Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть специфику организации спортивно-оздоровительного туризма для молодежи;
Задачи исследования :
1. Определить сущность понятия и историю развития спортивно--оздоровительного туризма;
2. Осветить тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в России;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА…..5
1.1 Сущность понятия и история развития спортивно-оздоровительного туризма……………………………………………………………………………5
1.2 Тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в России……16
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА МОЛОДЁЖИ……………………….27
2.1 Анализ технологических подходов организации спортивно-оздоровительного туризма молодёжи……………………………………………………………….…………27
2.2 Технологическая организация спортивно-оздоровительного туризма на примере молодёжного спортивно-туристического лагеря «Молодёжный»……………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА…..5
1.1 Сущность понятия и история развития
спортивно-оздоровительного туризма……………………………………………………………
1.2 Тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в России……16
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-
2.1 Анализ технологических подходов
организации спортивно-оздоровительного
туризма молодёжи…………………………………………………………
2.2 Технологическая организация
спортивно-оздоровительного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………41
ВВЕДЕНИЕ
Молодёжный спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Принимая во внимание, что молодежь будущее поколение страны очень важно не забывать о их физическом воспитании. Именно для поднятия генофонда страны и существует спортивно-оздоровительный туризм.
Исследование позволило определить условия, повышающие эффективность воспитательного потенциала спортивно-оздоровительного туризма.
Мир спортивно-оздоровительного
туризма, являясь интересной, доступной
и дешевой школой выживания и
адаптации к стрессовым ситуациям,
одновременно создает условия для
подготовки подрастающего поколения
к службе в армии, для решения
вопросов его до профессиональной подготовки,
связанных с работой в
Кроме того,
спортивно-оздоровительный
Объект исследования – спортивно-оздоровительный туризм;
Предмет исследования – процесс организации спортивно-оздоровительного туризма для молодежи;
1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНО
1.1 Сущность понятия и история
развития спортивно-
По определению Всемирной Туристской Организации (ВТО) «туризм — это аспект вида отдыха человека в свободное время, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижениями за пределами постоянного место жительства». Туризм — явление многогранное: это путешествие, отдых, удовольствие, а также деятельность, направленная на организацию и осуществление туристской услуги.
Сегодня туризм приобрел значение социального явления. С его помощью можно успешно решать вопросы получения образования за рубежом, совмещать отдых с оздоровительным лечением, комфортно проводить отпуск с семьей и детьми.
Рациональным средством организации свободного времени населения при всех социально-экономических укладах выступает спортивно-оздоровительный туризм - социально-экономический феномен ХХ - начала ХХI веков, развитие которого осуществляется различными общественными объединениями, организациями и союзами как на государственной, так и на общественной основах.
Под спортивно-оздоровительным туризмом понимаются путешествия, походы и другие виды рекреационной деятельности, осуществляемые в целях духовного и интеллектуального развития человека и общества.
Основным
содержанием спортивного
Спортивно-оздоровительный
туризм - самостоятельная и социально-
Технический прогресс и однообразие жизни, изобилие стрессовых нагрузок негативно сказываются на состоянии здоровья и психики человека. За последние годы интерес в туризме сместился от пассивной «пляжной» рекреации к активным видам и формам туризма, которые являются одним из эффективных средств снятия напряжения (пешеходный, лыжный, водный, конный, горный и др.). Они включают виды отдыха и путешествия, развлечения, спорта, требующие значительного физического напряжения.
До 1990 года
в России преимущественно развивался
самодеятельный туризм. В настоящее
время в стране большое внимание
уделяется коммерческому
Спортивно-оздоровительный туризм становится все более популярным видом спорта. По определению туризм - особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребности человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе с использованием средств туризма в достижении туристских целей: оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо - исследовательских, профессионально-деловых и т.д. Спортивно-оздоровительный туризм имеет целевую функцию – спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий и делится на десять видов, каждый из которых имеет значительные отличия от других [25, 130].
Многообразны
и условия преодоления
Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае - это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.
Как показывает практика последних
лет, спортивно-оздоровительный
Человечеству на всем протяжении многовековой истории было свойственно стремление познавать окружающий мир. Этому всегда содействовало временное передвижение или перемещение человека в иную страну, континент или местность отличные от его обычного места проживания.
Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познания ее и непосредственном общении. Поездки греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию на Олимпийские игры, греки наблюдали жизнь своей страны.
В литературе
можно встретить различные
Первый период рассматривался с точки
зрения поиска человека наиболее лучших
условий существования, поэтому ему приходилось
совершать длительные переходы, что свидетельствует
использования в древности походов.
В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна многочисленная категория путешественников - пилигримы, странники по святым местам.
Второй период развития туризма — утверждение походов как средства воспитания можно отнести к эпохе Возрождения XV-XVI вв. и Просвещения. Педагоги того времени Х. Вивес, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, И. Гамерариус, Ж.-Ж. Руссо, Г. Мэбли, Ф. Ян и др. выделяли, что походы, прогулки являются средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств, т.е. воспитания человека. Представители эпохи Возрождения видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи.
Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.
В конце XVII - начале XVIII в. в европейских
странах при изучении отдельных
предметов учителя стали
Третий этап характеризуется становлением туризма, как общественно-социального явления (начало 60-70 гг. XIX в.) — создаются региональные союзы, ассоциации любителей путешествий, появляются клубы, секции, складывается система. В этот же период образовывается военно-прикладная направленность физического воспитания, в том числе это нашло отражение и в активном туризме. Происходит формирование у подрастающего поколения военно-прикладных умений и навыков. Клубы разрабатывают маршруты походов, прокладывают трассы, создается специальная туристская классификация.
А.Т. Кириллов, Л.А. Волкова подразделяли развитие туризма на четыре этапа: первый этап до 1841 г. — начальный этап, который прослеживается как период использования передвижений с целью любопытства, познания новых и неосвоенных территорий. При развитии торговли появились потребности в совершении поездок и путешествий, развитии культуры, создание выдающихся произведений. В период развития религий совершаются религиозные поездки, паломничество, знакомство со святынями. К этому периоду относят поездки связанные с отдыхом, лечением, восстановлением сил и здоровья. Развитие физической культуры и спорта, которым начинают заниматься не только воины, ведет к развитию зрелищных спортивных соревнований, сооружений для их проведения, в соответствии с этим и возникает развитие спортивного туризма и активного отдыха. Авторы отмечают, что туризм существует, но никто не занимается его организацией [19, 37].