Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: провести анализ современного состояния регионального туризма (на примере Белгородской области) и разработать практические рекомендации по его развитию.
Объект исследования: региональный туризм.
Предмет исследования: тенденции и перспективы развития регионального туризма.
Введение
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и социокультурном развитии региона
1.1 Основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности
1.2 Особенности государственного регулирования развития туризма
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма
2.1 Исследование рынка туристских услуг Белгородской области
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Белгородской области
Глава 3. Оптимизация условий развития туризма в белгородской области
3.1 Интернет-ресурс Белгородской области как эффективная форма рекламы и продвижения туристского потенциала региона
3.2 Практические рекомендации по развитию туризма в Белгородской области
Заключение
Приложения
3.2 Практические рекомендации
по развитию туризма в
В качестве практических рекомендаций по развитию туризма в Белгородской области нами была разработана концепция, которая предусматривает более эффективное использование имеющихся туристских ресурсов (см. Приложение 7).
Важнейшим фактором развития туризма является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал области. Наличие этого фактора позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных туристских ресурсов: историко-культурного наследия, традиций, природных условий.
Однако развитие туризма на сегодняшний момент испытывает определенные трудности. Это связано с отсутствием системного подхода в развитии туризма, опыта работы в области обслуживания туристов, нехваткой квалифицированных кадров, разрозненностью информации о собственных туристских ресурсах. Возможным путем решения данных проблем является разработка программы развития туризма в Белгородской области с учетом местных особенностей.
В настоящее время Белгородская область является уникальным, динамично развивающимся регионом, в котором представлены практически все отрасли экономики. Туристский потенциал и туристские ресурсы области определяются следующими факторами:
1. Удобное географическое
2. Наличие в регионе туристского потенциала. На Белгородчине более 2000 тыс. памятников истории и культуры, в числе которых 908 памятников археологии, 245 памятников архитектуры, 748 памятников воинской славы, 35 из них являются памятниками истории и культуры федерального значения. Уникальные природные участки края объединены в государственный заповедник «Белогорье».
Основной целью концепции является формирование и развитие в Белгородской области высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в разнообразных туристских услугах, а также значительный вклад в развитие экономики региона (налоговые поступления в бюджет, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование объектов историко-культурного наследия и природного потенциала). Концепция также направлена на формирование представления об области, как региона привлекательного для туристов.
В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами концепции являются:
1. Принятие мер по кадровому,
научно-методическому, рекламно-информационному
обеспечению туристской
2. Совершенствование
3. Развитие инфраструктуры
4. Формирование привлекательного туристского имиджа региона, обеспечение высокого качества туристских услуг.
5. Обеспечение развития малого предпринимательства, объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в сфере туризма и обслуживания.
6. Создание условий для
Механизм реализации мероприятий концепции состоит из пяти направлений:
1. Развитие системы
– совершенствование законодательства в вопросах развития туризма, упрощение визовых процедур, таможенного и пограничного контроля;
– государственное регулирование ценообразования для определения оптимального порога рентабельности туристского бизнеса, обеспечение конкурентоспособности и стабильной доходности субъектов туристской индустрии;
– обеспечение безопасности в сфере туризма;
– развитие сотрудничества в области туризма;
– улучшение качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями технических, нормативных и правовых актов;
– совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
– обеспечение достаточного уровня финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов;
– координация деятельности в сфере туризма между органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, туристскими организациями.
2. Кадровая политика и научно-
– создание системы непрерывного образования в области по всем специальностям индустрии туризма и гостиничного дела на базе образовательного стандарта при взаимодействии субъектов туристской инфраструктуры и учреждений образования;
– организация подготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с потребностями туристского рынка региона.
Научно-методическое обеспечения развития туризма, направлено на:
– разработку программ, проведение маркетинговых исследований спроса и предложений, оценку и прогнозирование коньюктуры туристского рынка;
– проведение мероприятий по стимулированию деятельности научных и методических центров в части фундаментальных исследований направлений, категорий и видов сферы туризма и гостиничного дела;
– создание системы информационных ресурсов в области туризма;
– внедрение научных разработок в практическую деятельность субъектов туристской индустрии.
Создание системы учебно-методического обеспечения развития туризма включает разработку методической документации по разработанным туристским маршрутам и экскурсиям, подготовку методических рекомендаций, проведение семинаров, научно-практических конференций по ключевым проблемам развития туристской индустрии.
3. Маркетинг и продвижение туров
Белгородской области на
– разработка стратегии экспорта туристских услуг и развитие международного сотрудничества в сфере туризма;
– совершенствование системы деятельности туристско-информационных центров и их интеграция в единое туристско-информационное пространство России;
– рекламно-информационное сопровождение туристского потенциала региона путем издания массовым тиражом информационно-рекламных материалов по видам туризма и их размещение в сети Интернет;
– активизация всех форм продвижения туристских маршрутов области, в том числе организация туристских выставок на территории области, участие в крупных российских и международных выставках, проведение презентаций туристских возможностей области, рекламных кампаний в средствах массовой информации.
Реализация данных мероприятий позволит интегрироваться в мировые туристско-информационные сети, повысить качество рекламно-информационного сопровождения туристского потенциала области, сформировать представления об области как регионе привлекательном для туристов.
Выполнение маркетинговых мероприятий позволит повысить эффективность использования туристских ресурсов и обеспечить высокое качество туристских услуг.
4. Рекламно-информационное
– подготовку и издание печатных рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Белгородской области (буклеты, каталоги и др.);
– создание в сети Интернет единого сайта туристских услуг Белгородской области;
– создание общей базы данных по туризму, которая содержит информацию о турах и экскурсиях, номерном фонде и средствах размещения;
– изготовление и размещение информационных щитов, плакатов вдоль транспортных дорог, в общественных местах;
– распространение рекламно-информационных материалов туристской тематики, в том числе в учреждениях образования;
– организация, проведение и участие в туристских выставках на территории России и на международном уровне;
– проведение рекламных кампаний туристских маршрутов Белгородской области;
– активное освещение туристских ресурсов области в СМИ.
5. Развитие материально-
– привлечение инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
– расширение перечня и объемов оказания дополнительных услуг;
– применение новых технологий в строительстве туристско-гостиничных комплексов и иных объектов туристской индустрии;
– выделение земельных участков под инвестиционное строительство;
– развитие сопутствующей инфраструктуры;
– развитие пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Таким образом, выполнение намеченных концепцией мероприятий внесет значительный вклад в экономическое и социокультурное развитие Белгородской области.
Основной социокультурный эффект реализации концепции заключается в создании условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения области в разнообразном отдыхе в соответствии с предъявленным спросом, в приобщении подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям, накопленным в регионе.
Экономический эффект реализации концепции заключается в устойчивом экономическом росте по международному туризму который достигает 10% в год, и по внутреннему – до 5% в год.
Реализация концепции будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция инфраструктуры туризма, благоустройство населенных пунктов, производство сувенирной продукции. Подготовка и переподготовка кадров позволит решить проблему занятости населения, в первую очередь молодежи. Будут созданы условия для охраны окружающей среды, рационального использования объектов историко-культурного и природного наследия.
Развитие туристской индустрии позволит обеспечить значительные поступления в бюджет области. Прежде всего, за счет увеличения доходов от реализации туристских услуг и связанных с ними видов деятельности.
Осуществление намеченных концепцией мероприятий будет способствовать притоку в Белгородскую область иностранных туристов, приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, внесет существенный вклад в структурную перестройку региональной экономики.
Соединение интересов культуры и туризма создаст оптимальные возможности для развития частно-государственного партнерства и привлечения дополнительных инвестиций в виде целевого капитала, роста негосударственного финансирования сферы культуры.
Развитие туризма в Белгородской области, будет способствовать укреплению контактов и взаимовыгодному экономическому развитию, создавая условия для трудоустройства населения и коммерческой деятельности. Достоинство туристской отрасли в том, что при рациональном подходе эксплуатируемые туристские ресурсы почти полностью возобновляемы. Исходя из этого, туризм можно выделить как одну из приоритетных отраслей экономического и социокультурного развития региона.
Заключение
В дипломной работе было раскрыто понятие туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона. С одной стороны, туризм является частью социокультурной деятельности, поскольку хранит достижения человеческой культуры, природные ценности, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства. С другой стороны, туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен регион должен получать доход от посещения туристских объектов.
В ходе дипломной работы была достигнута цель, которая заключалась в проведении анализа современного состояния регионального туризма (на примере Белгородской области) и разработке практических рекомендаций развития туризма. Также были решены поставленные задачи, при реализации которых было определено значение туризма в экономическом и социокультурном развитии региона, проведен анализ рынка туристских услуг Белгородской области, на основе анализа определены направления и перспективы развития туризма, предложены практические рекомендации развития туризма в Белгородском регионе.
Проведенное исследование подтверждает выдвинутую гипотезу исследования о том, что туризм будет способствовать экономическому и социокультурному развитию региона, если определить приоритетные направления развития туризма, создать условия для развития инфраструктуры туризма, проводить более эффективную рекламу туристского потенциала региона.
Информация о работе Оптимизация условий развития туризма в Белгородской области