Отчет по практике в краеведческом музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:00, отчет по практике

Описание работы

Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Культура регионов, выступая в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы Отечества, направлена на самосохранение и развитие современного казахстанского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
История и сегодняшний день Карагандинского
областного краеведческого музея ………………………...
Структура Карагандинского областного
историко-краеведческого музея …………………………....
Основные виды деятельности музея ………………………
Основные термины историко - краеведческого
музея города Караганды………………………………………...
Документация историко-краеведческого музея……..
Построение экспозиции музея………………………………..
Методика построения и проведения экскурсий………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………..

Файлы: 1 файл

ПРАКТИКА.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Прием новизны материала  состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам. Этот прием  используется экскурсоводом в тот  момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать  восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод  свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати.

Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия.

Прием дискуссионной  ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного  исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного  человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). Рекомендуется  делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы.

Прием отступления состоит  в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его "приемом освежающего отступления". Его задача снять усталость.

Имеет свои особенности  методика проведения экскурсий в  музеях. Номенклатура методических приемов  здесь намного уже, чем в экскурсиях по городу. В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций.

Прием индукции применяется  в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем - более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактерический  прием состоит в том, что изложение  материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.

Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии  используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода - встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.

Иногда в экскурсиях используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при  помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем  далекое дно, глубина ущелья измеряется брошенным камешком.

Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях с детьми и подростками.

Прием демонстрации наглядных  пособий

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в "портфель экскурсовода". Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из "портфеля".

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают.

Важным резервом повышения  действенности экскурсии является использование технических средств  пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С  их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе прохождения производственной практики в Карагандинском областном историко-краеведческом музее мною были изучены организация и структура управления музеем, я ознакомился с темами, наглядными пособиями, текстами и методическими указаниями по проведению экскурсий.

Мною был изучен перечень предоставляемых музеем услуг, была рассмотрена взаимосвязь музея  с другими предприятиями инфраструктуры туризма.

Кроме того, в рамках производственной практики мною были проанализированы тенденции и проблемы развития туристического кластера в Казахстане.

Карагандинский областной  историко-краеведческий музей –  динамично развивающаяся организация, чью роль в становлении экологического мышления, выполнения задачи выявления и охраны памятников местного историко-культурного наследия, продвижении исторического и экологического просвещения и образования трудно переоценить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1    Жигульский З. Музеи мира: Введение в музееведение. М., 1989

2  Закон РК от 2 июля 1992 г. «Об охране  и использовании историко-культурного наследия» (с изменениями и дополнениями от 20.12.2004 г. )

3    Закон РК от 24 декабря 1996 г. «О культуре»

4    Заславский М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. Л., 1979

5    Золотарева Л.Р. Музееведение. Караганда, 2007

6    Константинова С.С. Экзамен по музееведению. М., 2005

7    Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002

8    Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело в СССР, М., 1975;

9   Музей и современность. Комплектование музейных коллекций: Сб. научн. тр. НИИ культуры. № 114, М., 1982;

10  Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский этнографический музей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999;

11  Ольшевская Г.К. Проблемы комплектования материалов по современному периоду отечественной истории//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков./ Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001;

12  Фонды - основа музейной жизни/ Музейное дело России. М., 2003.

13  Музееведение. На пути к музею XXI века.  //Сб. научн. тр. НИИ культуры. М., 1989

14  Музей и новые технологии. М., 1999

15  Музеи. Маркетинг. Менеджмент. М., 2001

16  Музей и образование. СПб., 1999

17  Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988

18  Положение о музейных учреждениях в РК. Алма-Ата, 1990

19  Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1974

20  Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2004

 

 


Информация о работе Отчет по практике в краеведческом музее