Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экскурсионной деятельности……………………...5
Сущность экскурсий…………………………………………………………5
Классификация экскурсий………………………...…………………………9
Составление экскурсий……………………………………………………..11
Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………...19
История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

Впервые за всю историю экскурсионного дела в России в этом нормативном документе  представлена краткая классификация  экскурсий в зависимости от тематики, места проведения, способов передвижения и состава участников экскурсии (детские, молодёжные, экскурсии для  взрослых, экскурсии для пожилых  людей).

3. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» введен в действие взамен ГОСТ Р 50681-94 Приказом №580-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 года.

Стандарт  устанавливает механизм проектирования экскурсионных услуг:

- определение  направленности экскурсий;

- определение  объектов осмотра;

- определение  продолжительности экскурсий;

- определение  объема и качества предоставляемой  информации;

- определение  способа перемещения по маршруту  экскурсии.

Согласно  ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», результатом проектирования услуги «экскурсия» являются следующие технологические документы:

- технологическая  карта экскурсии (документ, устанавливающий  логическую последовательность  осмотра объектов на маршруте  в соответствии с определенной  тематикой. Технологическая карта содержит пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и др.);

- контрольный  текст экскурсии (контрольный  текст экскурсии – это технологический  документ, включающий научное, актуализированное  содержание информации, предоставляемой  экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов);

- материалы  «портфеля экскурсовода» (условное  наименование комплекта информационных  материалов – фотографий, копий  документов, географических карт, схем, репродукций с картин и др. – используемых экскурсоводом  в ходе проведения экскурсии);

- схема  трассы маршрута транспортной  экскурсии;

- перечень  основного и вспомогательного  персонала, обеспечивающего оказание  экскурсионных услуг, с указанием  требований к образованию, квалификации  и профессиональной подготовке;

- инструкции  для экскурсантов (о правилах  пользования снаряжением, правилах  поведения в обычных и чрезвычайных  ситуациях);

- инструкции  для персонала;

- стандарты  работы персонала;

- дополнительная  информация.

Вышеперечисленные нормативно-законодательные акты регулируют экскурсионное дело на федеральном  уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ.

В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности. Экскурсии всегда создаются с познавательной целью. Для того что бы проводить экскурсии, нужно было создавать кружки и различные общества.

В России первые экскурсии проводило “Общество  восстановления христианства на Кавказе”. Первые экскурсии в 1870 году в городе Тифлисе, проводили для учеников Александровской школы, изучая достопримечательности  Кавказа. Многие организации использовали экскурсии для просвещения народа. Экскурсионная деятельность этих организаций  привела к тому, что стали открываться  музей, исторические и культурные памятники, различные выставки.

В 1872 году на основе первой промышленной выставке открывается первый Политехнический  музей, а в 1873 году основан Исторический музей.  В этот период получают широкую известность: “ Общество любителей естествознания”. Общество имело свои филиалы в Петербурге, Москве, Тифлисе, Казане, Екатеринбурге и других городах России.

Начиная с 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации  общеобразовательных экскурсий  для учащихся. Эти комиссии создавали свои сборники и журналы: “ Экскурсионный вестник”, ” Школьные экскурсии и школьный музей”, “ Русский экскурсант”, так же эти общество занимались подготовкой руководителей экскурсий. Основной целью экскурсий было подержание познавательного интереса людей к путешествиям.

Большую часть территории России занимают горы и горные хребты. Естественно, что  в России был высокий интерес  к горному туризму. В России первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Вскоре такой же клуб создается  в Тбилиси и через несколько  лет два клуба объединяются в  один и он стал называться ”Крымско-Кавказский горный клуб”. Его учредителями были ученые с мировым именем: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.Н. Анучин и другие. В 1895 году в Петербурге образовался первый русский туристский клуб. “Клуб велосипедистов-туристов”, так называемый русский туринг клуб. Вскоре у клуба появилось много филиалов в Москве, Тобольске, Ростове и Благовещенске.

Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму  со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции  использовать туризм и экскурсионную  деятельность для просвещения народа – все это сформировало необходимые  предпосылки для объединения  любителей туризма в специализированные организации. Общества “Крымско-Кавказское горный клуб” и “Клуб велосипедистов-туристов”, возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи.

В восьмидесятые  годы прошлого столетия в нашей стране наблюдался подъём экскурсионного дела. Среди школ по подготовке экскурсоводов и повышению их квалификации присутствовала здоровая, позитивная конкуренция, не связанная с коммерческой деятельностью и делением туристского рынка на сферы влияния. Один из главных критериев конкурентной борьбы – качество проведения обзорных, тематических и разноплановых транспортно-пешеходных экскурсий. Качеству надлежащего исполнения услуги мешал фактор не достаточно развитой дорожной и транспортной инфраструктуры, частичное или полное несоответствие общепринятым нормам и правилам состояния объектов туристской индустрии. Несмотря на это и ряд других обстоятельств, количество экскурсантов не уменьшалось. Открывались новые маршруты, экскурсионная тематика расширялась.

На рубеже веков в силу причин экономического и социального характера появилось множество туристских фирм и индивидуальных предпринимателей, которые меньше стали уделять внимания развитию экскурсионного дела. В основном они отправляли туристов за рубеж. Резко снизился поток экскурсантов внутри страны. Перестали работать курсы по подготовке экскурсоводов. Меньше стало профессионалов. Но ряд негативных моментов не повлиял на дальнейшую стабилизацию в этой сфере туризма.

В течение  нескольких последних лет спрос  на экскурсионно-познавательный туризм в России не только стабилизировался, но и возрастал. Улучшилось качество автомобильных дорог, появились современные транспортные средства, реконструировались старые и вводились в строй новые помещения для временного проживания туристов и предприятия общественного питания. Поток индивидуальных экскурсантов и их организованных групп возрос, увеличился спрос на разнообразную экскурсионную тематику. Постепенно экскурсионное дело выходит на новый качественный уровень.

Социальные  и экономические факторы не могли  не отразиться на деятельности туристско-экскурсионных предприятий всех регионов страны. Но от этого они не стали менее привлекательными для тех, кто любит туризм, выбирает не только туры на отдых и лечение, но и познавательные с экскурсионной программой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Под организацией экскурсий понимается составление и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территориях их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города, проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах.

Организация экскурсионного обслуживания в правовом поле происходит с учетом широкого круга вопросов. Они включают соблюдение: международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов; общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в России; правового статуса туриста и экскурсанта (порядок въезда/ выезда и пребывания в России); страхования и медицинской помощи; обеспечение безопасности; права и обязанности туристов и экскурсантов; организации туристического предпринимательства.

Основными нормативными документами, регулирующими  экскурсионную деятельность являются: Межгосударственные стандарты, принятые и нашим государством в качестве государственных стандартов России, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения», ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».

Основой организации экскурсионной деятельности является экскурсия. Специфика экскурсии заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, историческими справками. Он учит правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, с ними связанными. Таким образом, в процессе познания оказывается целенаправленное воздействие на мировоззрение туристов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора. Именно поэтому, созданию нового экскурсионного продукта предъявляются строгие упорядоченные требования, которые определены в ГОСТах по организации экскурсионного обслуживания, где определено, что результатом проектирования услуги «экскурсия», являются следующие технологические документы:

- технологическая  карта экскурсии ;

- контрольный  текст экскурсии;

- материалы  «портфеля экскурсовода»;

- схема  трассы маршрута транспортной  экскурсии и др.

В организации  экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К  нему предъявляются не только специальные  квалификационные требования, но и  личностные: способности, интуиция, эмоциональность, терпение, эрудиция и др.

Только  сочетание всех компонентов организации  экскурсионного обслуживания могут  способствовать выполнению ее задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Долженко Г.П., Долженко Е.Г. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: история и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011. – 294с.
  2. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения.-М.: Просвещение, 1985.-256с.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.-М.: Советский спорт, 2004.-216с.
  4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Москва/Ростов-на-Дону: Март Т, 2006.- 304с.
  5. http://bonvoyage.spb.ru/tourist/19.html
  6. http://www.svastou r.ru/tour-info.htm
  7. http://www.emgli.ru/publ/15-1-0-94
  8. http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs12.htm
  9. http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs18.htm
  10. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ.
  11. ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения».
  12. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».

 


Информация о работе Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка