Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами
Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экскурсионной деятельности……………………...5
Сущность экскурсий…………………………………………………………5
Классификация экскурсий………………………...…………………………9
Составление экскурсий……………………………………………………..11
Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………...19
История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра международного туризма и менеджмента
Курсовая РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Работу выполнил ______________________________ Ю.Ю.Язвинская
Специальность_________________
Научный руководитель,
ученая степень, ученое звание ________________________ Н.А.Комаревцева
Краснодар 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Введение.
Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный
туризм, который в недалеком прошлом
был ведущей отраслью
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники;
- резкое сокращение тематики экскурсий;
- дефицит
квалифицированных
- рост числа "подпольных" экскурсоводов.
С другой стороны, рост объема организованного туризма в последние годы, возросшие требования к качеству туристических и экскурсионных услуг, требуют конкретизации роли и задач экскурсионного обслуживания с учетом современных рыночных реформирований российского общества.
Учитывая возможности, которые раскрывает туризм в общественном развитии, на организаторов экскурсионного обслуживания возлагается ответственность, направленная на сохранение и рекреацию трудового потенциала и сохранения его здоровья; духовного, культурного физического и морального развития людей; формирование здорового образа жизни; внедрение экологической культуры.
Государственная программа развития туризма в России первоочередной задачей выдвинула создание позитивного имиджа России на мировом туристском рынке. Без динамичного прогресса в экскурсионной сфере эта задача практически не выполнима. В этом смысле исключительно важное значение приобретает содержательное наполнение турпродукта интересными, оригинальными, методически обеспеченными экскурсиями, которые бы способствовали достойной рекламе отечественного туристского продукта. Исходя из вышесказанного, считаем, что данная тема курсовой работы является актуальной.
Теоретические основы экскурсоведения изложены в работах известных специалистов в этой отрасли Б. Емельянова, Р. Дьяковой, И.Зорина, К.Долженко.
Основная цель данной работы – анализ изменения форм организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка.
Для достижения цели, мы определили следующие задачи:
- исследовать
основные подходы к
- детально
рассмотреть технологию
- провести
анализ вопросов, входящих в круг
организации экскурсионной
- проанализировать
правовое обеспечение
- рассмотреть
историю становления и
- сделать обобщающие выводы по теме работы.
Объект исследования – организационная деятельность предприятий, предоставляющих экскурсионное обслуживание.
Предмет исследования – методы и технологи организации экскурсий.
Слово "экскурсия"
происходит от латинского "экскурсио".
В русский язык это слово проникло в XIX
в. и первоначально означало "выбегание,
военный набег", затем - "вылазка,
поездка". Позднее произошло видоизменение
этого слова по типу имен на "ия" (экскурс
+ ия).
Само понятие "сущность" представляет
собой совокупность сторон и связей, которым
присущи свойства, взятые и рассмотренные
в их естественной взаимозависимости.
Сущность - это внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм
его бытия.
При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям (ВЦСПС) и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ).
В ходе экскурсионного
процесса экскурсовод помогает экскурсантам
увидеть объекты, на основе которых
раскрывается тема (первая задача), услышать
об этих объектах необходимую информацию
(вторая задача), ощутить величие
подвига, значение исторического события
(третья задача), овладеть практическими
навыками самостоятельного наблюдения
и анализа экскурсионных
Умение видеть, как эстетическое восприятие
сводится к умению воспринимать архитектурные
массы, краски, линии всякого рода, группировки
масс, красок, линий и их комплексы в условиях
перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть, как историческое восприятие
заключается в следующем: во-первых, надо
уметь найти в экскурсионном объекте типичные
черты и особенности историко-культурного
характера; во-вторых, надо уметь определить
наслоения в экскурсионном объекте, сделанные
временем, и его эволюцию; в-третьих, надо
уметь найти исторические факты в монументальных
и музейно-исторических памятниках - задача,
всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии. Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение
к экскурсии нужно понимать как: определенный
взгляд экскурсанта на исторический период,
которому посвящена экскурсия; восприятие
каких-либо действий; понимание конкретной
ситуации, в которой находился писатель,
скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль играют материал
экскурсии, подача его экскурсоводом,
"угол зрения" на событие и оценка
его экскурсоводом, а также убежденность
экскурсовода в своей правоте. Главное
в этом процессе - проблема понимания.
Большинство экскурсантов воспринимают
точку зрения экскурсовода, которая становится
основой понимания материала и выработки
отношения к предмету показа и рассказа.
Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
Некоторые
экскурсионисты, рассматривая сущность
экскурсии, относят к ней такие понятия,
как композиция, сюжет и фабула.
Композиция - построение, соединение, составление
отдельных частей в целое. Этот термин
связан с понятиями "структура" и
"конструкция".
Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия,
являясь произведением
Путь
развития экскурсии идет по Линии
изменения ее сущности. Первоначально
экскурсия была прогулкой, преследующей
практические задачи, например, поиск
лечебных трав. Затем перед ней
встали научные задачи, такие как
выявление экспонатов для краеведческого
музея. Поиски новых форм самообразования
выдвинули перед экскурсиями
общеобразовательную цель. Стремление
улучшить воспитательную работу, сделать
ее более эффективной превратили
экскурсию в один из видов культурно-
В настоящее время экскурсия выступает
как нечто законченное, целостное, имеющее
свои специфические функции и признаки,
своеобразную индивидуальную методику.
В значительной степени она обогатилась
по содержанию, формам проведения и методике
преподнесения материала и характеризуется
как неотъемлемая часть идейно-воспитательной
и культурно-массовой работы.
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос
о классификации экскурсий
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах).
Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС в 1970-е гг. была принята классификация экскурсий, которая используется в неизмененном виде до настоящего времени. Согласно ей, экскурсии подразделяются (классифицируются):
Информация о работе Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка