Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа
Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами
Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экскурсионной деятельности……………………...5
Сущность экскурсий…………………………………………………………5
Классификация экскурсий………………………...…………………………9
Составление экскурсий……………………………………………………..11
Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………...19
История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические
экскурсии подразделяются на исторические,
производственные, природоведческие (экологические),
искусствоведческие, литературные, архитектурно-
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
- историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);
- археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);
- историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
- экскурсии в исторические музеи.
Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
- производственно-исторические;
- производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
- производственно-технические;
- профессионально-ориентационные для учащихся.
Искусствоведческие
экскурсии имеют подгруппы:
- историко-театральные (например, "Из
истории русского театра", "Цыганский
театр в Москве" и др.);
- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);
- по народным
художественным промыслам (
- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);
- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);
- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);
- литературно-художественные
- это поэтико-текстовые
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
- экскурсии,
связанные с показом
- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
- экскурсии по новостройкам.
Следует
отметить, что тематические экскурсии
того или иного вида редко существуют
изолированно друг от друга. Например,
исторический материал используется в
экскурсиях на архитектурно-
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные
туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом
выходного дня, в них может
быть предусмотрено несколько
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
- экскурсия-спектакль
- это форма проведения
Экскурсия
может рассматриваться как
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
- экскурсия-демонстрация
- это наиболее наглядная форма
ознакомления группы с
- экскурсия-урок
представляет собой форму
- учебная
экскурсия (для специальной
- пробная
экскурсия представляет собой
завершающий этап
- показательная
экскурсия - это форма учебной
экскурсии, ставящая целью
- рекламная экскурсия.
Создание
новой экскурсии по любой теме
- сложный процесс, требующий активного
участия целого коллектива работников.
Содержание будущей экскурсии, ее познавательная
ценность находятся в прямой зависимости
от знаний методистов и экскурсоводов,
их компетентности, степени практического
усвоения ими основ педагогики и
психологии, умения выбрать наиболее
эффективные способы и приемы влияния
на аудиторию.
Экскурсия - это результат двух важнейших
процессов: ее подготовки и проведения.
Они связаны между собой, взаимообусловлены.
Невозможно обеспечить высокое качество
проведения экскурсии при непродуманной
подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля над работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
- предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии), одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;
- непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов;
- заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте.
Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Информация о работе Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка