Организация и проведение досуговых мероприятий с учётом этнической специфики территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы очевидна – развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.
Эта проблема особенно значима для Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Именно здесь актуализируются социокультурные проблемы, которые существуют во всех регионах страны.1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие праздника и его основные виды

1.2. Особенности организации региональных фестивалей

1.3.

Выводы….………………………………………………………………

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В МОСКАЛЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Характеристика культурно-досуговых учреждений

2.2. Изучение досуговых предпочтений населения

2.3.

Выводы…………………………………………………………………

ГЛАВА 3. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЪЕЗЖЕГО ПРАЗДНИКА СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯ»

3.1.

3.2.

Выводы……………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

В начале XX в. комплекс праздничной пищи у русского населения сохранял как общерусские черты, так и локальные особенности. В целом для праздничной кухни характерно использование широкого круга пищевых продуктов и разнообразного способа приготовления блюд. Ее главной особенностью, является то, что она отражает преимущественно земледельческий, в основном зерновой характер хозяйства. Ведущее место в ней занимали хлебные, мучные и крупяные блюда в многочисленных локальных вариантах: козули, тетерки, шаньги, калитки, сочни, сковородники. Пища и напитки в народной праздничной традиции регламентировались социальными нормами и являлись непременным атрибутом календарных праздников и приуроченных к ним обрядов.

 

    1. Организация народного праздника в современных условиях

 

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа» праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что в Христов день – праздник»… (В. Даль).

У каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих.

Поэтому культивирование народных праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта (М. Бахтин).

На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному (И.И. Земцовский).

Народная игра концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая в нем социально-культурную и нравственную ценность. Она создает условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где попутно происходит осознание каждым из участников своей индивидуальности. «Играть – значит освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным… (Я.Л. Морено).

Организация культурно-досуговой деятельности народного праздника рациональна, если обеспечивает достижение цели, самореализации участников в творчестве и их социального самоопределения и самосознания. Праздник должен способствовать успешности удовлетворения потребностей задействованных масс. Праздник обязан производить впечатление необходимости, потребности в нём, обуславливать свою актуальность во время проведения, чего можно достичь различными средствами выразительности и смысловой нагрузки. Любой праздник дабы не быть скучным, статичным, ставящим сковывающие для участников условия, должен стимулировать самовыражение, самоутверждение, формировать первичные чувства, реализовать практические умения и способствовать успешному протеканию формирования личности, особенно у детей.

Содержание народного праздника как проявления культурного досуга народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и т.п.

Обрядовые традиции календарных народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.

Бытовые же праздники, приуроченные к тем или иным достижениям (семейно-трудовым, спортивно-тренировочным, воинским – у мужчин, домоводства – у женщин), конечно, с развитием науки и техники, образования и культуры приобрели иное значение («музейное»).

Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, «вооружал» молодых – подрастающее поколение – определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями.

 

7. 1. Конструкция построения  народного праздника

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

1. «зачин» праздника (яркое  театрализованное зрелище – объявление  о начале торжества);

2. «разгул»;

3. «перелом» (воспроизведение  участниками многочисленной череды  тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на  две половины – «до середины»  и «после нее»);

4. «спад» (организованное  завершение праздничного гуляния  с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип (Е.Б. Плотникова). Кроме того, проблема, потому что не всегда использование народного праздника функционально оправдано, т. е. часто бывает нерациональным (неразумным) – например, в образовательной практике имеет место подмена цели организуемого по примеру народного праздника воспитательного мероприятия настоящей цели самого этого праздника. Такое новое, но весьма распространенное, например, в школах дед садах. Форма и содержание дают основание классифицировать такие праздники как гибридные, смешанные, «стилизованные под старину» типы. Скорее всего, они принадлежат к так называемым «вторичным» формам народной культуры, возрастание роли которых является следствием распространения культуры урбанизированной, т.е. следствием роста значения городской культуры и снижения актуальности культуры сельской. Подобное явление возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово-праздничной культуры.

 

7.2. Первичные организационные  задачи при проведении народного  праздника

1. Цель раскрыть сущность народного праздника, через проявления культурного досуга в современном обществе, правильно подчинив при этом организационную проблему, поставленной задачи.

2. Проанализировать социальные  потребности современного общества, уделив при этом внимание всем социальным и возрастным категориям, (особенно молодежи, так как она наиболее динамичное отражение современности).

3. Охарактеризовать возможности  народного праздника в удовлетворении  социальных потребностей участников  народного праздника.

4. Охарактеризовать технологические особенности рациональной реализации культурно-досуговой деятельности участников народного праздника:

а) содержательное, программное и методическое обеспечение, владения наиболее точной и актуальной информацией.

б) комплекс диагностических процедур (критериев, измерителей, уровней) отслеживания результатов проделываемой работы. Анализ уже накопленного опыта в данной сфере.

Анализ организации народных праздников по типу традиционных и в качестве образца культурно-досуговой деятельности общества в городе показывает, что на сегодняшний день:

- имеются разные модели  культурно-досуговых объединений, специально  изучающих народную культуру  и, в частности, праздничный ее  аспект (фольклорные объединения, кружки  народной хореографии, краеведческие объединения, учебные заведения и др.),

- наблюдается тенденция  к возрождению традиционной культурно-досуговой  деятельности, так как вновь открыто  непреходящее социализирующее значение  отдельных (в частности праздничных) форм народной культуры, способствующих удовлетворению потребностей молодежи в творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении. Возрождены (игровая технология, костюмированное зрелище, экспедиционно-архивное дело), имеется опыт оценки качественного уровня понимания роли, значения и сущности образцов народной культуры.

Показательной кульминацией народных праздников, организуемых специально с учетом коллективно-деятельностных моментов и с учётом правильного организационного момента, на таком празднике каждый из участников проживает:

а) духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями, соседями по празднику (и это отвечает цели формирования нравственно окрашенных коллективно-деятельностных потребностей у участников, потребностей общения с представителями разных поколений);

б) удовлетворение от качества реализации собственных творческих способностей, от результатов ненапрасных подготовительных к празднику усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной позиции, самоутверждению детей и взрослых в творчестве, потребности привносить вклад в культурные ценности человечества).

 

7.3. Исходные принципы  деятельности организатора народного  праздника

1. Принцип передачи всем  участникам народного праздника  психического настроя, обладающего  большим эмоциональным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми. Не делать грани между участником и зрителем. Не делать зрителя односторонним наблюдателем, а всеми допустимыми способами вовлекать его в действие.

2. Принцип дополнительности  и взаимодействия, комплексности  и синтеза деятельности принимающих  участие в народном празднике  разовых (зритель) и постоянных кадров (непосредственный участник, организатор).

3. Принцип постепенного  и последовательного распределения  подготовительных мероприятий в  организации народного праздника.

Целью комплексной программы народного праздника является воспитание общественно-активной, творческой и нравственно-ориентированной личности, способной приумножать общественную культуру. Воспитанию такой личности способствуют следующие мероприятия: разработка и проведение культурно – досуговых программ, народных праздников, сопутствующих элементов.

Так как народный праздник требует длительной и тщательной подготовки: обучения организаторов (осведомлённость и ориентация в взятой теме) составлению сценария культурно – досугового мероприятия, созданию комплекта соответствующих реквизитных материалов, разработке решений тех или иных обыгрываемых в мероприятии образов в гриме, подбору соответствующей тематике мероприятия музыки и т.д., то в его процессе происходит формирование первичных педагогических и организаторских умений. Так как народный праздник целиком построен на уважительном отношении к старине и культурных ценностях предыдущих поколений, то создает ту самую цепь преемственности поколений, которая формируется лишь практически в реальных делах, а не по учебникам и красочным журналам. Иначе говоря, участие в народных праздниках, связано с появлением определенных практических умений, классифицируемых как предметные, профильные (предметно-профильные) и первичные профессиональные.

 

7.4. Стадии подготовки  и проведения народного праздника

- стадия предварительной подготовки (самоподготовка организатора, вовлечение необходимых кадров, создание совета-дела, подборка необходимых средств и т. д.);

- стадия разработки сценария  народного праздника с включением  необходимых традиций и материала. Его допустимая трансформация (с учетом специфики публики, социально экономического положения времени, требований заказчика и т. д.);

- стадия проведения народного  праздника;

- стадия коллективного  подведения итогов проведения  народного праздника. Предложения  и замечания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В МОСКАЛЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Население Москаленского муниципального района составляет 32 300 человек. Согласно переписи 2002 года  национальный состав характеризуется следующим образом: русские – 69,8%, казахи- 11,6%, немцы – 10,6%, украинцы- 4,5%, татары – 1,3%, другие- 2,2%

Места компактного проживания основных этнических групп:

• село Шевченко (проживает  1234 человека. В том числе – русские  610 человек - 55%,  украинцы 307 человек - 28 %, немцы 114 человек – 10,4%);

• село Новоцарицино (проживает 1574 человека. В том числе - русские  786 человек- 51 %, казахи 538 -  32 %, немцы 108  - 6,8 %);

• село Гвоздевка (русские – 508 человек -50,4 %, казахи 301 человек - 31%, немцы 70 человек – 7,8 %, татары 55 человек -5,3 %);

• аул Тумба (проживает  263 человека- 100% казахи);

• аул Кзыл- Агаш (проживает 344 человека - 100% казахи);

• аул Жанаул (проживает 333 человека -   100% казахи);

• село Родная Долина (проживает 848 человек. 36% - немцы);

• село Миролюбовка (проживает  626 человек. 99% - немцы);

• село Новоалександровка (проживает 233 человека.   41,6 % - немцы);

• село Доброе поле (проживает 513 человек. 52% - немцы).

Основные направления деятельности: сохранение самобытности представителей различных национальностей, проживающих на территории района; упрочение дружбы между ними; этно-художественное образование и воспитание детей, подростков и молодежи на основе культурно-исторических традиций района; воспитание в семье уважения к культуре, обычаям и традициям старшего поколения отражены в районной целевой программе «Культура Москаленского района на 2009 – 2011 годы», а также в районной целевой программе «Дети  Москаленского района» на 2008 – 2010 гг.» в разделе «Патриотическое воспитание». В рамках программ отражены районные съезжие праздники, участие в областном фестивале национальных культур «Единение», в районном фестивале самодеятельного творчества «Москаленские самоцветы».

Информация о работе Организация и проведение досуговых мероприятий с учётом этнической специфики территории