Основы и организация школьного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:48, реферат

Описание работы

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр.2
II. ФОРМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА………….стр.5
III. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА…………………………стр.6
IV. СПОРТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА……стр.9
V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА…стр.9
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА…………………………………………..стр.18
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………стр.26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...стр.28

Файлы: 1 файл

Реферат ф-ра 3 курс.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Спортивные задачи будут  выполнены, если удастся в течении  всего срока сохранить хорошее  физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного  обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
  • автономное жизнеобеспечение,
  • туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

 

V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТУРИЗМА

Организация спортивного  туризма подразумевает собой  деятельность в туристско-краеведческих  лагерях, расположенных в пределах родного края (40-50 км от города), которые экономичны для государства и для семьи, что немаловажно при современных сложностях в финансировании системы образования (исключает значительные расходы на проезд участников и руководителей; создает возможность использования транспортных средств проводящей организации и родителей).

Успешное проведение занятий спортивным туризмом становится основанием для участия детей  в других, более сложных походах.

При организации занятий  по спортивному туризму в лагере актуальна возможность вывезти детей из экологически неблагополучных условий города в относительно чистую природную среду.

Заниматься некоторыми видами спортивного туризма могут  даже такие дети, которые по своим  физическим возможностям в многодневном туристском походе не смогли бы принять участие.

Педагоги, не имеющие  вообще или имеющие минимальную  туристскую квалификаций, которые ни при каких условиях не решаются идти в туристский поход с детьми, обычно соглашаются заниматься спортивным туризмом.

Организация спортивного туризма в загородном лагере не ограничиваются только работой с новичками. Они позволяют успешно отрабатывать элементы сложной туристской техники.

Непозволительная роскошь - рассматривать занятия по спортивному  туризму и туристские походы как  чисто досуговую деятельность. Тем самым заведомо ограничивается образовательный, развивающий потенциал данных мероприятий.

В туристских лагерях  учебный процесс - практическая деятельность, содержание которой не надумано и  призвано разрешать проблемы в жизни  лагеря. Обучение, построенное на живом интересе детей естественно вписывается во всю жизнь лагеря.

При организации спортивного  туризма в детском лагере возникает  потребность в разработке программы  его проведения, которая составляется индивидуально для каждого мероприятия.

Создание программы  лагеря необходимо для более чёткого  осознания организаторами его целей  и задач. Это так же - эффективная  форма планирования и распределения  средств и времени. И, наконец, оформленная  программа может служить документом для финансовой или иной поддержки наших начинаний.

Какие же разделы может  иметь программа организации  туристского лагеря школьников? Она включает:

1.Вводная часть. Здесь показывается, почему возникла необходимость в проведении лагеря? Почему решение данной проблемы - приоритетная задача? Какова цель проведения лагеря? Как она связана с решением оставленной проблемы? Какие задачи должны быть поставлены для решения данной цели?

2.Концепция  образовательно - оздоровительной программы. В этом разделе подробно описывается методы и формы работы. Желательно дать обоснование почему, выбраны именно эти методы. Чем и как будут заниматься дети и руководители групп? Каковы способы замера ожидаемых результатов? Какие показатели позволяют оценить эффективность использованных средств?

3.Характеристика  детского контингента. Кто едет в лагерь (возраст, требования к медицинскому допуску)?:

· Желательно одного возраста

· Общий интерес, единые нормы

· Ребята с близкой  физической подготовкой

· Одинаковое количество девочек и мальчиков

· Лучше группа не более 12 человек.

Нужна ли участникам предварительная  подготовка и в каком объёме?

4.Характеристика  кадрового обеспечения. Кто будет руководить лагерем? Полезно определить требования к уровню педагогической, спортивно - туристической, инструкторской и судейской квалификации руководителей детских групп.

5.Ресурсное  обеспечение целиком зависит  от вида туризма и образовательных  задач. Определяются качественные и количественные требования и личному и групповому снаряжению. Какое снаряжение инвентарь и оборудование необходимы для реализации образовательно-оздоровительной части программы? Из каких источников поступят эти ресурсы?

6.Бюджет программы  или смета расходов. Разделы: оплата труда, основные прямые расходы и непрямые расходы. Целесообразно чётко разграничить источники доходов (например, средства бюджета, родительские средства, средства спонсоров и т.д.).

Требования к возрасту детей определяются программой, по которой предварительное обучение. В наших лагерях базовой служила  программа дополнительного образования для учащихся 7 - 11 классов « лидер: школа туристского организатора». Новизна данного образовательного курса

состоит в подготовке школьников - организаторов туристской деятельности, развитии у учащихся коммуникативных качеств и накоплений ими опыта лидерства малых группах.

Специализированную подготовку школьника - туристского организатора целесообразно начинать в 7 - 8 классе средней школы. До 12 -13 лет ребёнок  может получить первичный опыт туристско  деятельности: участие в туристских прогулка, местных экскурсиях (начальная школа), одно - двухдневных походах по родному краю в составе класса, туристского объединения (5-6 класс). К 12 - 13 годам целесообразно переходить от туристских мероприятий «для детей» к организации туристских походов самими школьниками под руководством квалифицированного педагога - тренера.К этому возрасту, дети по своим потребностям (стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению) и возможностям (образовательным и физиологическим) созревают к самостоятельной туристской деятельности в коллективе сверстников в условиях туристского быта.

Для более успешной реализации образовательной части программы  лагеря желателен подбор детей примерно одного возраста (13 - 14 лет). Возможна комплектация разновозрастных групп. В этом случае более опытные в спортивно - туристском отношении ребята могут выполнять роли инструкторов дежурных бригад, туристских служб. Из 15 - 20 детей комплектуется туристская группа. Важно определить оптимальное для конкретной организации количество групп на одну смену работы лагеря. Это будет зависеть от кадровых, финансовых и материально - технических возможностей поводящей организации и экологических возможностей территории, на которой организуется лагерь (пределом «вместимости» территории без ущерба для экологии природной среды). Конечно, в туристский лагерь могут быть зачислены дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Для наиболее успешного взаимодействия в условиях относительно автономного существования в природной среде при полном самообслуживании, детям необходим предварительный опыт совместной туристской деятельности. Поэтому основными требованиями к участникам станут предварительное обучение и опыт совместных одно - трёхдневных походов. Требования к квалификации педагогов определяются спецификой вида деятельности и потенциалом детского коллектива.

Необходимы:

- педагогическое образование,  опыт педагогической деятельности  в детских коллективах,

- спортивно - туристская  квалификация (желателен опыт участия в категорийных походах),

- опыт судейства туристских  соревнований.

В соответствии с «Инструкцией о порядке организации и проведении туристских мероприятий со школьниками» в каждой группе должен быть руководитель и заместитель руководителя. При участии во время одной смены трёх и более групп для координации усилий педагогов появляется потребность включить в штатное расписание должность начальника лагеря (старшего руководителя). Для наиболее успешной реализации педагогических функций и обеспечения единства требований все педагоги должны быть хорошо знакомы с Программой лагеря, методиками работы и иметь предварительный опыт совместной туристской деятельности с данным детским и педагогическим коллективами, возможно при подготовке лагеря.

Фактически туристский лагерь является завершающим этапом реализации программы, которая использовалась для обучения детей в течение  всего учебного года.

Для успешной реализации программы лагеря предварительная  туристская подготовка участников обязательна. Комплектование лагеря начинается уже в начале учебного года.

Образовательно-оздоровительные  задачи лагеря ставятся в зависимости от потребностей данного коллектива и возможностей педагогов:

1. жизнь в коллективе, лидерство

2. выживание в природной  среде

3. комплексное краеведение

В соответствии с данной структурой и будут распределены частные задачи.

1. Жизнь  в коллективе, лидерство (задачи  развития коммуникативных и лидерских  качеств).

1.1. Создание и поддержание  комфортного социально - психологического климата в туристской группе.

1.2. Задачи социализации  ребёнка посредством её самореализации  в выполнении туристских обязанностей (определённого функционала) в  естественных и искусственно  созданных микрогруппах (отделение,  бригада, «проблемная» группа).

1.3. Накопление опыта лидерства в малых группах (командир бригады, командир отделения, лидер «дела»).

2. Выживание  в природной среде (задачи овладения  навыками выживания в природной  среде).

2.1.Задачи физического  оздоровления школьников средствами  туризма.

2.1.1. Формирование двигательных навыков, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции посредством ходьбы пешком с нагрузкой и без неё, бега, ежедневных физкультурных упражнений, спортивных игр.

2.1.2. Закаливание, купание.

2.1.3. Оздоровительно - рекреационные задачи - проживание детей из экологически неблагополучных городских условий в экологически чистой природной среде, вдали от проезжих дорог и промышленных предприятий.

2.1.4. Задачи по организации  чёткого режима физических нагрузок, отдыха и питания.

2.2. Формирование прикладных  туристских умений и навыков.

2.2.1. Навыки организации  и поддержания туристского быта.

2.2.2. Навыки ориентирования.

2.2.3. Навыки преодоления  простейших естественных препятствий.

3. Комплексное  краеведение.

3.1. Задачи ознакомления с природными и культурно - историческими особенностями родного края, района проведения лагеря.

3.2. Обучение умению  вести простейшие метеорологические  наблюдения.

3.3. Обучение умению  творчески фиксировать собственные  впечатления, результаты наблюдений.

Для реализации поставленных целей, образовательных и оздоровительных  задач, возможно использовать следующие формы и методы работы:

-учебно-теоретические  и практические.

- учебные походы.

- трудовая, общественно-полезная  деятельность в лесу.

- соревнования по ориентированию.

- топографическая съёмка местности.

- экологические экскурсии.

В нормах «Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации  режима базовых палаточных лагерей  различного типа в летний период»  говорится:

Оптимальная вместимость  базового палаточного - 60 человек, допустимая вместимость - не более 90 человек.

Базовые палаточные лагеря организуются для детей и подростков 12-18 лет на время летних каникул. Допускаются дети с 10 лет регулярно  занимающиеся в туристских объединениях.

Продолжительность смены  в базовом палаточном лагере определяется длительностью летних каникул и  составляет без учета дороги не менее 5 дней и не более 30 дней.

Открытие базового палаточного  лагеря и заезд детей осуществляют при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и медицинских документов о состоянии здоровья детей и обслуживающего персонала (в соответствии с представленным списком), а также сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными.

С территориальными органами госсанэпидслужбы согласовывают выбор  земельного участка, обеспечение лагеря питьевой водой, места для водозабора, организацию питания, обслуживание детей в бане, маршруты туристических  походов, места для купания, стирку белья и вывоз мусора.

Работники базовых палаточных лагерей обязаны пройти медицинское  обследование согласно установленного порядка, гигиеническую подготовку и быть привитыми в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям. Каждый сотрудник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку.

Информация о работе Основы и организация школьного туризма