Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:28, курсовая работа
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Не смотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами.
В русскоязычной периодической печати, научно-исследовательской и учебной литературе термин «культурно-познавательный» или «познавательный» туризм все чаще стал заменятся термином «культурный» туризм.
Введение.
1.История развития культурного туризма, его сущность и классификация.
2.Теоретические основы культурного или познавательного туризма.
3. Элементы культуры, влияющие на формирование туристского интереса.
4.Обьекты культуры и культурного наследия.
Заключение.
Список использованной литературы.
1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.
При этом, однако, отмечается, что данные методы носят субъективный характер: культурные комплексы, интересные с профессиональной точки зрения, не всегда аттрактивны для простых туристов. Кроме этого, имеют большое значение: доступность, построение экскурсионных маршрутов, уровень образования, национальные особенности и даже мода.
Итак, в связи с возросшей
потребностью людей в расширении
знаний по различным направлениям,
в повышении интеллектуального
уровня, в современном мире ведущую
роль среди основных видов туризма
занимает культурный туризм, имеющий
большое значение в социально-экономическом
(выравнивание сезонного цикла основных
производств, создание рабочих мест,
равномерное распределение
В результате анализа существующих
определений культурного
2. За быстрые темпы роста туризм признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм
играет значительную роль в формировании
валового внутреннего продукта, в
создании дополнительных рабочих мест
и обеспечении занятости
Сегодня не произошло зарождения
принципиально нового вида туризма, так
как не изменилась его основная исходная
цель - знакомство с историей и культурой
страны во всех ее проявлениях (архитектурой,
живописью, музыкой, театром, фольклором,
традициями, обычаями, образом и стилем
жизни людей страны посещения). То, что
произошло в действительности, это изменение
отношения к феномену данного вида туризма,
его гуманитарной функции и глобальной
миссии, что является, следствием действия
ряда факторов:
-появление на мировом книжном рынке, а
также в Интернет-ресурсах большого количества
зарубежных публикаций, главным образом,
на английском языке, откуда с легкой руки,
перекочевал в русский язык в буквальном
переводе «культурный туризм в новой интерпретации»;
-дань моде и универсальной тенденции
использования клишированных иностранных
терминов, особенно в профессиональной
деятельности, (например, «дестинации»
и даже «дестинации приема» вместо «турцентры»,
«аттракции» вместо достопримечательности,
«аттрактивность» вместо «привлекательность»,
«резервации вместо «заповедные территории»),
что может рассматриваться как проявление
глобализации на уровне языка, а отчасти
как стремление придать большую научность
исследованиям феномена культурного (культурно-познавательного)
туризма в силу некоторой новизны восприятия
термина;
-привлечение внимания широкой мировой
общественности к проблемам сохранения
культурного наследия, национальных этнокультур,
культурной самобытности, культурного
разнообразия, а также к проблемам взаимодействия
туризма и культуры, туризма и культурного
разнообразия, туризма и межкультурного
диалога, туризма и развития;
-акцентуализация деятельности многих
международных организаций на «культурном»
направлении в виде концепций, проектов,
конгрессов, конференций, деклараций,
конвенций, среди которых Конвенция об
охране всемирного культурного наследия;
доклад Организации объединенных наций
о развитии человека: Культурная свобода
в современном разнообразном мире; всеобщая
декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии;
доклад Всемирной комиссии ЮНЕСКО по культуре
и развитию «Наше творческое разнообразие»;
декларация Мехико политике в области
культуры Всемирной конференции по культурной
политике; Международная конвенция ЮНЕСКО
об охране нематериального культурного
наследия (2003 год) , вызванная вхождением
мировой цивилизации в эпоху глобализации,
угрозой нивелирования, частичного изменения
или полного исчезновения национальных
культур, увеличением числа катастроф
как природного, так и техногенного характера,
войн и террористических актов, которые
также могут привести к уничтожению культурного
наследия, а также тенденциями разобщения
народов, роста нетерпимости, конфликтности
в силу расхождения этнических, религиозных
и иных взглядов;
-придание новой миссии культурному (культурно-познавательному)
туризму как инструменту мира, развития,
сближения народов, воспитания уважения,
терпимости, взаимопонимания на основе
гуманитарных ценностей туризма; в частности,
эта миссия отражается в создании сети
кафедр ЮНЕСКО по культурному туризму
в целях мира и развития в различных туристских
университетах и школах мира .
По мнению Генерального директора ЮНЕСКО
Коитиро Мацуура, не смотря на то, что процесс
глобализации предоставляет человечеству
уникальные возможности в области коммуникации
и более свободного обмена идеями и товарами,
он также несет с собой серьезную угрозу
усиления неравенства, обезличивание
культуры и образа жизни, потери самобытности
либо, напротив, ведет к всплеску самобытности
и отгораживанию от внешнего мира. Таким
образом, термины «культурный», «культурно-познавательный»
или «познавательный» туризм определяют
один и тот же вид туризма, целью которого
в широком смысле является познание национальной
культуры страны посещения. ЮНЕСКО рассматривает
культурный туризм как отличный от других
вид туризма, учитывающий культуры других
народов .
Культурное самовыражение народа всегда
выражает интерес. Природная любознательность
туриста в отношении различных уголков
мира и населяющих их народов образуют
один из наиболее сильных побудительных
туристских мотивов.
Туризм — наилучший способ знакомства
с другой культурой. Гуманитарное значение
туризма заключается в использовании
его возможностей для развития личности,
ее творческого потенциала, расширения
горизонта знаний. Стремление к знанию
всегда было неотъемлемой чертой человека.
Совмещение отдыха с познанием жизни,
истории и культуры другого народа — одна
из задач, которую в полной мере способен
решать туризм .Увидеть мир своими глазами,
услышать, ощутить — важные части восстановительной
функции туризма, они несут в себе большой
гуманитарный потенциал. Знакомство с
культурой и обычаями другой страны обогащает
духовный мир человека.Культура является
фундаментальной основой процесса развития,
сохранения, укрепления независимости,
суверенитета и самобытности народа. Идентичность
путей исторической эволюции культуры
и туризма предопределила общность новых
методов подхода к их дальнейшему развитию.
В большинстве стран мира происходит процесс
демократизации культуры и туризма, которые
составляют неотъемлемую часть жизни
общества. Самосознание и познание окружающего
мира, развитие личности и достижение
поставленных целей немыслимы без приобретения
знаний в области культуры .
На конференции в Мехико (1981 году) было
провозглашено два определения культуры:
Первое определение —
общего характера, основанное на культурной
антропологии и включающее все, что
создал человек дополнительно к
природе: общественную мысль, хозяйственную
деятельность, производство, потребление,
литературу и искусство, образ жизни
и человеческое достоинство;
Второе определение — специализированного
характера, построенное на «культуре культуры»,
то есть на моральных, духовных, интеллектуальных
и художественных аспектах жизни человека.
Культурное наследие любого народа составляют
произведения художников, архитекторов,
музыкантов, писателей, труды ученых и
так далее, но и нематериальное достояние,
включающее фольклор, народные промыслы,
фестивали, религиозные ритуалы и прочее.
Необходимо отметить, что в настоящее время развитие культурного туризма напрямую зависит и от ряда других факторов:
Во-первых, важным условием развития массового культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия в определенном регионе или местности, среди которых можно выделить следующие: памятники археологии (ландшафтной, культовой, гражданской); исторические города и сельские поселения; музеи, театры, выставочные залы; социо-культурную инфраструктуру; объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; технические комплексы и сооружения;
Вторым важным фактором является уникальность этих объектов культурного наследия. Неповторимость историко-культурного наследия региона следует рассматривать как совокупность ценностей материального и нематериального достояния, в частности произведений художников, архитекторов, музыкантов, писателей, скульпторов, трудов ученых и фольклора, народных промыслов, фестивалей, религиозных обрядов, традиций в области образования и так далее . Важно отметить, что национальным потенциалом обладает и социокультурная среда, включающая в себя обычаи, традиции, характерные черты хозяйственной и бытовой деятельности;
В-третьих, развитие культурного
туризма зависит от наличия материально-
Четвертым условием принято
считать экономическую
В-пятых, важную роль играет эффективная работа информационных каналов, распределяющих сведения о туристских возможностях региона.
Заканчивая перечисление
факторов, подчеркивающих взаимосвязь
культурного туризма и
3. Различные области деятельности способны вызвать мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др. Рассмотрим некоторые из этих элементов:
Изобразительное искусство – один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором – всем, что вызывает интерес у туристов.
Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудио пленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.
Этнические
танцы – характерный элемент
национальной культуры. Практически
каждый регион имеет свой
Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры – хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.
Все виды
сувенирной продукции, а также
другие необходимые туристу
История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами — сильнейший побудительный туристский мотив.
Историческое
наследие региона нуждается в
продвижении на туристский
Целесообразно
проводить культурные
Незаурядная
крупномасштабная акция