Основы и организация школьного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:48, реферат

Описание работы

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр.2
II. ФОРМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА………….стр.5
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА…………………………стр.6
IV. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА……стр.9
V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА…стр.9
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА…………………………………………..стр.18
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………стр.26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...стр.28

Файлы: 1 файл

Реферат ф-ра 3 курс.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Базовый палаточный лагерь должен быть обеспечен питьевой водой.

В качестве вариантов  водоснабжения могут быть:

- питьевая вода из  хозяйственно-питьевого водопровода ближайшего населенного пункта;

- питьевая вода из  источников децентрализованного  водоснабжения;

- доставка доброкачественной  питьевой воды.

Базовый палаточный лагерь должен быть обеспечен питьевой водой.

В качестве вариантов  водоснабжения могут быть:

- питьевая вода из хозяйственно-питьевого водопровода ближайшего населенного пункта;

- питьевая вода из  источников децентрализованного  водоснабжения;

- доставка доброкачественной  питьевой воды.

Для организации и  размещения палаточных лагерей не допускается использовать территории, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и I и II поясах зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Через территорию лагеря не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского или сельского назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

Базовый палаточный лагерь следует располагать на сухих  горизонтальных площадках с твердым  грунтом, по возможности на возвышенной  местности.

К участку будущего базового палаточного лагеря рекомендуется  организовать подъездные пути для автотранспорта, возможна организация места для  стоянки автотранспорта

В жилой зоне устанавливают  палатки.

Палатки должны быть прочными, непромокаемыми (наружная палатка/тент и дно внутренней палатки должны быть из водонепроницаемой ткани), ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства и эффект проветривания (иметь не менее двух слоев ткани), обеспечивать защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка типа “молния”). Могут использоваться кемпинговые палатки. Палатки для детей и подростков должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

На территории базового палаточного лагеря оборудуют физкультурно-спортивную зону из расчета не менее 20 кв. м на 1 человека.

Физкультурно-спортивная зона включает:

площадку для волейбола  прямоугольной формы, размерами 18 м. Х 9 м. и разделенной пополам сеткой, укрепленной на высоте 2,2 м.;

площадку для баскетбола прямоугольной формы, размерами 26 м. Х 14 м с закрепленным металлическим кольцом на высоте 2,8 м от пола для детей до 15 лет и на высоте 3,05 м для детей старше 15 лет;

беговые дорожки (для  дистанций 30, 60 и 100 метров) шириной для  каждого бегуна от 1 м до 1,25 м, от линии финиша дорожка продлевается не менее чем на 15 метров.

Режим дня предусматривает  максимальное пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр.

Режим дня учитывает состояние здоровья детей и корректируется в зависимости от погодных условий.

В палаточном лагере следует  предусмотреть организацию питания  не менее 4 раз. Приемы пищи осуществляют в одни и те же часы с интервалами  не более 4,5 часов. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента её приготовления.

Питание должно отвечать возрастным особенностям детей и  подростков и суточным энерготратам в соответствии с нормами питания  по наборам продуктов (в г на одного ребенка) для оздоровительных учреждений.

 

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

1. Комплектование группы

Комплектование группы связано с целями похода и может  осуществляться двумя способами.

Первый способ – сначала намечают цель, а потом подбирают подходящих участников похода.

Второй способ – выявляют желающих, а потом намечают посильные им цели. Состав группы зависит от физической подготовленности, дальности и сложности похода, туристского опыта участников похода. Но в любом случае группа не должна превышать 15-20 человек.

Подбирая группу нужно поинтересоваться состоянием здоровья участников похода и учесть, что туризм благотворно влияет на некоторые заболевания, укрепляет и закаляет ослабленных ребят.

2. Организация похода

Организация похода начинается с собрания всех желающих в нем  участвовать. На собрании руководитель похода сообщает цель, маршрут и длительность похода, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.

Организованность необходимое  туристу качество и воспитывать  его надо с самого начала.

На собрании зачитывается примерный список личного снаряжения и объясняется, что чем можно заменить, если не найдется дома.

При подготовке и проведении собрания руководитель составляет список общественного снаряжения и опросить ребят, кто что сможет захватить  из дома.

Перед длительным походом проводится родительское собрание, где сообщается цель, дальность, продолжительность похода.

Важным в организации  группы является распределение обязанностей: командир группы, помощник командира, завхоз, санитар, секретарь или корреспондент, фотограф, видеооператор, топограф.

3. Выбор и разработка маршрута.

Выбор и разработка маршрута начинается с выбора предполагаемого  района путешествия. После этого  начинается разработка маршрута, на карте  он разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатывают запасные варианты на случай необходимости сократить или увеличить маршрут. После того как все это проделано, составляется график движения. Разрешение на выход группы дает после согласования с отделом по спорту директор школы и начальник управления образования.

4. Составление сметы. В смету расходов нужно включить затраты на транспорт, покупку продуктов, прокат и покупка снаряжения, резерв на непредвиденный случай.

После составления сметы  нужно определить источники финансирования.

5.  Питание в походе.

Обеспечение нормального  питания – одно из важных условий  успешного проведения похода.

  • Составление рациона.

Продовольственный рацион составляется с учетом продолжительности  и сложное похода, сезона, вкусов и привычек участников похода, возможности  пополнять продукты в пути на основе требований и рациональному питанию.

  • Закупка, упаковка и хранение продуктов.

После того как составлен  пищевой рацион похода, начинается закупка продуктов, которая поручается всем участникам похода и контролируется руководителем и завхозом группы.

К упаковке продуктов  предъявляются свои требования: все  продукты должны быть упакованы в матерчатые мешочки, контейнеры с плотно прилегающими крышкам фляги.

После тщательной упаковки, продукты укладываются в рюкзаки.

6. Снаряжение в походе

Снаряжение делят на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение –  это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и предметы индивидуального пользования. Групповое снаряжение – палатки, топоры, посуда, карты, компасы, лодки. Специальное снаряжение – спасательные жилеты, веревки, накомарники, медицинские аптечки.

Особое требования предъявляются к обуви туристки – это хорошо разношенные кроссовки, ботинки ни низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. В них вложить войлочную стельку, пропитать смазкой, которая предохранит их от намокания. В поход лучше надевать мягкие шерстяные носки. Они впитывают пот, в них мял идти, на них не образуются складки. Наиболее удобной одеждой для туриста является одежда спортивного типа, лучше из хлопчатобумажных тканей, штормовки.

7. Поведение итогов похода

Поведение итогов похода проводится в форме: фотостендов, видеофильмов, организация и проведение туристского  вечера, педагогический отчет похода, финансовый отчет, составление паспорта похода.

 

Проблемы, препятствующие развитию детского туризма

Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.

Важная проблема - отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был  принят закон "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка". Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

С повышением налогов  стали расти цены на путевки. Еще одна проблема - налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять наши детские здравницы - они станут не по карману большинству родителей.

Одна из существенных проблем -- детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в России нет ни одной государственной программы по его снижению.

Существенным фактором, способным оказать большое влияние  на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес  для данного исследования вызывает анализ населения России по возрастному признаку от 7 до 15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка. По данным демографических исследований численность детей в возрасте до 15 лет будет уменьшаться вплоть до 2009г., а начиная с 2010г., она вновь начнет расти. Существующий прогноз демографической обстановки в России кардинально не изменит рынок потребителей детского туризма, однако сможет оказать существенное влияние на рыночную конкуренцию, а точнее, усилит конкурентную борьбу.

На современном этапе  существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

Одна из проблем - отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных  лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженные связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются. Что приводит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.

Неотработанность механизма  ценообразования и отсутствие продуманной  системы реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью  утрачена материально-техническая  и физкультурно-спортивная база детских  загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

- хронический дефицит  капитальных вложений

в развитие оздоровительных  учреждений (за редким исключением  отдельных ведомств- монополистов);

- отсутствие прогресса  в функционировании хозяйственного механизма;

- отсутствие программно-методического  и образовательно -воспитательного  обеспечения и сопровождения  пребывания детей и подростков  в данных учреждениях; спортивный  туризм лагерь

- недостаточный уровень  квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении.

Заключение

Детский туризм на сегодняшний  день является одним из самых устойчивых сегментов отечественного туристского рынка. Данный вид путешествий носит социальный статус, что означает полное или частичное его финансирование за счет госбюджета. В Федеральном законе «Об основании туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм или «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», упоминается, как отдельная категория, наряду с внутренним, въездным и выездным туризмом.

Информация о работе Основы и организация школьного туризма