Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:00, отчет по практике
Важнейшим условием модернизации общества выступает сохранение культурно-исторического наследия страны как основы инновационных процессов в экономике, промышленности, науке и, в том числе, в отечественной культуре. Культура регионов, выступая в качестве национального достояния и духовно-нравственной основы Отечества, направлена на самосохранение и развитие современного казахстанского общества.
Введение………………………………………………………………..
История и сегодняшний день Карагандинского
областного краеведческого музея ………………………...
Структура Карагандинского областного
историко-краеведческого музея …………………………....
Основные виды деятельности музея ………………………
Основные термины историко - краеведческого
музея города Караганды………………………………………...
Документация историко-краеведческого музея……..
Построение экспозиции музея………………………………..
Методика построения и проведения экскурсий………
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………..
Основными критериями при этом являются: художественное качество, редкость, дата, имя художника.
Если для определения
редкости и художественного качества
достаточно теоретических
При этом возникают следующие проблемы:
- Прочтение авторского почерка часто затрудняют поздние реставрационные наслоения;
- Подтверждение принадлежности творчеству крупнейших художников связано с существованием авторских и копийных повторений, а также фальсификаций известных или утраченных оригиналов;
5 ДОКУМЕНТАЦИЯ ИСТОРИКО-
Книга инвентарная – юридический документ, фиксирующий результаты изучения музейного предмета на второй (после книги поступлений) ступени учета (научная инвентаризация) в соответствии с действующей инструкцией по учету и хранению музейных ценностей.
Учетные книги должны быть пронумерованы и прошиты, скреплены печатью.
Сотрудники музея заполняют титульный лист, на котором указывается название музея, название книги, номер тома, даты первой и последней (после заполнения книги) записей, начальный и последний (после заполнения книги) номера записанных в эту книгу музейных предметов.
При заполнении книги необходимо соблюдать следующие правила:
- нельзя делать пропуски и оставлять пустые места между словами или предложениями в одной и той же записи; — в случае повторения информации нельзя делать прочерки, а следует повторить предыдущую запись;
- нельзя оставлять незаполненными никакие графы, а в случае отсутствия информации следует писать «неизвестно», «информация отсутствует» или «информация не найдена»;
- исправления должны вносится красными чернилами так, чтобы старые записи читались, и подтверждаться подписью главного хранителя и печатью музея.
Все поступления и выдача музейных предметов оформляются в музеях соответствующими актами приема-сдачи. Акт приемки-сдачи является государственным юридическим документом. Акты составляются по установленной форме, в 3-х экземплярах, утверждаются директором музея, скрепляются печатью. Фамилии сдающих и принимающих экспонаты должны быть написаны четко и разборчиво в скобках, никаких исправлений в актах не допускается.
При составлении акта приема-сдачи необходимо отразить как можно больше сведений о происхождении предмета, его принадлежности, связях с определенными событиями или лицами, о времени их изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления и т. п. Эти сведения отражаются в «легенде», которая хранится при соответствующем акте поступления. Все акты музейных предметов нумеруются порядковыми номерами. В конце года акты нумеруются по страницам, шнуруются и опечатываются печатью.
Акты приемки-сдачи служат основанием для записи в книгу поступления. В музее 2 книги поступлений: для учета музейных предметов основного фонда – главная инвентарная книга и книга учета предметов научно-вспомогательного фонда. Книги поступлений, как государственный документ охранного порядка в соответствии с требованиями инструкции, до её заполнения должна быть пронумерована, прошнурована и проставлена печать организации. Порядковые номера книги поступлений с шифром музея проставляется на самом предмете или на прикрепленной к нему этикетке, порядковый номер экспоната проставляется на акте приема.
При поступлении музейных предметов заполняется научная карточка содержит сведения о происхождении предмета, его датировке, авторах, фабричных марках и знаках, описание формы и украшений и т. д. Научная карточка не только закрепляет сведения о предмете, но и открывает возможности для более глубокого изучения его. Она позволяет упорядочить и привести в определенную стройную систему самые разнохарактерные данные, полученные в результате исследования предмета. На основе научных карточек создается широкая система карточек, необходимых для всесторонней оценки исторического и художественного значения изучаемого собрания. Научная карточка должна иметь фотографию музейного предмета или зарисовку внешнего вида. Фотография предмета должна быть снята так, чтобы тот характерный признак был выявлен на снимке с наибольшей отчетливостью.
До внесения предметов
в книгу поступлений
На втором этапе учета фондов музейные предметы поступают в соответствующее фондовое подразделение, проходят научную инвентаризацию, фиксирующую принадлежность предметов конкретному подразделению, а также данные, полученные в процессе изучения предмета. На этом этапе заполняются книги научной инвентаризации (научные инвентари) – книги научного описания музейных предметов. Они заполняются отдельно по каждому типу источников, предметы систематизируются по группам материалов и только попредметно. На сами предметы наносится шифр подразделения, конкретной группы, в которую он передан, порядковый номер по книге научной инвентаризации. Нанесение шифра не должно повредить предмет, поэтому для этого существуют определенные правила: шифр может наноситься как на сам предмет (например, на археологические находки из камня, керамики), так и на бирку, которая крепится к предмету. К книгам научной инвентаризации в юридическом отношении приравниваются описи архивных фондов. Как и при составлении учетных книг, перед записью в инвентаре идет заполнение инвентарной карточки (карточки научного описания), дублирующей его графы. Инвентарные карточки, расположенные в порядке возрастания номеров, образуют картотеку, идентичную по своим функциям учетной.
6 ПОСТРОЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ
Слово экспозиция, происходящее от латинского "expositio" - выставлять, - означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Объектом нашего исследования будет только музейная экспозиция.
Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
Проектирование экспозиции - процесс разработки документации для создания будущей экспозиции и последующий авторский надзор за реализацией отраженного в документации замысла.
В процессе проектирования экспозиции принято выделять в качестве составляющих научное, художественное, техническое и рабочее проектирование.
Основной структурной единицей большинства экспозиций является экспозиционный комплекс, объединяющий составляющие зрительное и смысловое единство экспозиционные материалы - экспонаты, научно-вспомогательные материалы, тексты - в соответствии с концепцией экспозиции.
Только экспозиция, в основе которой музейные предметы, является действительно музейной.
Важный принцип построения экспозиции - коммуникативность. Построение экспозиции должно быть ориентировано на восприятие разных групп посетителей. Сегодня наиболее общие принципы музейной экспозиции формулируются как предметность, научность, коммуникативность.
Однако под принципами построения экспозиции музееведы понимают также более конкретные принципы, обуславливающие группировку и интерпретацию экспозиционных материалов, структуру и основные членения экспозиции. В "Словаре музейных терминов" выделено три таких принципа построения экспозиции: историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный.
Историко-хронологический принцип предполагает группировку экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией. Этот принцип лежит в основе построения Палеонтологического музея в Москве, многих залов Политехнического музея, биографических частей экспозиций мемориальных музеев и т.п.
Комплексно-тематический принцип предполагает организацию экспозиционных материалов разных типов, связанных единством темы, в тематико-экспозиционные комплексы. Сегодня это один из наиболее часто используемых принципов построения.
Проблемный принцип предполагает группировку экспонатов в соответствии с поставленной в процессе научного проектирования проблемой.
В современных музеях наиболее часто можно наблюдать совмещение различных принципов построения.
Тексты - особая группа экспозиционных материалов. Для обеспечения необходимого уровня понимания посетителем экспозиционного замысла, содержания экспозиционных комплексов, характеристик отдельных экспонатов в подавляющем большинстве экспозиций необходим "перевод" заключенной в экспозиции информации в вербальную форму. Раскрытию информационного потенциала и замысла отдельных залов, тем, комплексов служат объяснительные тексты - аннотации. Текст-аннотация к отдельному экспонату называется этикеткой. Этикетка содержит основные атрибуционные сведения о предмете. Сведения, сообщаемые этикеткой, зависят от темы экспозиции. Один и тот же предмет в разных экспозициях будет сопровождаться совершенно разными этикетками. Совокупность всех этикеток в экспозиции составляет этикетаж.
Названия залов, разделов, комплексов могут оформляться в виде оглавительных текстов. Основное назначение этих текстов, составляющих в совокупности именно "оглавление" экспозиции, как и всякого оглавления, - помочь посетителю, ориентироваться в содержании экспозиции, направлять его внимание. Краткие и выразительные оглавительные тексты часто приобретают особое значение в сложных для понимания сюжетно-образных экспозициях, где объяснительные тексты во многих случаях не используются, нередко их функцию могут выполнять тексты-цитаты, афоризмы. Сегодня текст в экспозиции совсем не обязательно существует в виде знаков, нанесенных на бумажный, картонный, металлический и другие подобные носители. Текст нередко живет в экспозиции как звуковое воспроизведение. Автогиды (механические экскурсоводы) в виде стационарных звуковоспроизводящих установок в залах и портативных индивидуальных устройств с наушниками для одиночных посетителей присутствуют в экспозициях многих музеев. Нередки сегодня экспозиции, требующие активного соучастия посетителя (экспозиции-шарады, лирические музеи вещей и др.) и применяющие совершенно иные системы текстов. Перед большинством музеев стоит, в первую очередь, задача создания ясной, цельной, емкой, многоуровневой системы текстов, рассчитанной на разные категории посетителей и содействующей оптимизации коммуникативных свойств экспозиции. Прекрасным образцом может служить система текстов в экспозиции живописи в Михайловском замке (филиал Русского музея, Санкт-Петербург). В образно-сюжетных экспозициях ведущие тексты относятся к средствам функционально-декоративного оформления и непосредственно входят в экспозиционный образ.
Для того чтобы посетитель следовал по музею задуманным экспозиционерами маршрутом, применяют указатели. Простейшие примеры указательных текстов: "Начало осмотра", "Продолжение осмотра на 2-м этаже" и т.п. Кроме текстов, указатели часто существуют в виде стрелок и других знаков и символов; главное, чтобы они были хорошо узнаваемы. Указатели особенно важны в музеях со сложной планировкой (например, в Эрмитаже даже постоянный посетитель музея не может ориентироваться без указателей, планов и схем).
К каждой экспозиции составляется аннотация.
Аннотация (annotate) - предусмотренная стандартом краткая характеристика книги с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.
Создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП) предполагает выполнение монтажных листов - чертежей всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты. В практике была выработана следующая основная структура ТЭПа:
- наименование раздела;
- наименование темы (подтемы);
- ведущий текст, оглавительный текст;
- тематический комплекс;
- аннотация (объяснительный текст) к комплексу;
- экспонатура (с указанием
подлинности, инвентарных
- этикетаж;
- примечания, содержащие рекомендации по группировке экспонатов и оформлению и т.п.
Техническое и рабочее проектирование (технорабочее проектирование) экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Специальная техническая документация разрабатывается на системы технических средств, применяющихся в экспозиции: звуковоспроизводящие средства, голография, полиэкран, диапроекторы и т.п. В некоторых музеях эти средства объединяются единой автоматической системой управления (аудиовизуальный показ).
К экспозиционным материалам музееведы относят: музейные предметы, фото-, фоно- и киноматериалы, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты и другие формы комментариев.
Основа экспозиционной коммуникации - подлинные музейные предметы. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает новый статус экспоната, теперь его свойства определяются функционированием в сфере экспозиционной деятельности. Аттрактивность предмета воздействует на посетителя непосредственно, не требуя особых усилий со стороны участников музейной коммуникации. Будучи связана с внешними качествами, аттрактивность может сохраняться при воспроизведении музейного предмета.
Экспонатами считают
также воспроизведения музейных
предметов и научно-
7 МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.