Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является в оценке ресурсной базы для религиозного туризма Владимирской области.
Задачами данной работы является:
- изучение видов, целей и разновидностей религиозного туризма
- понять основные различия между разновидностями религиозного туризма
Введение
Глава I Религиозный туризм. Его определение, уели и разновидности…1 - 3
Паломнический туризм…………………………………………4 - 9
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности………………………………………………..10 - 11
Глава II Краткая характеристика туристской компании «ВладУниверсалТур»……………………………………………………………12
Описание и программа маршрута Муром - Владимир -
Боголюбово – Суздаль………………………………………..29 – 32
Заключение
Список литературы
В XVIII в. вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от ограды сохранились только небольшая часть ее и Святые ворота, реставрированные в 1947 г. Ворота сверху завершаются граненым ярусным барабаном с маленьким куполом.
Строил ограду суздальский зодчий Грязнов, который участвовал и в строительстве Троицкого монастыря (ныне уничтоженного); неудивительно, что они имеют общие черты со Святыми воротами последнего, которые сохранились как часть стены соседнего Ризположенского монастыря.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был основан в 1364г. на низком берегу Каменки, и со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского.
Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву.
Здания монастыря
Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором - высокими узкими окнами и карнизом - повторяют внешний вид храмовых апсид.
При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх.
Интерьер собора не менее аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье. При реставрации собора в 1962г. (руководитель – И.А.Столетов) были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь.
Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, - словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.
Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.
В монастыре долгое время размещалась гостиница "Покровская", устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов. Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт. Тем не менее, на территории монастыря работает паломническая трапезная.
В монастырь приезжают не только туристы, но и многочисленные паломники, которых особенно привлекают мощи св. Софии Суздальской (в миру - Соломонии Сабуровой), у которых многие женщины молятся о даровании им детей, а больные - об исцелении. Для паломников проводятся экскурсии.
Ризоположенский монастырь
На возвышенном месте города стоит женский Ризположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207г. перед башней посада, на перекрестке дорог. Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм - Ризположенский собор - был выстроен только в середине XVI века. Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля, с которого снято немало панорам города, как современных, так и тех лет, когда только появилась фотография.
С запада к храму в 1688г. была пристроена небольшая, но очень красивая и богато украшенная паперть с изразцовыми вставками. Строили ее зодчие Мамин, Шмаков и Грязнов, которым принадлежат и Святые ворота монастыря. Паперть украшена роскошным перспективным порталом, небольшие ее оконца обрамлены узорчатыми наличниками с разнообразными «дыньками», «косицами», полихромными изразцами.
Святые ворота (1688) - один из самых заметных шедевров суздальского зодчества. Авторство их принадлежит Андрею Шмакову, Ивану Мамину и Ивану Грязнову - талантливым суздальским архитекторам XVIIв. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами. Арки в них разные: правая - проездная, почти полуциркульная, большая; левая - поменьше, упрощенного рисунка, украшенная мелким рустом. Изящные шатры над воротами, опирающиеся на низенькие восьмерики с крошечными оконцами, украшены ложными слуховыми окнами и увенчаны небольшими главками.
Трапезная Сретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее - кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.
От всего монастыря сохранились только скромные Святые ворота в стиле барокко – они были поставлены в XVIII веке, - да угловая башня ограды. В 1764 году Троицкий монастырь в связи с указом о секуляризации монастырских земель был упразднен и присоединен к Ризположенскому, и Троицкий собор стал одним из храмов своего более древнего «соседа». Сейчас на территории Троицкого монастыря растут деревья да посажены грядки с овощами, и о прежней «вдовьей» обители напоминают лишь маленькие Святые ворота.
Спасо - Евфимиев монастырь
Монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста. Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия. Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.
Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
Центральное сооружение монастыря - массивный Спасо-Преображенский собор (XVI-XIXвв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.
Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Муром - Владимир - Боголюбово – Суздаль
3 дня/2 ночи
Длительность |
Описание программы |
Время |
1 день |
Сбор группы у Золотых Ворот. Отправление группы в Муром из города Владимир. |
07.00 |
Прибытие в Муром. Обзорная экскурсия по городу с посещением Троицкого женского монастыря, где находятся мощи Петра и Февронии – Муромских святых, покровителей любви и брака (монастырь основан в 1642 г.). |
08.00 | |
Обед |
12.00 | |
Посещение Благовещенского мужского монастыря (монастырь основан в 1563 г. Здесь находятся мощи Св. Константина и сыновей его Михаила и Феодора) и Спасо - Преображенского монастыря - древнейшей обители Святой православной Руси (монастырь основан ранее 1096 г., старше его только Киево - Печерская лавра. К святыням Спасо – Преображенского монастыря относят Чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», привезенная со Святого Афона в 1878 г.). Посещение Николо-Набережной церкви - Церковь Николы Мокрого (основана в 1700 г., здесь находятся мощи св.прав. Иулиании, Лазаревской (Муромской) и икона Николая Чудотворца). Святой источник Св. Николая. Посещение Воскресенского женского монастыря (основан в 1566 г. Начало Воскресенского монастыря связано с именами муромских князей Петра и Февронии, живших в XIII в.) В Карачарове, родном селе былинного богатыря св. прп. Ильи Муромца, в храме Св. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. Мироточивая икона прп. Илии. Посещение Святого источника. |
13.30 | |
Переезд группы во Владимир. Размещение в гостинице «Владимир». Ужин |
18.00 | |
2 день |
Завтрак. Обзорная экскурсия по Владимиру с осмотром Успенского собора, где находятся частицы мощей Александра Невского и фрески Андрея Рублева, а также осмотр Дмитриевского собора, Княгинина монастыря (основан в 1200 г., здесь были погребены жена Всеволода III Мария Шварновна, ее сестра Анна, дочь Всеволода III Елена, жена и дочь Александра Невского и другие), Храма Михаила Архангела и Рождественского монастыря (монастырь основан в 1191 г. Здесь были написаны Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи). |
08.00 |
Переезд в Боголюбово. Церковь «Покрова – на – Нерли», осмотр действующего женского Боголюбского монастыря – резиденции А. Боголюбского (это один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 г. А. Боголюбским. Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево – Печерских подвижников. В соборе совершаются ежедневно уставные богослужения и служится Божественная литургия). Ужин. |
15.00 | |
3 день |
Завтрак. Переезд в Суздаль. Экскурсия по городу с посещением Александровского монастыря (основан в 1240г. Александром Невским. Здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393), Покровского монастыря (здесь хранятся мощи Софии Суздальской), Ризоположенского монастыря (история монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской). Обед в монастырской трапезной. Посещение Спасо - Евфимиева монастыря (Преображенский собор), где проходит программа с исполнением православного песнопения, концерт колокольных звонов, экспозиция «Монастыри Суздаля». |
08.00 |
Отъезд группы в город Владимир |
16.00 |
Цена тура на 1 человека в рублях:
Размещение |
Место в 2-х местном номере |
Одноместное размещение |
ГТК Владимир г. Владимир стандарт |
3000 |
3500 |
Скидки:
Скидка на ребенка до 12 лет на дополнительном месте (раскладушка) – 200 рублей.
Скидка детям до 16 лет (основное место) – 100 рублей.
В цену тура включено: проживание в гостинице ГК «Владимир» 2-х местные номера с удобствами, питание по программе, экскурсионная программа, входные билеты в музеи, услуги гида, транспортное обслуживание по программе.
Заключение
Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным.
В нашей стране религиозный туризм в настоящее время недостаточно развит. Сохранившиеся до наших дней культовые постройки могут служить важными объектами религиозного туризма и паломничества в современной России. Среди них есть памятники различных эпох, начиная с XII - XIII вв. и кончая XIX в., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с историей и культурой Российской империи.
Целесообразно выделить из них наиболее значимые объекты посещения религиозного туризма и основные места паломничества. В большей своей части они совпадают, и их можно включать в маршруты, как религиозного туризма, так и паломничества (либо совмещенных групп). Несовпадающие объекты характеризуются тем, что не отвечают цели поездки или туристов, или паломников.
При организации маршрутов религиозного туризма необходимо соблюдать следующие правила. Нецелесообразно включать в маршруты религиозного туризма объекты посещения, которые не представляют историко-культурного интереса и имеют малое число объектов показа. В маршруты паломнических групп нельзя включать недействующие монастыри и церкви (даже если они включены в списки ЮНЕСКО), которые не имеют святынь (источника благодати). Одна только историко-культурная ценность таких объектов не может стать целью паломнической поездки. Такие объекты посещения включаются только в маршруты религиозного туризма.
На туристском рынке, как во всей России, так и на отдельно Владимирском существует немало туристских операторов, фирм, которые занимаются составлением и продажей паломнических туров. На данный момент продажа таких туров не высока, но Владимирская область развивается, и религиозный туризм в будущем будет занимать достойное место на туристском рынке.
Информация о работе Оценка ресурсной базы для религиозного туризма Владимирской области