Отчет по практике в краеведческом музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:00, отчет по практике

Описание работы

Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Культура регионов, выступая в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы Отечества, направлена на самосохранение и развитие современного казахстанского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
История и сегодняшний день Карагандинского
областного краеведческого музея ………………………...
Структура Карагандинского областного
историко-краеведческого музея …………………………....
Основные виды деятельности музея ………………………
Основные термины историко - краеведческого
музея города Караганды………………………………………...
Документация историко-краеведческого музея……..
Построение экспозиции музея………………………………..
Методика построения и проведения экскурсий………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………..

Файлы: 1 файл

ПРАКТИКА.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Организует учет наличия, хранения и движения музейных экспонатов, их размещение в хранилищах.

Поддерживает постоянную связь с общественными организациями, предприятиями, учреждениями, учебными заведениями и другими организациями.

Обеспечивает сохранность  музейных ценностей.

Обеспечивает установленную  отчетность.

Проводит работу по совершенствованию  и пополнению экспозиции новыми материалами.

Подбирает кадры, обеспечивает их рациональную расстановку и целесообразное использование.

Контролирует соблюдение производственной и трудовой дисциплины, правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

Организует экскурсионную  и лекционную работу в музее.

Осуществляет планирование тематических лекций, экскурсий, составляем графики их проведения.

4 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ  ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА КАРАГАНДЫ

 

 

Понятие «история музейного  дела» многозначно. Группа отечественных  музееведов, составившая словарь  «Музейные термины», предложила называть историей музейного дела научную дисциплину, которая изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейной сети и организации музейного дела на различных этапах исторического развития.

Понятие «история музейного  дела» является частью музейного  дела, которое они трактуют как область культуры, объединяющую:

- музейное законодательство, строительство, организацию управления  музеями;

- музееведение, то есть  научную дисциплину, которая изучает  закономерности развития музеев, их социальные функции и способы реализации этих функций;

- музейную практику, то  есть научно-фондовую, экспозиционную  и научно-популяризационную работу. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева  А.А. Музейное дело России, М.,2003.

История музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности, происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников».

Ранние музеи начинали свое существование как частные  коллекции богатых семейств, коллекционеров или организаций, специализирующихся на предметах искусства, раритетах, интересных природных явлениях или артефактах.

Все эти предметы выставлялись в так называемых комнатах чудес  или кунсткамерах. Публику к раритетам  допускали, чаще всего туда ходили сильные  мира сего, а полюбоваться на частные  коллекции предметов искусства  можно было только с позволения владельца.

Первыми музеями на общественных началах в Европе было несколько  учреждений, олицетворивших собой восемнадцатый  век, как век Просвещения:

в комплексе Ватиканских  музеев это был Museo Sacro, первенец коллекции, открывшийся в Риме в 1756 году.

Британский музей в  Лондоне был основан в 1753 году и открыт для общественного посещения  в 1759. Личная коллекция сира Исаака Слоана стала базой для этого  учреждения.

Галерея Уффици во Флоренции  пускала в свой храм искусств посетителей  еще с шестнадцатого века, но официально была открыта только в 1765 году.

Бельведерский дворец Габсбургов в Вене открылся в 1781 году, там была размещена уникальная коллекция  предметов искусства.

Первым настоящим музеем для публики стал парижский Лувр, открывшийся в 1793 году во время Французской революции. Это было первое учреждение в истории, которое давало право свободного посещения бывших королевских коллекций предметов искусства для людей любого сословия и нации.

Американские музеи  последовали за европейскими, и наравне с ними заняли место мировых просветительских центров и объектов широкого интереса. Период интенсивного строительства музеев пришелся на конец девятнадцатого – начало двадцатого века, его до сих пор называют «музейным периодом». Появились галереи с коллекциями египетского, греческого, римского искусства. Многие музеи мира пострадали во время Второй мировой войны. Царившее мародерство привело к исчезновению множества шедевров мирового значения. Мирное время часть из них была возвращена в оригинальные места экспозиции.

Среди социокультурных  институтов сегодняшнего общества, музеи  занимают одно из наиболее фундаментальных  мест. Они сохраняют, фиксируют и  представляют в своеобразной форме  предметное и природное окружение  человека, являясь важным для него каналом ретроспективной информации.

Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может  привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым  угрожает современный прогресс.

Чаще всего работники  музеев - это выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они должны знать особенности культуры разных стран и эпох, уметь отличить оригинал от копии. Каждый научный сотрудник музея специализируется на определенном периоде или даже личности.

Архи́в (греч. άρχεϊον) —  учреждение или структурное подразделение  организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование  архивных документов.

Фондовая работа в  музее - одно из ведущих направлений  деятельность музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

Под комплектованием  понимают процесс выявления в  среде бытования предметов музейного  значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов - актуальное документирование эпохи - также может быть систематическим и тематическим. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.).

Научное комплектование осуществляется в музее на основе научной концепции комплектования, в которой изложены задачи, принципы, формы и методы комплектования. На её основе подготавливается перспективный план комплектования.

Важным фактором при  комплектовании музейных фондов является выработка критериев отбора предметов  музейного значения. К общим относятся  информативность, аттрактивность, репрезентативность источника; частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер и др.).

Учет музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов и закрепление предмета за определённым музеем и оформление его принадлежности к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам.

Учёт музейных фондов включает два этапа: первичную регистрацию (окончательно закрепляет предмет за определённым музеем) через акты и регистрацию в книге поступлений; научную инвентаризацию (научное описание в инвентарных книгах).

Передвижение музейных фондов внутри музея фиксируется  в учетной документации, регистрируемой через сектор учета, выдача музейных предметов за пределы музея оформляется с разрешения вышестоящей инстанции.

Обязательными мерами являются сверки сохранности музейных предметов  с учётной документацией, которые  регулярно осуществляются в музее. К учётно-фондовой документации, хранящейся в несгораемых шкафах и специальных помещениях, доступ строго ограничен. Процесс каталогизации музейных фондов, т.е. работа по созданию фондовых каталогов, позволяет вводить в научный оборот предметы из фондов музея путем создания различных указателей, справочников, путеводителей. Компьютеризация музейных фондов значительно ускоряет все работы по учётной документации и каталогизации.

Хранение музейных фондов - направление фондовой работы по обеспечению  физической сохранности музейных предметов  путём оптимально выбранных режима и системы хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев, специфика зависит от состава, структуры и объёма фондов, характеристик музейного здания. Для сохранности музейных фондов важнейшим фактором является режим хранения, складывающийся из различных составляющих (температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и др.) Система хранения фондов может быть раздельной (размещение в одном помещении предметов из разных материалов) или комплексной (совмещенное хранение предметов из разных материалов).

Своевременная консервация  и реставрация играют важную роль для сохранности музейного предмета.

Изучение музейных фондов (см. научно-исследовательская работа в музее) включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.) При классификации музейные предметы делятся на группы по признаками родства или различия, по определённому основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.

Группировка предметов но основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов. Результаты атрибуции, классификации и систематизации позволяют дать интерпретацию музейных предметов как источников знаний и установить его подлинность, достоверность, репрезентативность и другие свойства, присущие музейному предмету.

Памятник, в широком смысле - объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа.

Памятник документальный - памятник истории и культуры, специально предназначенный для передачи и хранения информации, зафиксированный в виде текста, изображения или звуков на любом носителе (бумаге, пергаменте, пленке и т.п.). В музейных собраниях документальные памятники разделяются на письменные источники, изобразительные источники, кино-источники, фото-источники и фоно-источники;

Изобразительные памятники - произведения изобразительного и декоративно - прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакат и др.), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

Па́мятник архитекту́ры (градострои́тельства) — недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений)примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение.

К памятникам архитектуры  и зодчества могут относиться:

- отдельные постройки, здания и сооружения;

- архитектурные ансамбли и комплексы;

- городские центры;

- кварталы;

- площади;

- улицы;

- сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений;

- сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества и связанные с ним произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства;

- природные ландшафты.

Вещественные памятники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека.

Атрибуция некоторого произведения (текста в семиотическом понимании этого термина, то есть любого связанного набора знаков, в том числе фильма, картины, аудио-произведения, письма) затрагивает следующие аспекты его исследования:

- авторство этого произведения;

- создание произведения («Что? Где? Когда?» — типа и сути, места и времени);

- обнародование (опубликование) произведения.

Виды атрибуции:

- художественного произведения;

- материального бытового предмета;

- изображения материального предмета и т. д.

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

Проблема установления авторства в литературе связана  с существованием анонимных и псевдонимных текстов и представляет собой одну из древнейших филологических задач, входящих в область текстологии.

Атрибуцией иконы является обоснование принадлежности иконы  к определённой школе или окружению, мастерской какого-либо иконописца.

Цель экспертизы художественных произведений - определение их художественной ценности.

Информация о работе Отчет по практике в краеведческом музее