Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:46, дипломная работа
Актуальность темы очевидна – развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.
Эта проблема особенно значима для Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Именно здесь актуализируются социокультурные проблемы, которые существуют во всех регионах страны.1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие праздника и его основные виды
1.2. Особенности организации региональных фестивалей
1.3.
Выводы….………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В МОСКАЛЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика культурно-досуговых учреждений
2.2. Изучение досуговых предпочтений населения
2.3.
Выводы…………………………………………………………………
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЪЕЗЖЕГО ПРАЗДНИКА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯ»
3.1.
3.2.
Выводы……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
Расставив руки и размахивая жгутами, жмурки устремляются на звон колокольчика, однако чаще всего натыкаются друг на друга к явному довольствию зрителей. Пользуясь правом постеречь жмурок от встречи друг с другом, зрители то и дело кричат «Огонь» – и тем самым вносят немало веселой сумятицы в действия игроков, никогда не знающих точно, к кому из них относятся эти возгласы. Чем шире круг и больше места для игры, тем больше возможностей у водящего продержаться, оставаясь неуязвимым. Жмурок следует менять через 5-6- минут, а водящего с колокольчиком – каждый раз, когда его изловят или трижды осалят жгутом.
«ЛАПША»
В землю заколачивают большой кол. На него накидывается петля двухметровой веревки. Возле пола, называемого «горшком» или «котлом» укладывают в кучку различные мелкие предметы – палочки, еловые шишки и т.п. Это и есть «лапша», который хотят полакомиться играющие. Один из них – ведущий. Он объявляет себя «поваром». Ухватив свободный конец веревки и потянув ее, водящий быстро ходит или бегает вокруг «горшка», расхваливая свое кушанье. В руках у него жгут. Но играющим не терпится поскорее отведать «лапши». Каждый старается в удобный момент выхватить один из предметов, сложенных в кучку. Охраняя «лапшу», «повар» бегает вокруг кола, угрожающе размахивая жгутом. Бегать ему приходиться так, чтобы веревка все время была натянута. Это позволяет играющим понемногу растаскивать «лапшу». Каждый раз можно брать только по одному предмету, накапливая свою поживу в руках. Чем быстрее бегает по кругу водящий, тем труднее спастись от жгута, которым он может достать довольно далеко, не выпуская из рук веревки. Осаленный жгутом должен обратно выложить в «горшок» все, что ему попалось унести.
Игра заканчивается, когда «расхлебают» всю «лапшу». Выигрывает тот, у кого на руках окажется наибольшее количество унесенных им предметов. После этого выбирают нового водящего и игра продолжается.
«ГОРЕЛКИ»
Играющие выстраиваются парами в колонну. Впереди, спиной к ним становится «горельщик». Ему поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Сделай дело,
Глянь на небо –
Звезды горят,
Утки летят,
По-морью кричат:
«Чекоты, чекоты,
Не догонишь ты!»
После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит», и игра продолжается.
«ПРЯТКИ»
Один из играющих-водящий, он отворачивается лицом к дереву и закрывает глаза. Остальные участники прячутся, а водящий поет:
Считаю до пяти,
Не могу до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду искать,
Кто не спрятался,
Я не виноват.
Кто за мной стоит –
Тому десять раз водить!
Как только водящий оканчивает игровой припев, он открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Если ему долго не удается найти кого-либо из детей, то он говорит: «Утки, утки, я на три минутки».
Как только водящий находит первого из спрятавшихся участников, он кричит: «Первая курица, первая хмурится!» – и бежит к тому месту, где стоял с закрытыми глазами, чтобы коснуться дерева. Если спрятавшийся его обгонит и первым побежит к дереву, то говорит: «Тук, тук, я в домике!» – это означает, что водящему он не будет засчитан.
«МОЛЧАНКА»
Играющие выбирают ведущего, садятся вокруг него, и поют:
Кони, кони, кони
Сидели на балконе,
Чай пили, ложки били,
По турецки говорили:
Чаби-чаляби, чаляби-ляби, ляби!
Мы набрали в рот воды
И сказали всем замри.
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Шишка небольшая,
Просто золотая!
Как споют последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить каждого из детей – смешными гримасами, движениями, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, он отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ножке.
«БУБЕНЦЫ»
Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет,
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки и игра продолжается.
ИГРА "АНГЕЛЬСКИЙ РУЧЕЕК" ОН ЖЕ "КОРИДОР ЛЮБВИ"
Хорошо проводить в конце праздника, когда все уже перезнакомились.
Встают два ряда напротив друг друга, между ними с закрытыми глазами идет человек пройдут все!. Стоящие в шеренге как-то демонстрируют свое к нему хорошее отношение - кто ласково прикоснется, кто шепнет, кто приобнимет... Стоящий в конце ряда встречает человечка и сообщает, что можно открыть глаза, После чего человечек присоединяется к одному из рядов.
ИГРА "ЛАСКОВЫЕ РУЧКИ"
Во внутренний круг, спинами в центр, близко друг к другу, встают мужчины с закрытыми глазами. Руки держат перед собой так, как будто положили их на высокий стол - плечи вдоль тела, руки согнуты в локтях, предплечья и кисти перпендикулярно телу. Девушки во внешнем кругу с открытыми глазами. Звучит спокойная музыка, по жесту ведущего из внешнего круга девушки начинают прикасаться к кистям рук стоящих парней. Прикосновение, поглаживание, массаж, пожатие - все что душе угодно. Вы прикосновением представляете себя стоящему перед вами человеку. Это длится секунд 20-25. Затем девушки одновременно делают шаг вправо к следующему человеку и все повторяется. Должен пройти полный круг - с кого начали, перед тем должны и закончить игру.
Те кто стоят во внутреннем кругу с закрытыми глазами могут как-то реагировать на понравившееся прикосновение - пожать руку в ответ, например. Когда мы играли в эту игру, шли полный круг без остановки. Но выяснилось, что запомнить подряд 20 с лишним прикосновений и потом подсчетом вычислить, кто же это был, нереально. А знать хочется.
Так что лучше, наверное, если ведущий из внешнего круга будут периодически, после прохождения пяти человек, например, подавать знак "можно открыть глаза" или звонить в колокольчик. Стоящие во внутреннем круге открывают глаза, примечают-отсчитывают среди стоящих слева от них девушек тех чье прикосновение понравилось, снова закрывают глаза и по сигналу ведущего игра продолжается.
Затем круги меняются местами - во внутренний круг встают девушки - и все начинается с начала.
В эту игру можно поиграть и смешенными командами, когда с закрытыми глазами стоят и девушки и парни, а во внешнем кругу тоже смешанная команда.
ИГРА "ПЛАТОЧЕК"
Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков в зависимости от количества человек. Задача парней - поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю - для не поймавших парней символическое наказание, например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают ее - кладут платочек ей на плечо. Затем под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка также в танце должна уворачиваться и не давать забрать платочек. Примечание - это народная игра и музыка обычно народная звучит
Музыка продолжается пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других - танцует вместе с девушкой держась за платочек до окончания музыки. В конце - девушки награждают ловких парней поцелуем.
Затем кто-то один снова бросает вверх все платочки.
Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринужденность. Парень просто пытающийся загнать девушку в угол или ведущий себя как с противником на спортивном ринге выглядит также смешно и нелепо как и девушка пытающаяся сберечь платочек пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.
ИГРА "ПОВОДЫРЬ"
Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.
Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.
По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются.
Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется.
ИГРА "ПОЙМАЙ ДЕВУ" ЖМУРКИ
Плотный хоровод, узкий или пошире. Водящему завязывают глаза, а "дева" ей может быть и парень уворачивается от него и хлопает в ладоши, обозначая свое присутствие. Бегает только внутри круга.
Глаза можно завязывать обоим. В ладоши хлопать не слышно, особенно если кто-то рядом песни поет или танцует. У нас кричат.
Да еще и приговоры тоже к игре есть, старинные
Сперва обоих раскручивают вокруг своей оси и приговаривают:
-На чем стоишь?
-На мосту отвечает
-Что пьешь?
-Квас
- Ищи три года не мышей, а ....Сашу, Дашу, Петю и т.д.
Дальше ищущий постоянно спрашивает
-Маша ты где?
А Маша должна всегда отвечать
- Я здесь!
Когда он ее поймает, можно поменяться ролями, у нас девушки тоже парней ловят
ИГРА "РЕМЕШОК" ОНА ЖЕ "НОМЕРА" ИЛИ "ГОРЯЧИЕ НОМЕРА"
Парни садятся, к ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары.
Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке ее номер по числу девушек. Затем начинает шлепать ремнем или нагайкой "пустые" коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к "пустым" коленкам, парень кричит номер и так далее.
Очень веселая подвижная игра.
Ещё два варианта - когда девки на коленях у парней и когда парни на коленях у девок или рядом
Еще в процессе чтобы сбить с толку того кто с ремнем рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то через какое-то время ведущий с ремнем успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.
ИГРА "ЧЕЛНОК" ОНА ЖЕ "ТКАЧИХА"
Две шеренги, тоже плотно переплетясь руками стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 челнока навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:
Челнок бежит
Земля дрожит
Шьет-пошивает
Дале посылает
Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку".
Если шеренги образовать разнополые женскую и мужскую, то при сближении парни девок пытаются успеть поцеловать, а челноки тогда выходят по порядку с разных сторон стеночек и пробегая между ними целуются. Когда пробежали присоединяются к своей «деревне» встают в шеренгу.
Дополнение к игре Челнок, она же Ткачиха
Все одно и то же, разные приговоры только
Я веселая ткачиха
Хорошо умею ткать
Пинч-понч, клепу-клепу
Хорошо умею ткать
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – с. 8.
2Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. – М.: Наука, 1978. – с.21.
3Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 1975. - С. 58.
4Ульяновский А. Искусство проведения корпоративных праздников // www.allreklama.ru/md/