Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экскурсионной деятельности……………………...5
Сущность экскурсий…………………………………………………………5
Классификация экскурсий………………………...…………………………9
Составление экскурсий……………………………………………………..11
Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………...19
История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы  она не была перегружена потоком  ненужной туристам информации, чтобы  способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии  непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских  или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой  учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии можно  выделить ряд основных этапов, которые  располагаются в определенном порядке. Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор  темы.

3. Отбор  литературы и составление библиографии.

4. Определение  источников экскурсионного материала.  Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор  и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд  или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование "портфеля экскурсовода".

10. Определение  методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники ведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление  индивидуальных текстов.

14. Прием  (сдача) экскурсии.

15. Утверждение  экскурсии. 

Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели и задачи. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. 
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в  газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные  границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании  необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в  нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также  главы, разделы, страницы. При большом  количестве литературных источников список может быть разделен на две части: "Основная литература" и "Дополнительная литература".

Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные  архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где  содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных  материалов во избежание неточностей  и тенденциозности следует проявлять  осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно  проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать  компьютерные энциклопедии, в том  числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках.

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение  в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная  ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения.

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историей. Экзотичность может быть природного характера.

Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим  количеством посещаемых объектов, так  как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.

В экскурсию  могут входить объекты как  одной группы (например, памятники  архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной  группы.  Следует избегать однообразия  построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут  неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами  не будет введен показ отдельных  зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным  объектом непосредственно на месте  его расположения, изучение различных  его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой  свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно  разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. 
В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование  объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое  событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение  объекта, его почтовый адрес,  на чьей территории памятник  расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание  памятника (подъезд к нему, его  автор, дата сооружения, из каких  материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник  сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события,  связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные  работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность  памятника (состояние памятника  и территории, на которой он  находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких  экскурсиях памятник используется;

9) дата  составления карточки, фамилия и  должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и  прежние виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации.

Экскурсионное дело в современной России регулируют следующие нормативные документы.

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ; от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ; от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ). В нем определены принципы государственной политики по созданию единого туристского рынка в России.

Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого  туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  на отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Таким образом, на федеральном уровне в Федеральном  законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» констатируется, что государство  признает туристскую деятельность одной  из приоритетных отраслей экономики  государства.

Этим  законом установлено, что организации, предоставляющие экскурсионные  услуги, являются частью туриндустрии. Экскурсионные услуги входят в турпродукт вместе с услугами по размещению, перевозке, питанию и другими в зависимости  от целей путешествия. В данном законе нет определения экскурсии, а  понятия «экскурсовод» и «гид»  синонимичны. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: экскурсовод (гид) – это профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания. Также в данном законе определяется понятие «экскурсант». Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

2. ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» введен в действие Приказом №772-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года.

В настоящем  стандарте определены термины «экскурсионные услуги» и «экскурсия».

Экскурсионные услуги – туристские услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий.

Экскурсия – услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика продолжительностью менее 24 часов без ночевки.

Также здесь  представлен перечень экскурсионных  услуг, представленный услугами по организации  и проведению экскурсий, услугами экскурсовода, услугами гида-переводчика и услугами сопровождающего.

Информация о работе Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка