Особенности культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Не смотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.
В русскоязычной периодической печати, научно-исследовательской и учебной литературе термин «культурно-познавательный» или «познавательный» туризм все чаще стал заменятся термином «культурный» туризм.

Содержание работы

Введение.
1.История развития культурного туризма, его сущность и классификация.
2.Теоретические основы культурного или познавательного туризма.
3. Элементы культуры, влияющие на формирование туристского интереса.
4.Обьекты культуры и культурного наследия.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Особенности культурного туризма 2.docx

— 58.33 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа на тему Особенности культурного туризма.

 

 

 

 

 

 

План:

Введение.

1.История развития культурного туризма, его сущность и классификация.

2.Теоретические основы  культурного или познавательного  туризма.

3. Элементы культуры, влияющие на формирование туристского интереса.

4.Обьекты культуры и культурного наследия.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В научной  литературе по вопросам туризма отсутствует  однозначное  его определение. Не смотря на различие формулировок, все  авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности  и мотивации, особенности поведения  туристов, их пребывание вне постоянного  местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами  и производителями  товаров и  услуг, взаимодействие сферы туризма  с окружающими  природной, экономической  и другими  макросредами.

 В русскоязычной периодической   печати, научно-исследовательской и   учебной литературе термин «культурно-познавательный»   или «познавательный» туризм  все  чаще стал заменятся  термином «культурный» туризм. Следует  отметить, что одни авторы дают  данному понятию новые определения,  пологая, что возник новый вид  туризма, разделяя при этом  «культурный» и «познавательный»  как самостоятельные виды туризма,  другие исследователи рассматривают  «познавательный туризм как разновидность  «культурного», третьи, говоря о  культурно-познавательном туризме,  придерживаются иных терминов, например, «экскурсионный», «экскурсионно-познавательный»,  «историко-краеведческий» или «интеллектуальный». Широкое распространение  среди специалистов получило сущностное определение культурного туризма, предложенное Международной ассоциацией научных  экспертов в области туризма. Согласно ему, культурный туризм есть, «совокупность  отношений и явлений, которые  возникают во время перемещения  и пребывания людей в местах отличных от их постоянного места проживания и работы»

Сервисное обслуживание является неотъемлемой частью культурного туризма, так же Сервисное обслуживание является частью бизнес-процесса, целью которого являются продажи и удовлетворение потребителей, начиная с приема заказа от потребителя и кончая доставкой продукции, а в некоторых случаях продолжая обслуживание оборудования и другими видами технической поддержки. Актуальность темы обусловлена тем, что туризм – это один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. В течение второй половины ХХ века численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз. 

Цель курсовой работы состоит в  том, чтобы рассмотреть понятие  и историю культурного туризма, теоретические основы сервисного обслуживания, потребности в культурном туризме  его перспективы в развитии рассмотреть  сервисное обслуживание потребителей.

Задачами работы являются:

-изучение  истории возникновения культурного туризма;

- выявление  факторов, влияющих на культурный туризм;

-изучение  культурного туризма его сущность  и классификацию;

- выявление  объектов культурного наследия;

-изучение  перспектив развития культурного  туризма в Азербайджане;

           -выявить элементы культуры, влияющие на формирование туристского          интереса;

          - Проанализировать причины возникновения потребностей человека в культурном туризме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В ходе всей истории человечества люди обменивались культурным опытом,  идеями, ценностями и товарами через искусство, торговлю и миграции.  Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врождённым свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.

Единообразной периодизации туристского движения в науке  не существует, поскольку  его история  уникальна для  каждой страны или  культурного сообщества. Однако систематизация истории туризма  необходима, чтобы  лучше понять весь комплекс связанных  с ним экономических, экологических  и общественных явлений и попытки  в этой области продолжаются.

Понятийная сущность культурного туризма перетерпела ряд изменений в ходе исторического развития..Генезис культурного туризма приходится на середину ХVIII века, когда понятие культурного туризма означало сложившуюся к тому времени (1750-1850) практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств. Сыновья аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников с тем, чтобы вернуться образованными или «культурными» людьми. В ХIХ веке понятие культурного туризма использовалось купцами, которые путешествовали для того, чтобы развить свое мастерство. В современных условиях с развитием авиации, появлением и распространением массовых форм туризма «культурный» туризм приобрел свое  современное значение В ХХI веке культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, то есть уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Культурные контакты, когда индивидуальные путешественники или целые сообщества передают свои идеи и культурные традиции другим странам и народам, осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО* и Всемирной туристской организации. Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно - исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь».

По данным экспертов Всемирной  туристской организации, культурный туризм сегодня составляет от 18 до 25 процентов  въездного турпотока , и эта доля будет расти в будущем, хотя, данный вид туризма не может быть массовым как в силу специфики туристских мотиваций, национальных моделей досуга и распределения свободного дохода, так и в силу ограниченности возможностей широкого доступа туристских потоков к объектам культуры и культурного наследия.

Развитие культурного  туризма базируется на использовании  потенциала этнокультур и культурного  наследия стран и регионов. Как  отмечается в программной работе Всемирной туристской организации  «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии  туризма стало присущее всему  человечеству желание увидеть и  познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».

Однако в силу интернационализации  и глобализации, то есть новых условий  развития мирового сообщества, с одной  стороны, а также насыщения рынка  однотипными продуктами, роста конкуренции, расширенной дифференциации и сегментации  спроса, необходимости расширения туристского  предложения, экономической диверсификации, с другой, действительно отмечено появление новых подвигов культурного  туризма. Исследования специфики спроса и предложения на туристские поездки  с культурными целями на основе анализа  иностранных и отечественных  источников позволяют сделать вывод  о том, что сегодня в международном  туризме помимо традиционного культурно-познавательного  туризма в практику уже вошли  этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды. Следует уточнить специфическое  содержание указанных подвидов культурного  туризма:

- культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий)

- культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

- культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

- культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях); культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа и народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

- культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

- культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах.

Под культурным туризмом подразумевают  путешествия с целью знакомства с материальными и духовными  объектами культуры, участия в  событиях культурной жизни. Вместе они  воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или  иначе, сказываются и на поведении  как экономического субъекта. Для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие.

Исторические путешествия, среди которых можно выделить:

- «путешествия в историю»;

- «путешествия - реконструкции исторических  событий» (Французская революция,  великие сражения Наполеона и  т.д.);

- изучение исторического периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.);

- религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину, на Хиландар и т.д.).

Вместе с тем имеется еще  один серьезный аспект при организации  туризма в сфере наследия, на который  стоит обратить отдельное внимание. Он отчетливо проявляется в Европе. Как отмечает французская исследовательница К. Перье-Д'Итерен  "Туризм и сохранение культурного наследия" в Европе развернулась широкая деятельность по методическому и организационному обеспечению туризма в сфере наследия «Научные и учебные заведения, нередко при поддержке Европейской комиссии, разрабатывают всевозможные программы. Проводятся семинары, «круглые столы» и дискуссии, участники которых рассматривают эту тему с разных точек зрения. Заказываются специальные исследования, пересматриваются старые, вводятся в действие новые документы». Но на фоне быстро происходящих изменений остается в стороне деятельность по сохранению наследия, т.е. один из фундаментов политики по отношению к наследию, который в действительности должны выдвигаться на первый план. В настоящее время наследие рассматривается либо исключительно с гедонистской точки зрения, либо «как продукт потребления». Такая позиция создает явные и скрытые угрозы для самого существования объектов наследия. Как зафиксировано в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ему «все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более вредоносными и разрушительными явлениями».

Как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.

Это выводит на первый план деятельность по созданию системы прочных связей между наследием и туризмом, в  первую очередь с помощью реализации образовательных программ

К.Перье-Дитерен считает, что необходимы целенаправленные усилия, направленные на «достижение справедливого равновесия между потребностями туризма, законными интересами правительств, связанными с их стремлением максимально использовать объекты наследия для получения ощутимой экономической выгоды, прерогативами индустрии туризма и, наконец, задачами сохранения наследия в широком смысле этого слова -другими словами, всех физических и нематериальных объектов, содержащих в себе память прошлого. Реализация концепции устойчивого туризма - еще один модный термин - немыслима без активизации соответствующих программ по консервации объектов наследия, поскольку наследие является важным фактором регионального, социального, экономического и культурного развития любой страны» Перье-Д'Итерен К. Туризм и сохранение культурного наследия

Интересен в данном случае опыт Нидерландов, где по решению правительства  с 1991 года осуществляется национальная программа охраны музейных коллекций (так называемый план «Дельта»), в  основе которой лежит концепция  сохранения наследия и идея «профилактической  консервации» Но так было далеко не всегда, отчего страдали художественные центры, культурные объекты, здания и  собрания выдающихся произведений во всем мире. Безразличие, халатное отношение, катастрофические музеологические условия, недостаток средств, а также, и прежде всего, наплыв туристов, число которых постоянно растет, - все это как дамоклов меч висело над культурным наследием. Вот почему, даже если сегодня и можно говорить об улучшении ситуации в связи с растущим, хотя и запоздалым, осознанием ценности культурного наследия, еще предстоит осуществить гигантский объем работ на основе скоординированных усилий по изучению и анализу.

Несколько иная, хотя и схожая во многих аспектах связей наследия и туризма  концепция изложена В.А.Квартальновым. Он отмечает, что «объекты национального  культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок».Кроме этого, автором Усыскин Г.Н. предложена методика оценки культурных комплексов для туристских целей, которая, с его точки зрения может проводиться двумя основными способами:

Информация о работе Особенности культурного туризма