Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: провести анализ современного состояния регионального туризма (на примере Белгородской области) и разработать практические рекомендации по его развитию.
Объект исследования: региональный туризм.
Предмет исследования: тенденции и перспективы развития регионального туризма.
Введение
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и социокультурном развитии региона
1.1 Основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности
1.2 Особенности государственного регулирования развития туризма
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма
2.1 Исследование рынка туристских услуг Белгородской области
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Белгородской области
Глава 3. Оптимизация условий развития туризма в белгородской области
3.1 Интернет-ресурс Белгородской области как эффективная форма рекламы и продвижения туристского потенциала региона
3.2 Практические рекомендации по развитию туризма в Белгородской области
Заключение
Приложения
Четвертая характеристика туризма заключается в том, что туризм является важной составляющей экономики, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов и зрелищных мероприятий. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящих данной местности или государству доход [24, с.10-12].
В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие типы туризма:
а) внутренний туризм – жители какой-либо страны, путешествующие по своей стране;
б) региональный или местный туризм – путешествия в пределах определенного региона;
в) выездной туризм – путешествие по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
г) въездной туризм – путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Всё это позволяет рассматривать туризм как сложную социально-экономическую систему, включающую в себя различные взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы. Совокупность подсистем представляет собой индустрию туризма [19].
В статье 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» предлагается следующая трактовка данного понятия:
«Туристская индустрии – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культурного, делового и иного назначения, организаций, осуществляющих туропературскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих туристско-экскурсионные услуги и услуги гидов переводчиков» [59, с.17].
Понятие регион в современном обществоведении
крайне гибкое. В практике стран Западной
Европы регион трактуется как «территория,
представляющая общность с географической
точки зрения, или такая территориальная
общность, где есть преемственность и
чье население объединяет определенные
общие ценности и стремления сохранить,
развивать свою самобытность в целях стимулирования
культурного, экономического и социального
прогресса». Отечественные исследователи
Г.А. Аванесова и О.Н. Астафьева подчеркивают,
что понятие «регион» связывается с пространственно-
Л.М. Мосолова предлагает понимать под регионом историко-культурную зону, в которой «возникали, сосуществовали, взаимодействовали или же последовательно в разное время сменяли друг друга антропосоциокультурные процессы и традиции» [33, с.6]. Нередко зонально-географические особенности с дополнительным учетом тех или иных хозяйственно-отраслевых или культурно-исторических критериев выступают основанием классификации.
В настоящее время сложилась следующая классификация видов и форм туризма. Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся: главная цель путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность путешествия, возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.
В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности форм туризма: рекреационный, культурно-познавательный, научно-деловой, экологический, религиозный, спортивный, сельский и многие другие.
Рекреационный туризм – туризм, с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в специальных санаториях не относиться к туризму, так как санаторий-это разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется «туризм конца недели».
Культурно-познавательный туризм – путешествия в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
Научно-деловой туризм – посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками.
По интенсивности туристского потока различают: постоянный, сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма, характерна, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известные города мира, курорты, места располагающие уникальными лечебными минеральными водами и целебными грязями.
Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой) называются двухсезонными.
По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяются: кратковременный, продолжительный туризм.
Кратковременный туризм – это туризм с продолжительностью путешествия не более трех суток. Продолжительный туризм – это туризм, при котором срок путешествия составляет более трех суток.
В зависимости от используемых транспортных средств, для передвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, комбинированный.
В зависимости от географической направленности различают: межконтинентальный, международный, региональный и местный [2].
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг. Основные туристические услуги регламентируются договором на туристическое обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр. Сюда можно отнести: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг, физкультурно-оздоровительные услуги, медицинские услуги, культурно-зрелищные и игровые мероприятия.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирной продукцией, туристской символикой, торговое, валютно-кредитное, информационное, и прочее обслуживание, услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др. [13].
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания – формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Туристские поездки принимают все более популярный характер, так как обязательным элементом обслуживания является пакет информационной литературы, которая содержит перечень видов обслуживания, включенных в стоимость, а также подробную информацию по всем вопросам которые чаще всего возникают во время путешествия. Будущий участник туристической группы, таким образом, может выяснить заранее условия поездки, а также ее приблизительную стоимость.
Разработка маршрутов сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристического обслуживания. После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Разрабатывают два основных вида туров.
1. Пэкидж-тур – комплексные туристические услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги.
2. Инклюзив-тур – отдельные
На практике большой популярностью пользуются инклюзив-туры, где турист заказывает минимальный набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости. Это расширяет возможности планирования собственного времени туристу и в ряде случаев удешевляет путевку [54, с.82].
Сформированный на основании маршрута и конкретного спроса тур не может сразу стать товарным продуктом для продажи. Для этого следует выполнить ряд этапов: формирование тура, экспериментальное внедрение, реклама и презентация, продажа тура.
По результатам рекламного тура ведется его презентация, а также последующая рекламная кампания. После этого производится калькуляция затрат, определяется норма прибыли, рассчитывается цена и формируется система льгот и скидок. Далее сформированный товарный продукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или самостоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и т.д.). При формировании тура следует учитывать его основные свойства: аттрактивность (привлекательность), надежность, безопасность, адресную направленность, информативность [53, с.12].
Подобная классификация сферы туристских услуг обусловила необходимость выбора направлений его развития. В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии туризма:
1. Создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в стране.
2. Широкое вовлечение местной
общественности и региональных
властей в планирование и
3. Развитие связей между
4. Рост благосостояния местного
населения, устранение налоговых, таможенных
и других трудностей, которые
могут препятствовать развитию
туризма. При этом особое внимание
должно быть уделено
5. Осуществление более четкого
маркетинга и выделение
6. Повышение профессионального
уровня сотрудников сферы
Таким образом, можно сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга [53].
С одной стороны, туризм является частью социокультурной деятельности, поскольку хранит достижения человеческой культуры, природные ценности, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства.
С другой стороны, внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставлять свои деньги в посещаемом государстве или регионе. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен регион или государство должны получать доход [59, с.15].
Сегодня туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Это удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах с другими культурами. Неоспоримо, что туризм является одним из влиятельнейших феноменов экономического, социального и культурного развития нашего общества.
1.2 Особенности государственного регулирования развития туризма
В условиях глобализации и тесного межкультурного взаимодействия многие страны мира развивают отрасль индустрии туризма. По итогам международных конференций по туризму отмечалось, что устойчивое развитие индустрии туризма, как в отдельном регионе, так и в стране в целом зависит, прежде всего, от усилий со стороны государства: «Туризм должен планироваться государственными властями, а также туристической индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. В этих условиях представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические отрасли» [35, с.204].
В России федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.
За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. Проблемами туризма занимались поочередно Министерство культуры РФ, Комитет по делам молодежи и физической культуры РФ. Вопросы туризма выступают лишь частью функций этих учреждений. Довольно часто встречаются следующие их сочетания: культура и туризм; физкультура, спорт и туризм; туризм и развитие курортов; туризм и внешнеэкономические связи.
С одной стороны, такой широкий диапазон совмещения вопросов туризма с другими сферами государственного управления свидетельствует о его многогранности и значимости, а также предполагает комплексный подход к решению данных проблем. С другой стороны, отсутствие четко обозначенного подразделения этой сферы явно выражает недостаточное внимание и понимание социальной ценности и значимости этой сферы в жизни общества. Объединение вопросов развития туризма с другими проблемами приводит к автоматическому сужению понятия «туризм» как многогранного общественного явления.
В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ [50, с.52].
Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует ее развитию и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России, как страны благоприятной для туризма, рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
Информация о работе Оптимизация условий развития туризма в Белгородской области