, украшенная мелким рустом. Изящные шатры над воротами, опирающиеся на низенькие восьмерики с крошечными оконцами, украшены ложными слуховыми окнами и увенчаны небольшими главками.

Трапезная Сретенская церковь  была построена из красного кирпича  в 1882г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее - кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.

От всего монастыря  сохранились только скромные Святые ворота в стиле барокко – они  были поставлены в XVIII веке, - да угловая  башня ограды. В 1764 году Троицкий монастырь  в связи с указом о секуляризации  монастырских земель был упразднен и присоединен к Ризположенскому, и Троицкий собор стал одним из храмов своего более древнего «соседа». Сейчас на территории Троицкого монастыря растут деревья да посажены грядки с овощами, и о прежней «вдовьей» обители напоминают лишь маленькие Святые ворота.

 

Спасо - Евфимиев монастырь

Монастырь был основан  в 1352 году князем суздальским и нижегородским  Константином Васильевичем как мужская  обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время  находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста. Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия.     Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.

Уже в XV веке монастырь  был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это  было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».

Центральное сооружение монастыря - массивный Спасо-Преображенский собор (XVI-XIXвв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.

Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.

Интерьер собора очень  богат. Росписи конца XVII века выполнены  костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены  фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.

Комплекс Спасо-Евфимиева  монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программа тура

Муром - Владимир - Боголюбово – Суздаль

3 дня/2 ночи

Длительность

Описание программы

Время

1 день

Сбор группы у Золотых  Ворот. Отправление группы в Муром из города Владимир.

07.00

 

Прибытие в Муром.

Обзорная экскурсия  по городу с посещением Троицкого  женского монастыря, где находятся  мощи Петра и Февронии – Муромских  святых, покровителей любви и брака (монастырь основан в 1642 г.).

08.00

 

Обед

12.00

 

Посещение Благовещенского  мужского монастыря (монастырь основан  в 1563 г. Здесь  находятся мощи Св. Константина и сыновей его  Михаила и Феодора) и Спасо - Преображенского  монастыря - древнейшей обители Святой православной Руси (монастырь основан ранее 1096 г., старше его только Киево - Печерская лавра. К святыням Спасо – Преображенского монастыря относят Чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», привезенная со Святого Афона в 1878 г.). Посещение Николо-Набережной церкви - Церковь Николы Мокрого (основана в 1700 г., здесь находятся мощи св.прав. Иулиании, Лазаревской (Муромской) и икона Николая Чудотворца). Святой источник Св. Николая. Посещение Воскресенского женского монастыря (основан в 1566 г. Начало Воскресенского монастыря связано с именами муромских князей Петра и Февронии, живших в XIII в.)

В Карачарове, родном селе былинного богатыря св. прп. Ильи Муромца, в храме Св. мчч. Гурия, Самона и  Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. Мироточивая икона прп. Илии. Посещение Святого источника.

13.30

 

Переезд группы во Владимир. Размещение в гостинице «Владимир». Ужин

18.00

2 день

Завтрак. Обзорная экскурсия по Владимиру с осмотром Успенского собора, где находятся частицы мощей Александра Невского и фрески Андрея Рублева, а также осмотр Дмитриевского собора, Княгинина монастыря (основан в 1200 г., здесь были погребены жена Всеволода III Мария Шварновна, ее сестра Анна, дочь Всеволода III Елена, жена и дочь Александра Невского и другие), Храма Михаила Архангела и Рождественского монастыря (монастырь основан в 1191 г. Здесь были написаны Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи).

08.00

 

Переезд в Боголюбово. Церковь «Покрова – на – Нерли», осмотр действующего женского Боголюбского монастыря – резиденции А. Боголюбского (это один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 г. А. Боголюбским. Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево – Печерских подвижников. В соборе совершаются ежедневно уставные богослужения и служится Божественная литургия).

Ужин.

15.00

3 день

Завтрак. Переезд в Суздаль. Экскурсия по городу с посещением  Александровского монастыря (основан в 1240г. Александром Невским. Здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393), Покровского монастыря (здесь хранятся мощи Софии Суздальской), Ризоположенского монастыря (история монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской). Обед в монастырской трапезной. Посещение Спасо - Евфимиева монастыря (Преображенский собор), где проходит программа с исполнением православного песнопения, концерт колокольных звонов, экспозиция «Монастыри Суздаля».

08.00

 

Отъезд группы в город Владимир

16.00


 

Цена тура на 1 человека в рублях:

Размещение

Место в 2-х местном  номере

Одноместное размещение

ГТК Владимир

г. Владимир

стандарт

 

3000

 

3500


 

Скидки:

Скидка на ребенка  до 12 лет на дополнительном месте (раскладушка) – 200 рублей.

Скидка детям до 16 лет (основное место) – 100 рублей.

В цену тура включено: проживание в гостинице ГК «Владимир» 2-х местные номера с удобствами, питание по программе, экскурсионная программа, входные билеты в музеи, услуги гида, транспортное обслуживание по программе.

Заключение 

 

Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов  туризма. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным.

В нашей стране религиозный  туризм в настоящее время недостаточно развит. Сохранившиеся до наших дней культовые постройки могут служить важными объектами религиозного туризма и паломничества в современной России. Среди них есть памятники различных эпох, начиная с XII - XIII вв. и кончая XIX в., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с историей и культурой Российской империи.

Целесообразно выделить из них наиболее значимые объекты  посещения религиозного туризма  и основные места паломничества. В большей своей части они совпадают, и их можно включать в маршруты, как религиозного туризма, так и паломничества (либо совмещенных групп). Несовпадающие объекты характеризуются тем, что не отвечают цели поездки или туристов, или паломников.

При организации маршрутов  религиозного туризма необходимо соблюдать следующие правила. Нецелесообразно включать в маршруты религиозного туризма объекты посещения, которые не представляют историко-культурного интереса и имеют малое число объектов показа. В маршруты паломнических групп нельзя включать недействующие монастыри и церкви (даже если они включены в списки ЮНЕСКО), которые не имеют святынь (источника благодати). Одна только историко-культурная ценность таких объектов не может стать целью паломнической поездки. Такие объекты посещения включаются только в маршруты религиозного туризма.

На туристском рынке, как во всей России, так и на отдельно Владимирском существует немало туристских операторов, фирм, которые занимаются составлением и продажей паломнических  туров. На данный момент продажа таких туров не высока, но Владимирская область развивается, и религиозный туризм в будущем будет занимать достойное место на туристском рынке.

Информация о работе Оценка ресурсной базы для религиозного туризма Владимирской области