Оптимизация условий развития туризма в Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ современного состояния регионального туризма (на примере Белгородской области) и разработать практические рекомендации по его развитию.
Объект исследования: региональный туризм.
Предмет исследования: тенденции и перспективы развития регионального туризма.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и социокультурном развитии региона
1.1 Основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности
1.2 Особенности государственного регулирования развития туризма
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма
2.1 Исследование рынка туристских услуг Белгородской области
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Белгородской области
Глава 3. Оптимизация условий развития туризма в белгородской области
3.1 Интернет-ресурс Белгородской области как эффективная форма рекламы и продвижения туристского потенциала региона
3.2 Практические рекомендации по развитию туризма в Белгородской области
Заключение
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Туризм как ресурс экономического и социокультурного развития региона.docx

— 334.41 Кб (Скачать файл)

– обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

– создание условий для деятельности направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

– развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов;

– сохранение объектов туристского показа, рациональное использование культурного и природного потенциала туристских регионов России.

Приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие регионального и въездного туризма (путешествие граждан России и иностранных граждан в пределах Российской Федерации), а также культурно-познавательного и социального туризма.

Богатое культурное наследие, специфика историко-культурного развития делают нашу страну привлекательной для туристов. На основании приоритетных направлений, государственное регулирование развития туризма осуществляется следующим образом:

1. Создание нормативных и правовых  актов, направленных на упорядочение  и совершенствование отношений  в сфере туристской индустрии. К числу таких документов, реально  повлиявших на положение дел  в туристской сфере, следует отнести  принятые летом 2006 года изменения  и дополнения к Федеральному  закону «Об особых экономических  зонах в РФ» с целью включения  в него дополнительных положений  о создании зон туристско-рекреационного  типа.

В результате проведенного Правительством РФ осенью 2006 года конкурса из 28 заявок, туристские особые экономические зоны будут созданы в 7 регионах: Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской, Иркутской областях, Республиках Бурятия и Алтай. Они созданы в целях:

– стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование туристских ресурсов регионов РФ;

– создания современной туристской инфраструктуры в регионах РФ;

– концентрации ресурсов для достижения целей развития регионального туризма [4, с.4].

2. Содействие в продвижении турпродукта  на внутреннем и мировом туристских  рынках.

3. Установление правил въезда, выезда  и пребывания на территории  страны.

4. Прямыми бюджетными ассигнованиями  на разработку и реализацию  федеральных целевых программ  развития туризма.

5. Защитой прав и интересов  туристов, обеспечение их безопасности. В рамках реализации этого  направления государственного регулирования  туристской деятельности 5 февраля 2007 года подписан президентом  РФ Федеральный закон «О внесении  изменений в Федеральный закон  «Об основах туристской деятельности  РФ»». Он вступил в силу 1 июня 2007 года.

Закон направлен на совершенствование государственного регулирования туристской деятельности, гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. В качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования [4, с.4].

6. Создание благоприятных условий  для инвестиций, налогового и  таможенного регулирования.

7. Содействие кадровому обеспечению  туристской деятельности и развитие  научных исследований в сфере  туризма.

Государственные органы занимают ведущее место в подготовке и реализации долгосрочных программ развития туризма. На основании Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 года № 177 утверждена федеральная целевая программа «Развития туризма в Российской Федерации» [50, с.124].

Программа предполагает решение следующих задач:

– оценка влияния развития туризма на экономику, социальную и культурную жизнь общества;

– подготовка и обучение туристского персонала;

– долгосрочное планирование устойчивого развития туризма;

– обмен информацией между развитыми и развивающимися странами;

– участие всех секторов общества в развитии туризма;

– концепция нового туристского продукта;

– оценка результатов реализованных мер;

– установление партнерства на международном уровне [50, с.150].

Функции органов местного самоуправления по развитию туризма на уровне регионов сводятся к следующему: сотрудничество с территориальными туристскими организациями в планировании и реализации местных программ развития туризма; осуществление региональных и целевых программ; содействие в превращении местных объектов туризма в центры досуга и культурного обслуживания населения; вовлечение местных организаций в расширение форм туристского обслуживания; добиваются экономически устойчивого использования местных туристских ресурсов; содействуют восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма [59, с.43].

Как уже отмечалось выше, на сегодняшний день приоритетным направлением в туристской деятельности является развитие культурно-познавательного туризма в регионах России.

В Московском государственном университете культуры и искусств разработана концепция федеральной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма в регионах России (2008-2013годы)», которая предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на реализацию нового подхода, позиционирующего культуру как фактор экономического роста и развития региона [27, с.8].

Программа включает в себя две подпрограммы, ориентированные на решение разных аспектов стоящих перед нею задач. Подпрограмма «Развитие культурно-туристских зон» предусматривает реализацию комплекса мероприятий по созданию региональных туристских зон с высокой концентрацией объектов историко-культурного наследия. К числу таких регионов, прежде всего, относятся Северо-западный и Центральный федеральные округа (при этом программа рассчитана на поддержку провинциальных регионов).

Подпрограмма «Развитие малых исторических городов» во многом основана на идее ранее действовавшей федеральной целевой программы «Развитие исторических городов России» – на идее сохранения исторической застройки, но акценты подпрограммы также смещены в сторону развития культурно-познавательного туризма. Основными критериями при отборе малых городов в программу становятся их близость к туристским маршрутам, способность не только поддерживать историко-архитектурный ландшафт, но и использовать историко-культурный потенциал для социально-экономического развития региона. Важным условием успешной реализации обеих подпрограмм является развитие в регионах традиций народных художественных промыслов.

Программа представляет собой базовый комплекс первоначальных мероприятий в сфере развития культурно-познавательного туризма и сопутствующих ей отраслей, направленных как на духовное развитие и сохранение культурного наследия, так и на формирование экономических основ отрасли, получающих практическое выражение в развитии культурно-познавательного туризма.

Мероприятия программы носят межотраслевой характер и предусматривают участие в ее реализации различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов управления, а также деловых кругов реализующих свой бизнес в сфере туризма. Мероприятия программы объединены технологически, в рамках каждого региона предполагается наличие нескольких объектов культурного наследия, приспособленных для посещения, развитой гостиничной и сервисной инфраструктуры, организованной торговли сувенирной продукции и изделиями народных художественных промыслов.

Критерием эффективности программы может служить уровень развития культурно-познавательного туризма как самостоятельной отрасли, способной выступать катализатором экономического развития региона. Эта цель напрямую связана с системой целей социально-экономического развития страны, провозглашенными в докладе Правительства РФ о результатах и основных направлениях деятельности России на 2006-2008 годы [27, с.10].

Появление нового сектора в экономике регионов, среди которых значительное число дотационных, будет способствовать выравниванию их экономического и социального уровня развития.

Функция государственного заказчика-координатора программы предлагается возложить на Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.

Развитие туризма является важным условием развития человеческого капитала, способом знакомства с отечественной историей и традициями, также укреплению международных культурных связей, поскольку туризм является одним из факторов формирования единого культурного пространства.

Каждый регион России обладает своей культурой. Более того, региональная культура также отражает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма.

В настоящее время развитие региона понимается как многомерный и сложный процесс, при этом экономическое развитие оценивается в комплексе с социальным и культурным. Исходя из этого, индикатором положительных изменений в регионе выступает множество факторов разных сфер общества. Помимо роста производства и доходов, учитываются перемены в институциональной, социальной и административной структуре общества, перемены в общественном сознании, а также в традициях и привычках [8, с.23-24].

Если раньше богатство региона, прежде всего, определялось наличием природных ресурсов, развитостью производственно-промышленных мощностей, то в последнее время в ряде этих факторов на лидирующую позицию выдвигается человеческий капитал и информационная составляющая культуры.

Таким образом, на современном этапе главной целью государственной политики в области туризма является создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах путем развертывания комплексных программ по оказанию помощи организациям индустрии туризма в кадровом, маркетинговом и информационном обеспечении. Его создание позволит решить проблему сохранения и рационального использования природного и культурного наследия, а также внесет значительный вклад в развитие экономики регионов страны.

Благодаря развитию туризма в определенном регионе можно наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных программ, где бы развитие туризма было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач. При этом основным требованием к таким программам является то, что они, во-первых, должны быть тесно связаны с программой сохранения и использования культурного и природного наследия, а во-вторых, входить в комплексную программу социально-экономического и социокультурного развития региона.

1.3 Специфика развития  туризма на региональном уровне

На сегодняшний день в большинстве регионов России выездной туризм преобладает над внутренним, то есть региональным и межрегиональным. Развитие регионального туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: бедность ассортимента предлагаемых услуг, стереотипное восприятие России как страны неблагоприятной для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, отсутствие условий для инвестиций, а также слабая реклама туристских возможностей регионов.

Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия, которые они ищут в «далеких палестинах», можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. У нас уникальные возможности для развития рекреационного, культурно-познавательного, научно-делового, сельского и многих других видов туризма. Увы, в лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа и городах Золотого кольца [17, с.58].

Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

Причины этого хорошо известны. Выездной туризм приносит российским туристским компаниям, куда большую прибыль, чем внутренний (региональный), поэтому большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма.

Внутренний туризм в России находится в зачаточном состоянии, как утверждают представители турфирм, показывать россиянам Россию нерентабельно. Исключение составляют разве что черноморские курорты и незначительное количество все тех же местных санаториев и домов отдыха.

В немалой степени это происходит потому, что наиболее обеспеченные живут в больших городах, они подвергаются постоянным стрессам и нуждаются в полноценном отдыхе, но мало информированы о рекреационных возможностях регионов, ближайших к местам их проживания. Какая-то информация, конечно, поступает – через массовые туристские издания, популярные журналы и телепередачи, но она, в отличие, от рекламы иностранных направлений, почти всегда общего характера и в таком виде не способна оказать на потенциальных внутренних туристов существенное воздействие. Большую роль в оживлении регионального туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку, о чем уже говорилось, у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают [17, с.60].

Информация о работе Оптимизация условий развития туризма в Белгородской области