Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Экскурсионная деятельность в современной туристской отрасли России является сложной и проблемной.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в постперестроечное время переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
- ярко-выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретические основы экскурсионной деятельности……………………...5
Сущность экскурсий…………………………………………………………5
Классификация экскурсий………………………...…………………………9
Составление экскурсий……………………………………………………..11
Нормативно-правовое регулирование экскурсионной деятельности в Российской Федерации……………………………………………………...19
История и современное состояние экскурсионной деятельности в РФ….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

Каждая  группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные  экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные  экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая  экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические  экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

- историко-краеведческие  (например, "История возникновения  г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

- археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

- военно-исторические, которые проводятся по местам  боевой славы (например, "Бородино" и др.);

- историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

- экскурсии  в исторические музеи. 

Производственные  экскурсии делятся на подгруппы:

- производственно-исторические;

- производственно-экономические  (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

- производственно-технические;

- профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие  экскурсии имеют подгруппы: 
- историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);

- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);

- по народным  художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

- по местам  жизни и деятельности деятелей  культуры (например, "П. И. Чайковский  в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);

- в картинные  галереи и выставочные залы, музеи,  в мастерские художников и скульпторов.

Литературные  экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые  хранят память о жизни и  творчестве писателя, поэта, драматурга  и т. д. (например, "А. С. Пушкин  в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);

- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);

- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии  (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые  нашли отражение в произведениях  того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л.  Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии  с показом архитектурных построек данного города;

- экскурсии,  связанные с показом памятников  архитектуры определенного исторического периода;

- экскурсии,  дающие представление о творчестве одного архитектора;

- экскурсии,  знакомящие с планировкой и  застройкой городов по генеральным планам;

- экскурсии  с демонстрацией образцов современной архитектуры;

- экскурсии  по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии  того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в  экскурсиях на архитектурно-градостроительные  темы; элементы природоведческих экскурсий  находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий  проведения экскурсии, от ресурсов познавательного  плана того или иного города или  региона.

По составу  и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала  каждой из указанных групп требуют  внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику  их проведения, а также в их продолжительность.

По месту  проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу  передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество  пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные  экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом  выходного дня, в них может  быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме  проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по  маршруту одновременно на 10-20 автобусах,  в каждом из которых работает  экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы  познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

- экскурсия-концерт  посвящается музыкальной теме  с прослушиванием музыкальных  произведений в салоне автобуса;

- экскурсия-спектакль  - это форма проведения литературно-художественной  экскурсии, подготовленной на  основе конкретных произведений  художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма  учебной работы для различных  групп экскурсантов. Это может быть:

- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы  на вопросы экскурсантов, служит  одним из видов повышения квалификации;

- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма  ознакомления группы с природными  явлениями, производственными процессами и т. д.;

- экскурсия-урок  представляет собой форму сообщения  знаний в соответствии с учебной  программой того или иного учебного заведения;

- учебная  экскурсия (для специальной аудитории)  является формой обучения и  повышения квалификации экскурсионных работников;

- пробная  экскурсия представляет собой  завершающий этап индивидуальной  работы по подготовке и проведению  экскурсий, форму проверки знаний  у студентов или работающих  экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

- показательная  экскурсия - это форма учебной  экскурсии, ставящая целью показать  образец того или иного методологического  приема на конкретном объекте,  раскрыть определенную подтему и т. д.;

- рекламная  экскурсия.

 

 

    1. Составление экскурсий.

Создание  новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного  участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости  от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического  усвоения ими основ педагогики и  психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. 
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно  выделить два основных направления:

- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое  направление - процесс создания новой  для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Обычно  каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или  одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля над работой выбирается руководитель творческой группы.

Подготовка  новой экскурсии проходит три основных ступени:

- предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии), одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

- непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов;

- заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте.

Утверждение новой экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит из двух частей:

- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная  часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Информация о работе Организации экскурсий в условиях современного российского туристского рынка