Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:48, реферат
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр.2
II. ФОРМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА………….стр.5
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА…………………………стр.6
IV. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА……стр.9
V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА…стр.9
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА…………………………………………..стр.18
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………стр.26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...стр.28
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
II. ФОРМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА………….стр.5
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА…………………………стр.6
IV. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА……стр.9
V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА…стр.9
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА…………………………………………..стр.18
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...стр.28
I. ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.
Туризм – прекрасное
и эффективное средство воспитания
здорового и закаленного
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Туризм включает организованные
кратковременные или длительные
путешествия в целях
Активные способы передвижения формируют
прочные двигательные навыки. Походы вооружают
учащихся полезными навыками походной
жизни, учат переносить влияние естественных
факторов природы и максимально использовать
их в целях оздоровления организма. В походах
учащиеся развивают волю, приобретают
навыки организаторов, у них формируются
товарищеские, дружеские, коллективистические
взаимоотношения. Походы, экскурсии сочетают
в себе физическое воспитание с разнообразной
познавательной и общественно полезной
деятельностью учащихся.
Туризм – средство расширения кругозора
и обогащения духовной жизни подростков.
В туристическом походе вырабатывается
умение преодолевать трудности, ребята
учатся коллективизму не на словах, а на
деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает
у подростков сознательную дисциплину,
настойчивость, ответственность.
Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Школьный туризм соответствует определению Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирным совещанием руководителей сферы туризма: «Туризм - один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».
В организации и проведении
туристских походов активное участие
принимают учителя, классные руководители
и т.д. Они участвуют в составлении маршрутов
и программ походов, в подготовке учащихся,
в разработке индивидуальных заданий,
а также являются руководителями пешеходных,
лодочных, велосипедных и других походов.
Особую ответственность несут руководители
походов за соблюдение правил безопасности
и охрану жизни и здоровья детей. Походы,
экскурсии, прогулки проводят с соблюдением
норм нагрузки для каждого возраста учащихся,
правил движения на маршруте и режима
отдыха.
Дети, вовлеченные в систему детского
отдыха, быстрее обретают социальную зрелость,
получают духовную и физическую закалку,
активно готовятся к трудовой деятельности,
В детском туризме познавательная, трудовая,
общественно-политическая деятельность
детей формируется в органическом единстве,
оказывая большое влияние на развитие
личности ребенка и на ее связи с окружающей
средой.
Особенностью детского
туризма является развитие самоуправления
в коллективе, насыщение свободного
времени детей социально
Однако анализ состояния развития детского туризма в России показывает, что в настоящее время в его организации имеются определенные проблемы. По сравнению с другими странами туристская активность российских детей остается на уровне в связи с невысокой платежеспособностью их родителей. Кроме этого развитие детского туризма сдерживаются целым рядом негативных факторов, к которым относятся: спектр турпродуктов для детей очень ограничен; недостаточное развитие учреждений отдыха и оздоровления детей; высокие цены на турпродукт для детей; экономическая нестабильность в стране; ограниченность информации о различных возможностях детского отдыха для массового потребителя. Данная ситуация приводит к наличию жесткой конкурентной борьбы между организациями на рынке детского туризма.
Обострение конкурентной борьбы между туристскими организациями, специализирующимися на детском отдыхе, приводит к тому, что объектом конкуренции становятся не только цены на туристские услуги или новые виды предложений, их качество, но и наличие опытного, квалифицированного персонала, работающего с детьми. Который в результате начинает выступать в качестве одного из факторов повышения конкурентоспособности организаций на рынке детского туризма,
Следовательно, перед российскими организациями, специализирующимися на детском туризме, встает проблема поиска наиболее эффективных путей достижения конкурентоспособности каждой организации в отдельности и всего детского туризма России в целом.
II. ФОРМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможностьсамим понять преимущества регулярных занятий.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Принципы организации школьного туризма:
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА
Туризм можно подразделить на:
По целям путешествий выделяются следующие виды туризма:
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
Популярным видом туризма является самодеятельный туризм. К наиболее распространенным формам самодеятельного туризма относятся: туристские прогулки, походы, экспедиции, слеты, туристские лагеря.
По способу активного передвижения самодеятельный туризм, классифицируется как :
По имеющимся статистическим данным наибольшее развитие получили такие виды туризма, как пешеходный, лыжный, водный, скалолазание и горный туризм. В отдельных регионах распространен спелеотуризм.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку. Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.Можно выделить несколько основных видов детско-юношеского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
1. Внутренний туризм:
2. Выездной туризм:
IV. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА
Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.