Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами
Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экскурсионной деятельности……………………...5
Сущность экскурсий…………………………………………………………5
Классификация экскурсий………………………...…………………………9
Составление экскурсий……………………………………………………..11
Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………...19
История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28
Впервые за всю историю экскурсионного дела в России в этом нормативном документе представлена краткая классификация экскурсий в зависимости от тематики, места проведения, способов передвижения и состава участников экскурсии (детские, молодёжные, экскурсии для взрослых, экскурсии для пожилых людей).
3. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» введен в действие взамен ГОСТ Р 50681-94 Приказом №580-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 года.
Стандарт устанавливает механизм проектирования экскурсионных услуг:
- определение направленности экскурсий;
- определение объектов осмотра;
- определение продолжительности экскурсий;
- определение
объема и качества
- определение
способа перемещения по
Согласно ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», результатом проектирования услуги «экскурсия» являются следующие технологические документы:
- технологическая карта экскурсии (документ, устанавливающий логическую последовательность осмотра объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и др.);
- контрольный
текст экскурсии (контрольный
текст экскурсии – это
- материалы
«портфеля экскурсовода» (
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии;
- перечень
основного и вспомогательного
персонала, обеспечивающего
- инструкции
для экскурсантов (о правилах
пользования снаряжением,
- инструкции для персонала;
- стандарты работы персонала;
- дополнительная информация.
Вышеперечисленные
нормативно-законодательные
В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.
В России
первые экскурсии проводило “Общество
восстановления христианства на Кавказе”.
Первые экскурсии в 1870 году в городе
Тифлисе, проводили для учеников
Александровской школы, изучая достопримечательности
Кавказа. Многие организации использовали
экскурсии для просвещения
В 1872 году на основе первой промышленной выставке открывается первый Политехнический музей, а в 1873 году основан Исторический музей. В этот период получают широкую известность: “ Общество любителей естествознания”. Общество имело свои филиалы в Петербурге, Москве, Тифлисе, Казане, Екатеринбурге и других городах России.
Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. Эти комиссии создавали свои сборники и журналы: “ Экскурсионный вестник”, ” Школьные экскурсии и школьный музей”, “ Русский экскурсант”, так же эти общество занимались подготовкой руководителей экскурсий. Основной целью экскурсий было подержание познавательного интереса людей к путешествиям.
Большую часть территории России занимают горы и горные хребты. Естественно, что в России был высокий интерес к горному туризму. В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Вскоре такой же клуб создается в Тбилиси и через несколько лет два клуба объединяются в один и он стал называться ”Крымско-Кавказский горный клуб”. Его учредителями были ученые с мировым именем: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин и другие. В 1895 году в Петербурге образовался первый русский туристский клуб. “Клуб велосипедистов-туристов”, так называемый русский туринг клуб. Вскоре у клуба появилось много филиалов в Москве, Тобольске, Ростове и Благовещенске.
Распространение
пеших походов и велосипедных
прогулок, горных восхождений и экскурсий,
внимание, которое уделялось туризму
со стороны многих учебных заведений,
научных и профессиональных обществ,
стремление русской интеллигенции
использовать туризм и экскурсионную
деятельность для просвещения народа
– все это сформировало необходимые
предпосылки для объединения
любителей туризма в
В восьмидесятые годы прошлого столетия в нашей стране наблюдался подъём экскурсионного дела. Среди школ по подготовке экскурсоводов и повышению их квалификации присутствовала здоровая, позитивная конкуренция, не связанная с коммерческой деятельностью и делением туристского рынка на сферы влияния. Один из главных критериев конкурентной борьбы – качество проведения обзорных, тематических и разноплановых транспортно-пешеходных экскурсий. Качеству надлежащего исполнения услуги мешал фактор не достаточно развитой дорожной и транспортной инфраструктуры, частичное или полное несоответствие общепринятым нормам и правилам состояния объектов туристской индустрии. Несмотря на это и ряд других обстоятельств, количество экскурсантов не уменьшалось. Открывались новые маршруты, экскурсионная тематика расширялась.
На рубеже веков в силу причин экономического и социального характера появилось множество туристских фирм и индивидуальных предпринимателей, которые меньше стали уделять внимания развитию экскурсионного дела. В основном они отправляли туристов за рубеж. Резко снизился поток экскурсантов внутри страны. Перестали работать курсы по подготовке экскурсоводов. Меньше стало профессионалов. Но ряд негативных моментов не повлиял на дальнейшую стабилизацию в этой сфере туризма.
В течение нескольких последних лет спрос на экскурсионно-познавательный туризм в России не только стабилизировался, но и возрастал. Улучшилось качество автомобильных дорог, появились современные транспортные средства, реконструировались старые и вводились в строй новые помещения для временного проживания туристов и предприятия общественного питания. Поток индивидуальных экскурсантов и их организованных групп возрос, увеличился спрос на разнообразную экскурсионную тематику. Постепенно экскурсионное дело выходит на новый качественный уровень.
Социальные и экономические факторы не могли не отразиться на деятельности туристско-экскурсионных предприятий всех регионов страны. Но от этого они не стали менее привлекательными для тех, кто любит туризм, выбирает не только туры на отдых и лечение, но и познавательные с экскурсионной программой.
Заключение.
Под организацией экскурсий понимается составление и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.
Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территориях их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города, проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах.
Организация экскурсионного обслуживания в правовом поле происходит с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов; общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в России; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в России); страхования и медицинской помощи; обеспечение безопасности; права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства.
Основными нормативными документами, регулирующими экскурсионную деятельность являются: Межгосударственные стандарты, принятые и нашим государством в качестве государственных стандартов России, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения», ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Основой
организации экскурсионной
- технологическая карта экскурсии ;
- контрольный текст экскурсии;
- материалы «портфеля экскурсовода»;
- схема трассы маршрута транспортной экскурсии и др.
В организации экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, интуиция, эмоциональность, терпение, эрудиция и др.
Только сочетание всех компонентов организации экскурсионного обслуживания могут способствовать выполнению ее задач.
Список использованных источников:
Информация о работе Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка