Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:22, отчет по практике
Целью преддипломной практики является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, а также сбор и обобщение данных для выполнения выпускной квалификационной работы. Моя дипломная работа связана с изучением сферы туризма в нашей стране, а именно с изучением системы реализации туристских продуктов и разработкой рекомендаций по ее оптимизации.
Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТО разработала перечень основных показателей, информативных и относительно легко измеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания.
Первый квартал 2012 года, по данным Росстата, показал рост выездного турпотока 23%. На отдых за рубеж россияне совершили 2776,6 тыс. поездок. Период январь-март 2011 года был значительно скромнее: выезд вырос лишь на 7,5%. В 2010 году первый квартал был чуть лучше – рост 12%.
Первым в этом рейтинге
стоит Египет, который «восстановил
справедливость» и после
На втором месте Таиланд с небольшим ростом 13% и 337,3 тыс. поездок. В прошлом году страна впервые выскочила на первое место по итогам квартала, а в тот же период в 2010-м была лишь четвертой.
Третий – Китай, потерявший 4,4% (268,4 тыс.). В первом квартале прошлого года страна прибавила 15,8%. В принципе, такой показатель снижения турпотока можно объяснить статистической погрешностью. Но вполне возможно, что статистику подпортили события конца 2011 года, когда китайское консульство в Москве неожиданно сократило квоты аккредитованных туроператоров по сдаче документов на визы со 100 до 30 паспортов в день. К тому же, турфирмы были поставлены в общую очередь с другими заявителями.
Из зимних направлений самый большой рост в первом квартале у Вьетнама – 101,6%, динамика более чем в два раза активнее, чем за аналогичный период 2011 года (49%). Несомненно, такому результату способствовали прямые перелеты из регионов, в частности, из Новосибирска, Красноярска, Кемерово и Иркутска. Хотя по абсолютным цифрам страна пока лишь на 19 месте – 49 тыс. поездок.
Хорошая динамика у еще одной жертвы «арабской весны» – Туниса, плюс 100%, 2 тыс. поездок. Это даже больше, чем в первом квартале «дореволюционного» 2010-го, когда было 1,6 тыс. поездок.
Активный рост показали Мальдивы (58,5%) и Доминикана (57,2%). Доминиканская Республика и в начале 2011 года увеличилась на 50%, а вот Мальдивы прибавили тогда лишь 14%. Начало нынешнего года, несмотря на февральскую революцию, в плане турпотока оказалось для островов более продуктивным.
Объединенные Арабские Эмираты прибавили 47% – больше, чем за первый квартал 2011 года (37%). В первую очередь, за счет расширения перевозки из регионов в Дубай. Хотя не надо забывать, что ОАЭ – это не только Дубай. Понемногу едут россияне и в Шарджу, и в Фуджейру, в Абу-Даби и даже в малоизвестный пока Рас-Аль-Хайма.
Отмечен 10-процентный рост в Японию – 4,4 тыс. поездок. В благополучном первом квартале 2010 года их было 5,5 тыс.
Из европейских направлений наиболее активной оказалась Греция: плюс 50%. Интересно, что зимой 2011 года рост по сравнению с 2010-м был буквально нулевой. Очевидно, Греции тоже достался кусок «египетского пирога». Внесли свою долю активно продвигаемые шубные и зимние экскурсионные туры в эту страну.
Вообще европейские направления выросли неплохо, многие – благодаря многократным шенгенским визам, которые выдают консульства в России. Потеряла только Финляндия, причем немало – 14,5%. Причины неизвестны. По идее, эта страна должна только расти, поскольку многие жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области и вообще Северо-Запада обеспечены мультивизами.
Еще несколько слов об «аутсайдерах». На 10% снизилась Турция, но это, несомненно, показатель все того же «восстановления справедливости»: туристы возвращаются в Египет, а зимний спрос на Турцию возвращается на привычные позиции. Хотя прибавила эта страна в первом квартале 2011 года вовсе не 10%, а гораздо больше – почти 68%.
Индонезия потеряла 8,7%. Ее главное для России направление – Бали – действительно подгорало в конце прошлого и начале этого года, туроператоры снижали цены даже на новогодние туры. Подпортило картину банкротство компании CTS, по вине которого сотни туристов не смогли уехать на Новый год в Юго-Восточную Азию. Впрочем, не исключаются и «чудеса» нашей статистики. Например, по российским данным, в Индонезию совершено 13,6 поездок из нашей страны за весь первый квартал. А по индонезийским – только в январе в этой стране отдохнули более 13 тыс. россиян.
Отдел анализа туристского
рынка и статистики Управления внутреннего
туризма и государственных
Из этой статистики следует, что последние три года количество туроператоров в России менялось незначительно (таблица 1.1). Особая стабильность заметна в сфере внутреннего и въездного туризма: в 2010-2012 гг. ежегодно регистрировались в среднем 1860 и 600 туроператоров соответственно.
Таблица 1.1
Количество туроператоров в Едином федеральном реестре.
Год |
Количество туроператоров |
Внутренний туризм |
Въездной и выездной |
Въездной |
2010 |
4593 |
1858 |
2169 |
566 |
2011 |
4718 |
1833 |
2885 |
656 |
2012 |
4685 |
1889 |
2796 |
580 |
В категории «Въездной и выездной
туризм» заметен очевидный
Туристская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ).
До 1996 года отношения между туристом и турфирмой регламентировались только Законом РФ «О защите прав потребителей», который регулировал все отношения между субъектами предпринимательской деятельности и гражданами, заказывающими конкретные услуги или приобретающими конкретные товары для личных нужд. 24 ноября 1996 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», призванный регулировать отношения между туристом и турфирмой, определяющий права, обязанности и ответственность сторон.
В качестве нормативного акта, регулирующего отношения между туристом и турфирмой, Закон РФ «О защите прав потребителей» обладает более длительным стажем и обширной судебной практикой применения.
Потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других сферах деятельности. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» турист имеет право на:
- Просвещение в области своих прав;
- Безопасность товара (услуги);
- Информацию об изготовителе товара (услуги);
- Другие права.
Согласно определениям, приведенным в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ):
Туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации;
Туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии;
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии.
Таким образом, агентом продукт продвигается и реализовывается, а оператором он еще и формируется. В соответствии со ст. 9 Закона, при продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации в установленном порядке. Статья 5 этого Закона установила следующий порядок: "В целях защиты прав и интересов туристов осуществляется лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии и сертификация туристского продукта".
В силу положений статьи 9 Закона № 132-ФЗ туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений туриста с туроператором (турагентом) изначально формируется по усмотрению туроператора самостоятельно (исходя из конъюнктуры туристского рынка) в виде оферты, либо в индивидуальном порядке по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.
Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества предоставленных услуг (в контексте соблюдения туроператором положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее - Закон № 2300-1) и степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Продвигается продукт в основном посредством рекламы. Статья 5 ФЗ "О рекламе" однозначно определила: "Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию". Поскольку туристические услуги подлежат сертификации, то при наличии у турпродукта сертификата соответствия требованиям безопасности, необходима ссылка на его наличие.
Реклама является необходимым
элементом продвижения
Статья 6 ФЗ "О рекламе" раскрывает понятие недобросовестной рекламы, т.е. той, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации, а ст. 7 говорит о недостоверной рекламе, т.е. той, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как наличия сертификата соответствия, а также наличия самого товара на рынке и возможности его приобретения в указанных объемах, периоде времени и месте. Как недобросовестная, так и недостоверная реклама не допускаются.
Кроме вышеуказанных законов, правовую защиту в туризме обеспечивают иные нормативные и подзаконные акты. Законодательство в области туризма продолжает развиваться и поэтому детальное урегулирование отношений между туристом и турфирмой должно производиться на основании договора.
2. Практическая часть - где под заголовок? заголовок по центру
Марка ANEX известна в мире уже более шестнадцати лет. С 1998 года о бренде ANEX узнали в РФ. Сейчас в России, Украине, Казахстане, Турции, Египте, Таиланде, Испании, ОАЭ, Греции под этим брендом успешно работают свыше пятидесяти компаний.
ООО «Анекс Тур» — динамично развивающаяся компания, которая начала свою деятельность в 2001 году. За годы ответственной работы накоплен богатый туроператорский опыт, создан сплоченный профессиональный коллектив, приобретены надежные партнеры, известность и признание.
Сегодня «Анекс Тур» по праву считается одной из ведущих туроператорских компаний в России. По результатам различных рейтингов компания входит в пятерку лидеров по турецкому направлению, в десятку лучших туроператоров, отправляющих российских туристов в Египет, Таиланд, ОАЭ и Испанию.
Компания «Анекс Тур» признана лучшим туроператором по направлению Турция в 2009 году и была удостоена премии «Лидеры туринудстрии». Помимо диплома компании «Анекс Тур» был присвоен памятный знак, зарегистрированный в Геральдической палате РФ.
В 2010 году «Анекс Тур» была признана победителем премии Ukraine Travel Awards в номинации «Лидер среди туроператоров Украины в массовом сегменте туризма».
В 2010 г. компания в Украине стала членом IATA.
Ежегодно компания «Анекс Тур» становится обладателем наград Министерств и ведомств туризма различных стран, с которыми работает.
В компании «Анекс Тур» решают весь комплекс задач, связанных с организацией путешествия, знают, как сделать отдых незабываемым, используются передовые туристские технологии.
C 2009 года в рамках компании
«Анекс Тур» работает отдел
по корпоративному
С 2010 года компания вышли на перспективное направление пляжного и экскурсионного отдыха — Таиланд.
С 2011 г. компания предлагает туристам разнообразный отдых на побережьях Испании, Украины и ОАЭ.
В 2012 г. «Анекс Тур» предлагает популярные
массовые туристические направления –
Греция и о. Тенерифе (Испания), Марса Алам
(Египет).
Зимой туристам предлагают побережье
Красного моря, Сиамского залива, Атлантического
океана, летом —берега Средиземного, Эгейского
и Мраморного морей.
Ежегодно «Анекс Тур» совершенствует процесс своей деятельности, развивает технологии продаж и управления качеством. Благодаря внедряемым в ООО «Анекс Тур» новым технологиям партнеры компании экономят время, силы и деньги. Сегодня партнеры могут самостоятельно по сетям Интернет забронировать заказанный туристом комплекс услуг, в любой момент узнать о состоянии своей заявки, в своем офисе выписать для своих туристов ваучер, электронные авиабилеты, страховой медицинский полис и памятки, необходимые для совершения путешествия.