Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: провести анализ современного состояния регионального туризма (на примере Белгородской области) и разработать практические рекомендации по его развитию.
Объект исследования: региональный туризм.
Предмет исследования: тенденции и перспективы развития регионального туризма.
Введение
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и социокультурном развитии региона
1.1 Основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности
1.2 Особенности государственного регулирования развития туризма
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма
2.1 Исследование рынка туристских услуг Белгородской области
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Белгородской области
Глава 3. Оптимизация условий развития туризма в белгородской области
3.1 Интернет-ресурс Белгородской области как эффективная форма рекламы и продвижения туристского потенциала региона
3.2 Практические рекомендации по развитию туризма в Белгородской области
Заключение
Приложения
Решающим фактором для успеха всего процесса комплексного развития туризма на конкретной территории является готовность всех заинтересованных сторон объединить и скоординировать свои усилия, направленные на создание развитой туристской инфраструктуры в регионе.
Специалисты Всемирной туристской организации, рассматривая перспективы России в качестве туристского центра, среди основных факторов развития туризма в нашей стране называют политическую стабильность и экономический рост. В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта, Россия становится одной из лидирующих стран, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
2.1 Исследование регионального
рынка туристских услуг
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует более эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, которое влияет на формирование более высокого культурного уровня, оздоровление и отдых населения региона, но также использование туристского потенциала определяет экономическое развитие региона, содействует решению проблемы занятости в небольших городах и населенных пунктах.
Туристский рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристских услуг.
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, то есть отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и другие, то есть туризм, сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Белгородская область – один из важнейших
промышленно-
В административно-
Анализируя ресурсы для развития туризма в Белгородской области, хочется отметить огромный потенциал возможностей этого направления в регионе. Белгородская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической и художественной культуры. Культурное наследие создавалось на протяжении многих веков, культивировалось, обогащалось, передавалось из поколения в поколение. Область является одним из самых привлекательных в туристском отношении регионов России.
На Белгородчине более 2000 тыс. памятников истории и культуры, в числе которых 908 памятников археологии, 245 памятников архитектуры, 745 памятников воинской славы, 35 из них являются памятниками истории и культуры федерального значения. Уникальные природные участки края объединены в государственный заповедник «Белогорье» [34].
В каждом районе области имеются уникальные в своем роде достопримечательности, которые могут стать «магнитом» для привлечения наибольшего количества туристов. В Алексеевском районе – историко-литературный музей Н.В. Станкевича; Белгородском районе – Часовня-ротонда в честь 2000-летия Рождества Христова; дуб-долгожитель в п. Дубовое; Валуйском районе – Свято-Николаевский собор; Грайворонском – круглое здание, храм-часовня в честь Святителя Иоасафа; Губкинском – Спасо-Преображенский кафедральный собор; Прохоровском районе – Храм Апостолов Петра и Павла; памятник победе – «Звонница» на Прохоровском танковом поле; Чернянском районе – Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь; Борисовском – санаторий «Красиво», участок государственного природного заповедника «Белогорье» – нагорная дубрава «Лес на Ворскле», Храм Воскресения Христова и многие другие (см. Приложение 1).
Областной центр по количеству достопримечательностей является лидером – Преображенский кафедральный собор, Смоленский собор, Храм Архангела Гавриила, Храм Великомученика Георгия Победоносца, БГУ, учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной, памятник князю Владимиру и другие. По обилию храмов Белгородская область занимает одно из ведущих мест в России, и по праву носит гордое звание «Святое Белогорье».
В сокровищницу российской культуры Белгородчина вошла, прежде всего, как заповедник южнорусского фольклора. Здесь сохранены богатейшие певческие, музыкальные, хореографические народные традиции, многие образцы устного народного творчества. До нашего времени дошли известные с древних времен многие художественные ремесла: гончарный промысел, резьба по дереву, вышивка, ручное ткачество.
Ежегодно в Белгородской области проходят разнообразные фестивали, собирающие гостей не только из России, но и из других стран. Как пример: международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», международный Холковский фестиваль «Лето красное». На сегодняшний день практически в каждом районе области проходят многочисленные фольклорные праздники, к сожалению, в основном не используемые в программах туристского показа.
Несмотря на значительный туристский потенциал, состояние материальной базы туризма в Белгородской области, главным образом коллективных средств размещения (гостиницы, базы отдыха, организации санаторно-курортного типа и др.) не обеспечивает удовлетворение потребностей населения региона в туристских услугах, а также возможности приема иностранных гостей на уровне современных стандартов обслуживания.
По состоянию на 1 января 2007 года в области работало 11 организаций санаторно-курортного типа, 14 баз и домов отдыха и 37 гостиниц, из них четырехзвездочных – 1, трехзвездочных – 4. Существующая материальная база сферы отдыха и туризма характеризуется высокой степенью физического и морального износа. До 60% основных средств размещения нуждаются в реконструкции и модернизации [5, с.90].
В настоящее время в организованном туризме на территории Белгородской области, с учетом детского летнего оздоровительного отдыха, участвует чуть более 10% населения.
В Белгородской области количество российских посетителей из других регионов, за 2006 год составило158,4 тыс. человек. Из них лишь 16,5 тыс. человек посетили область с целью проведения досуга и отдыха [38].
Численность прибывающих в область иностранных граждан, благодаря росту внешнеэкономических связей и растущему интересу международных деловых кругов к Белгородскому региону, увеличилась и составила в 2006 году 20,1 тыс. человек. Большая часть иностранных посетителей находилась в частных поездках по области, в качестве туристов – 402 человека [38].
В настоящее время на территории области право осуществлять туристскую деятельность имеют 115 фирм и индивидуальных предпринимателей, из них развитием регионального туризма занимаются единицы: «Даль-тур», «Туристическая фирма Ильиной», «Мир без границ». Спектр услуг которых ограничивается экскурсиями в Холковские пещеры и посещением Прохоровского поля.
Определенные сложности в предоставлении качественных туристских услуг в регионе создают:
1. Материальная база. В гостиницах области небольшое количество мест, и не слишком демократичные цены: двухместный номер в гостинице «Прохоровское поле» обойдется в 1280 рублей в сутки, в «Белогорье» или «Белотеле» - 3000 рублей, в отеле «Белгород» – 4800 рублей. Единственным дешевым отелем является «Патриот» – 625 рублей за двоих. К тому же «Патриот» демонстрирует еще одну проблему местных отелей – качество услуг.
2. Рекламно-информационное
3. Туроператоры практически не
занимаются разработкой новых
туристских маршрутов, так как
они требуют создания
4. Подготовка кадров. Несмотря на
заметное развитие
Все вышеперечисленные вопросы суммируются в главную проблему развития туризма – это общий имидж Белгородской области как региона привлекательного для туризма.
На сегодняшний день, для решения проблем развития туризма в Белгородской области разрабатываются программы, призванные помочь выйти из создавшегося положения и сформировать в регионе высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс. Приоритетное значение отводится развитию сельского и детско-юношеского туризма.
Областная программа «Развитие сельского туризма на 2007 – 2010 годы» базируется на трех муниципальных районах: Белгородском, Валуйском и Грайворонском, с последующим вовлечением в развитие данной сферы предпринимательской деятельности жителей других муниципальных районов.
Основной целью программы является создание условий для удовлетворения потребностей жителей области в активном и полноценном отдыхе, способствующем укреплению здоровья, воспитанию патриотических чувств на основе бережного отношения к самобытной культуре и природно-историческому наследию области, а также обеспечение дополнительных условий для повышения занятости сельского населения области, привлечение инвестиций на развитие материальной базы туристской индустрии и внедрения финансово-кредитных механизмов государственной поддержки развития внутреннего туризма на территории области (см. Приложение 2).
Для достижения поставленной цели запланировано решение следующих задач:
– привлечение отечественных и иностранных туристов на туристско-экскурсионные и туристско-оздоровительные маршруты с использованием баз санаторно-курортных и лечебно-профилактических организаций, гостиничных комплексов и объектов общественного питания;
– возрождение и сохранение градостроительного наследия, памятников истории и культуры, эффективное использование имеющихся ресурсов;
– совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
– создание музейно-туристских комплексов, где туристы могут окунуться в атмосферу старинного поселения, приобщится к сельской жизни, даст возможность пропагандировать культурные, хозяйственные и другие традиции Белгородской области;
– реконструкция детских лагерей и их активное участие в работе музейно-туристских комплексов позволит детям узнать прошлое родного края.
Система основных программных мероприятий обеспечивает преемственность государственной поддержки развития сельского туризма на региональном и муниципальном уровнях и содержит 7 разделов: нормативно-правовое обеспечение, создание и развитие инфраструктуры, финансово-кредитная поддержка, информационно-организационная поддержка, духовно-нравственное воспитание молодежи, развитие кадрового потенциала, международное сотрудничество в сфере развития сельского туризма.
Механизм реализации программы основан на скоординированных действиях исполнителей и участников программных мероприятий. Координацию работы осуществляет Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства во взаимодействии с органами самоуправления муниципальных районов. Общее руководство и контроль осуществляет заказчик – правительство Белгородской области.
Таким образом, наличие богатого культурного и природного потенциала районов, участвующих в программе, позволяет завоевать им серьезные позиции на туристском рынке при условии государственной поддержки развития сельского туризма на областном уровне. Реализация программы позволит наиболее эффективно использовать туристский потенциал, оживить туристский рынок области, укрепить материальную базу туристской инфраструктуры.
Особое внимание в области уделяется развитию школьного туризма. На базе областного «Центра детского и юношеского туризма» разработана программа, основная цель которой заключается в создании условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей своей Родины, формирование их нравственных качеств, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, пропаганды здорового образа жизни средствами туризма обеспечивающих всестороннее развитие личности и ее эффективную самореализацию в обществе (см. Приложение 3).
Работниками отдела путешествий и экскурсий «Центра детского и юношеского туризма разработано более 50 экскурсионных маршрутов (см. Приложение 4). Для учащихся области за 2003 – 2006 годы проведены 672 учебно-тематические экскурсии. Анализируя общее количество экскурсий за четыре года работы отдела путешествий и экскурсий, следует отметить, что в 2004 году количество экскурсий увеличилось на 40% по сравнению с 2003 г., в 2005 году – на 35% по сравнению с 2004 годом (см. Приложение 5).
В 2006 году количество экскурсий осталось практически на уровне прошлого года, что, прежде всего, связано с недостаточной организацией рекламно-пропагандистской работы отдела. Наиболее активными участниками учебно-тематических экскурсий организуемых Центром туризма для учащихся области, являются образовательные учреждения города Белгорода, Шебекино, Белгородского, Борисовского, Красненского, Яковлевского и Чернянского районов.
С целью изучения состояния, тенденций и перспектив туристского рынка Белгородской области, и определения направлений дальнейшего развития отрасли нами было проведено исследование. Главным источником информации стало анкетирование жителей региона на предмет предпочтений в сфере отдыха и туризма (см. Приложение 6). При поддержке администрации «Центра детского и юношеского туризма» нами были опрошены жители трех районов Белгородской области: Белгородского, Грайворонского и Алексеевского районов. Анкетный опрос проводился методом случайной выборки, выборочная совокупность составила 150 респондентов. В качестве объектов исследования выступили студенты, работники бюджетной сферы, служащие государственных и коммерческих предприятий.
Информация о работе Оптимизация условий развития туризма в Белгородской области