Организация и проведение досуговых мероприятий с учётом этнической специфики территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы очевидна – развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.
Эта проблема особенно значима для Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Именно здесь актуализируются социокультурные проблемы, которые существуют во всех регионах страны.1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие праздника и его основные виды

1.2. Особенности организации региональных фестивалей

1.3.

Выводы….………………………………………………………………

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В МОСКАЛЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Характеристика культурно-досуговых учреждений

2.2. Изучение досуговых предпочтений населения

2.3.

Выводы…………………………………………………………………

ГЛАВА 3. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЪЕЗЖЕГО ПРАЗДНИКА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯ»

3.1.

3.2.

Выводы……………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Следующая характерная черта праздника – это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».2

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

  • абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
  • свободный выбор участниками мероприятия разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;
  • наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

Можно выделить следующие типы массовых праздников:

  1. Государственные праздники – учреждены государством, отмечены «красным днём» в календаре, посвящены событиям в жизни страны. Очень часто при проведении подобных праздников используется государственная символика.
  2. Традиционные – празднуют по традиции народного календаря или какой-либо местности.
  3. Семейно-бытовые – отмечают в кругу семьи с привлечением общественности. В основу положены события из жизни семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.
  4. Профессиональные (трудовые) – в основу положены события трудовой деятельности или праздники, посвящённые труду, профессии.
  5. Спортивные – посвящены пропаганде физической культуры и спорта.
  6. Международные праздники, проводятся в соответствии с международным соглашением в ряде стран.
  7. Нетрадиционные (современные) праздники отмечают в связи с вымышленными событиями или заимствуют у других стран.
  8. Национальные праздники справляются этническими группами, проживающими на определённой территории.

Основные черты массового праздника – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при классификации праздников. Однако масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа – локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней»3. Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику.

Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.

С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица, Троица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.

 

1.2. Особенности организации праздников национальных культур

 

Сценарий культурно-массового праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:

  • абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
  • свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
  • необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
  • разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
  • коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод;
  • наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.

«Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать»4.

Кроме того, праздник должен прорабатывать существующие конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет.

Утверждение бюджета мероприятия, и сама подготовка к празднику должны начинаться не раньше, чем за три месяца до этого события. Однако откладывать подготовку на последний момент так же не рекомендуется.

При подготовке любого вида праздников, в том числе и национальных, следует придерживаться определенной последовательности.

В первую очередь проводится анализ обстановки. Анализируется всё, что известно в данной ситуации: форма проведения мероприятия; какова аудитория; место проведения; сроки и время проведения праздника (это могут быть как праздники одного дня, так и более длительные праздники, длящиеся по месяцу), площадки (центральные площади города, парки культуры и отдыха и т.п.) и учреждения (библиотеки, дома культуры, спортклубы, школы и др.), где праздник будет проходить; финансовые ресурсы; исполнительский ресурс; художественный ресурс.

На данном этапе так же определяется приблизительное количество гостей, и, исходя из этого, ставятся требования к месту проведения праздника. Здесь, прежде всего, имеется в виду оборудование точками общественного питания и розничной торговли, бытовые удобства, при необходимости пункты медицинской помощи, обеспечения правопорядка.

Далее определяются цель и смысл проведения праздника, его задачи. Для того чтобы праздник запомнился необходимо разработать концепцию. Чтобы праздник не был клоном других мероприятий, у него должна быть своя, неповторимая концепция, другим словом – идея. Идеи могут быть разные, так же, как и концепцию можно преподнести, исходя из различных соображений и возможностей, различными способами. Найдя удачную идею, старайтесь внимательно отнестись к выработке концепции для его воплощения. Люди, пришедшие на праздник, по достоинству оценят что-то неординарное, которое есть только сегодня ночью, и только на вашем празднике.

То есть концепция праздника – это то, как вы сможете наиболее ярко выразить заложенную идею, чтобы оставить посещение вашего мероприятия надолго в памяти у людей. Название праздника должно целиком отражать его концепцию, привлекать к себе внимание, так как название – это лицо праздника. Чем оригинальнее будет название праздника, тем больше шансов, что люди захотят узнать, какое содержание праздника за ним кроется. Как правило в названии праздника национальных культур используется название на двух языках – государственном и языке определённой территории, на которой проживает этническая группа (например, «Анши балапан – поющий птенец»).

Потом – создаётся организационная группа, которая будет контролировать процесс подготовки досуговой программы и разрабатываются следующие документы (см. Таб.1, Таб.2). Кроме того, необходимо назначить ответственного за организацию праздника сотрудника, и, если это возможно, наделить его полномочиями по самостоятельному принятию решений и утверждению любых деталей в этой связи.

Решить все основные организационные вопросы необходимо примерно за три недели до мероприятия. К этому времени вы должны не только знать, что и где будет происходить, и иметь детально проработанный и утвержденный сценарный план, но и подтвердить работу всех основных исполнителей. После чего вы сможете готовить и рассылать приглашения. Кстати, приглашения – это некая точка в подготовке праздника. После этого можно заниматься только доработкой мелких технических деталей – фонограммами, тезисами речей, репризами, детализацией меню, изготовлением декораций и прочей атрибутики праздника. После рассылки приглашений необходимо сохранить заявленные в них условия, особенно время, место и основное содержание праздника.

 

Таблица 1. План подготовки мероприятия

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

Примечания

1

2

3

4

5

         

 

Таблица 2. План проведения

Время

Содержание

Место проведения

Ответственные

1

2

3

4

       

 

На следующем этапе создаётся программа, также по необходимости может корректироваться план проведения.

Далее следует этап проведения культурно-досуговой программы. Программа проводится в соответствии со сценарием и программой проведения. Существует два вида программ (см. Таб.3, Таб.4).

В день проведения праздника необходимо собрать итоги всей проделанной работы по организации. Для завершения этого этапа необходимо созвониться со всеми участниками и уточнить время их прибытия на праздник.

Информация о работе Организация и проведение досуговых мероприятий с учётом этнической специфики территории