Отчет по практике в краеведческом музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:00, отчет по практике

Описание работы

Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Культура регионов, выступая в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы Отечества, направлена на самосохранение и развитие современного казахстанского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
История и сегодняшний день Карагандинского
областного краеведческого музея ………………………...
Структура Карагандинского областного
историко-краеведческого музея …………………………....
Основные виды деятельности музея ………………………
Основные термины историко - краеведческого
музея города Караганды………………………………………...
Документация историко-краеведческого музея……..
Построение экспозиции музея………………………………..
Методика построения и проведения экскурсий………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………..

Файлы: 1 файл

ПРАКТИКА.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Экскурсионная деятельность - основной продукт индустрии историко-культурного  туризма не только страны в целом, но и важная составляющая культуры каждого региона. Уникальные условия природного и культурного наследия Центрального Казахстана выступают в качестве необходимого параметра его культурного развития, а также решения его социально-экономических и культурных задач.

У экскурсии есть ряд  характерных признаков.

Экскурсия — это организованная деятельность: она проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту.

Главный признак — это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Следующий характерный признак экскурсии — это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создается особая психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсия строится с учетом психологических особенностей общения с группой, которая является коллективным партнером по общению. Эти особенности помогают экскурсоводу управлять зрительной, вербальной и моторной активностью экскурсантов.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).

В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга содержанием и организацией:

1. краеведческие экскурсии  по местному краю и дальние  (экспедиции);

2. музейные;

3. комплексные.

В основу данной классификации  положены место нахождения и условия  изучения объектов экскурсии.

Различается несколько  видов краеведческих экскурсий:  топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, экологические, эколого-биологические, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.

Целью этих экскурсий  является изучение определенного края (памятного места и памятников, объектов природы) в определенном, указанном  выше направлении.

Комплексные экскурсии могут объединять единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях

Музейные экскурсии проводятся в специально организованном музейном пространстве по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов. Для того чтобы у человека возникло желание посетить музей, он должен получить интересную информация и положительные эмоции. Огромная роль в этом принадлежит экскурсоводу.

Экскурсовод должен свободно владеть темой, методикой построения и проведения экскурсии. При этом быть эрудированным, артистичным, доброжелательным собеседником, способным установить контакт с группой и поддерживать его в течение всей экскурсии.

Чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий, применяются  методические приемы, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы, правильное использование которых  составляет одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим  образом:

- приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

-приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Методические приемы подразделяются на несколько групп, в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.

В классификации приемов  проведения экскурсии выделяются две  группы:

Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

Приемы рассказа - это  приемы, построенные на пояснении  объекта, описании его внутреннего  вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, "видеть" не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для  панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты  и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Прием зрительного монтажа  является одним из вариантов методического  приема реконструкции. Экскурсовод, используя  прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик  нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования  представляет собой мысленный процесс  выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого  наблюдения. Этот прием получил свое название от термина "абстрагирование", означающего мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета. Абстрагирование позволяет экскурсантам "не видеть" того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении  отдельных частей наблюдаемого объекта  в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих  методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

а) данного объекта  с фотографией или рисунком другого  аналогичного объекта;

б) наблюдаемого объекта  с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты  по предложению экскурсовода переносят  свой взгляд на другой объект  Наличие  контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием  движения. Следует различать два  понятия: "движение" как признак  экскурсии и "движение" как  методический прием. Движение в экскурсии  как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). Движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Другой вариант движения как методического приема - обход  вокруг здания, сооружения, памятника. Методически оно построено таким  образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться, все явственней возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном  объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Прием экскурсионной  справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Прием описания ставит своей  задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц.

Прием объяснения - форма  изложения материала, когда в  рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Прием репортажа. Репортаж является жанром журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный момент происходит перед глазами репортера.

Прием цитирования. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).

Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод  задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Они выполняют функцию методического приема.

Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в  рассказе дает возможность для образного  воссоздания событий.

Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит  выражение в его обращении  к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись" и др. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема - заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение.

Информация о работе Отчет по практике в краеведческом музее