Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:46, дипломная работа
Актуальность темы очевидна – развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.
Эта проблема особенно значима для Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Именно здесь актуализируются социокультурные проблемы, которые существуют во всех регионах страны.1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие праздника и его основные виды
1.2. Особенности организации региональных фестивалей
1.3.
Выводы….………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В МОСКАЛЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Характеристика культурно-досуговых учреждений
2.2. Изучение досуговых предпочтений населения
2.3.
Выводы…………………………………………………………………
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЪЕЗЖЕГО ПРАЗДНИКА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯ»
3.1.
3.2.
Выводы……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
В начале XX в. комплекс праздничной пищи у русского населения сохранял как общерусские черты, так и локальные особенности. В целом для праздничной кухни характерно использование широкого круга пищевых продуктов и разнообразного способа приготовления блюд. Ее главной особенностью, является то, что она отражает преимущественно земледельческий, в основном зерновой характер хозяйства. Ведущее место в ней занимали хлебные, мучные и крупяные блюда в многочисленных локальных вариантах: козули, тетерки, шаньги, калитки, сочни, сковородники. Пища и напитки в народной праздничной традиции регламентировались социальными нормами и являлись непременным атрибутом календарных праздников и приуроченных к ним обрядов.
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа» праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что в Христов день – праздник»… (В. Даль).
У каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих.
Поэтому культивирование народных праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта (М. Бахтин).
На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному (И.И. Земцовский).
Народная игра концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая в нем социально-культурную и нравственную ценность. Она создает условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где попутно происходит осознание каждым из участников своей индивидуальности. «Играть – значит освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным… (Я.Л. Морено).
Организация культурно-досуговой деятельности народного праздника рациональна, если обеспечивает достижение цели, самореализации участников в творчестве и их социального самоопределения и самосознания. Праздник должен способствовать успешности удовлетворения потребностей задействованных масс. Праздник обязан производить впечатление необходимости, потребности в нём, обуславливать свою актуальность во время проведения, чего можно достичь различными средствами выразительности и смысловой нагрузки. Любой праздник дабы не быть скучным, статичным, ставящим сковывающие для участников условия, должен стимулировать самовыражение, самоутверждение, формировать первичные чувства, реализовать практические умения и способствовать успешному протеканию формирования личности, особенно у детей.
Содержание народного праздника как проявления культурного досуга народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и т.п.
Обрядовые традиции календарных народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.
Бытовые же праздники, приуроченные к тем или иным достижениям (семейно-трудовым, спортивно-тренировочным, воинским – у мужчин, домоводства – у женщин), конечно, с развитием науки и техники, образования и культуры приобрели иное значение («музейное»).
Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, «вооружал» молодых – подрастающее поколение – определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями.
7. 1. Конструкция построения народного праздника
В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:
1. «зачин» праздника (яркое
театрализованное зрелище –
2. «разгул»;
3. «перелом» (воспроизведение
участниками многочисленной
4. «спад» (организованное
завершение праздничного
Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип (Е.Б. Плотникова). Кроме того, проблема, потому что не всегда использование народного праздника функционально оправдано, т. е. часто бывает нерациональным (неразумным) – например, в образовательной практике имеет место подмена цели организуемого по примеру народного праздника воспитательного мероприятия настоящей цели самого этого праздника. Такое новое, но весьма распространенное, например, в школах дед садах. Форма и содержание дают основание классифицировать такие праздники как гибридные, смешанные, «стилизованные под старину» типы. Скорее всего, они принадлежат к так называемым «вторичным» формам народной культуры, возрастание роли которых является следствием распространения культуры урбанизированной, т.е. следствием роста значения городской культуры и снижения актуальности культуры сельской. Подобное явление возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово-праздничной культуры.
7.2. Первичные организационные
задачи при проведении
1. Цель раскрыть сущность народного праздника, через проявления культурного досуга в современном обществе, правильно подчинив при этом организационную проблему, поставленной задачи.
2. Проанализировать социальные
потребности современного
3. Охарактеризовать возможности
народного праздника в
4. Охарактеризовать технологические особенности рациональной реализации культурно-досуговой деятельности участников народного праздника:
а) содержательное, программное и методическое обеспечение, владения наиболее точной и актуальной информацией.
б) комплекс диагностических процедур (критериев, измерителей, уровней) отслеживания результатов проделываемой работы. Анализ уже накопленного опыта в данной сфере.
Анализ организации народных праздников по типу традиционных и в качестве образца культурно-досуговой деятельности общества в городе показывает, что на сегодняшний день:
- имеются разные модели
культурно-досуговых
- наблюдается тенденция
к возрождению традиционной
Показательной кульминацией народных праздников, организуемых специально с учетом коллективно-деятельностных моментов и с учётом правильного организационного момента, на таком празднике каждый из участников проживает:
а) духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями, соседями по празднику (и это отвечает цели формирования нравственно окрашенных коллективно-деятельностных потребностей у участников, потребностей общения с представителями разных поколений);
б) удовлетворение от качества реализации собственных творческих способностей, от результатов ненапрасных подготовительных к празднику усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной позиции, самоутверждению детей и взрослых в творчестве, потребности привносить вклад в культурные ценности человечества).
7.3. Исходные принципы
деятельности организатора
1. Принцип передачи всем
участникам народного
2. Принцип дополнительности
и взаимодействия, комплексности
и синтеза деятельности
3. Принцип постепенного
и последовательного
Целью комплексной программы народного праздника является воспитание общественно-активной, творческой и нравственно-ориентированной личности, способной приумножать общественную культуру. Воспитанию такой личности способствуют следующие мероприятия: разработка и проведение культурно – досуговых программ, народных праздников, сопутствующих элементов.
Так как народный праздник требует длительной и тщательной подготовки: обучения организаторов (осведомлённость и ориентация в взятой теме) составлению сценария культурно – досугового мероприятия, созданию комплекта соответствующих реквизитных материалов, разработке решений тех или иных обыгрываемых в мероприятии образов в гриме, подбору соответствующей тематике мероприятия музыки и т.д., то в его процессе происходит формирование первичных педагогических и организаторских умений. Так как народный праздник целиком построен на уважительном отношении к старине и культурных ценностях предыдущих поколений, то создает ту самую цепь преемственности поколений, которая формируется лишь практически в реальных делах, а не по учебникам и красочным журналам. Иначе говоря, участие в народных праздниках, связано с появлением определенных практических умений, классифицируемых как предметные, профильные (предметно-профильные) и первичные профессиональные.
7.4. Стадии подготовки
и проведения народного
- стадия предварительной подготовки (самоподготовка организатора, вовлечение необходимых кадров, создание совета-дела, подборка необходимых средств и т. д.);
- стадия разработки сценария
народного праздника с
- стадия проведения народного праздника;
- стадия коллективного подведения итогов проведения народного праздника. Предложения и замечания.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В МОСКАЛЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Население Москаленского муниципального района составляет 32 300 человек. Согласно переписи 2002 года национальный состав характеризуется следующим образом: русские – 69,8%, казахи- 11,6%, немцы – 10,6%, украинцы- 4,5%, татары – 1,3%, другие- 2,2%
Места компактного проживания основных этнических групп:
• село Шевченко (проживает 1234 человека. В том числе – русские 610 человек - 55%, украинцы 307 человек - 28 %, немцы 114 человек – 10,4%);
• село Новоцарицино (проживает 1574 человека. В том числе - русские 786 человек- 51 %, казахи 538 - 32 %, немцы 108 - 6,8 %);
• село Гвоздевка (русские – 508 человек -50,4 %, казахи 301 человек - 31%, немцы 70 человек – 7,8 %, татары 55 человек -5,3 %);
• аул Тумба (проживает 263 человека- 100% казахи);
• аул Кзыл- Агаш (проживает 344 человека - 100% казахи);
• аул Жанаул (проживает 333 человека - 100% казахи);
• село Родная Долина (проживает 848 человек. 36% - немцы);
• село Миролюбовка (проживает 626 человек. 99% - немцы);
• село Новоалександровка (проживает 233 человека. 41,6 % - немцы);
• село Доброе поле (проживает 513 человек. 52% - немцы).
Основные направления деятельности: сохранение самобытности представителей различных национальностей, проживающих на территории района; упрочение дружбы между ними; этно-художественное образование и воспитание детей, подростков и молодежи на основе культурно-исторических традиций района; воспитание в семье уважения к культуре, обычаям и традициям старшего поколения отражены в районной целевой программе «Культура Москаленского района на 2009 – 2011 годы», а также в районной целевой программе «Дети Москаленского района» на 2008 – 2010 гг.» в разделе «Патриотическое воспитание». В рамках программ отражены районные съезжие праздники, участие в областном фестивале национальных культур «Единение», в районном фестивале самодеятельного творчества «Москаленские самоцветы».