Оздоровительный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть специфику организации спортивно-оздоровительного туризма для молодежи;
Задачи исследования :
1. Определить сущность понятия и историю развития спортивно--оздоровительного туризма;
2. Осветить тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1 СУЩНОСТЬ СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА…..5
1.1 Сущность понятия и история развития спортивно-оздоровительного туризма……………………………………………………………………………5
1.2 Тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в России……16
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА МОЛОДЁЖИ……………………….27
2.1 Анализ технологических подходов организации спортивно-оздоровительного туризма молодёжи……………………………………………………………….…………27
2.2 Технологическая организация спортивно-оздоровительного туризма на примере молодёжного спортивно-туристического лагеря «Молодёжный»……………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 71.25 Кб (Скачать файл)

Происходит вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного  туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.

Бюджетное финансирование по сравнению  с 1989 годом сократилось в десятки  раз и не обеспечивает даже минимальных  потребностей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию  на 2000 год ориентированный объем  финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней  и других внебюджетных источников составляет не более 0, 03 млрд. рублей, при этом для  инвесторов, готовых вкладывать в  спортивный туризм не созданы соответствующие  условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос  в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.

Если раньше спортивный туризм еще  как-то пользовался самой захудалой  собственностью профсоюзов, то после  ее приватизации административно-хозяйственным  аппаратом туристских баз и гостиниц, он стал полностью отделен от какой-либо собственности, как в городе (клубы), так и природной среде (приюты, турлагеря, турбазы).

По причине сохраняющейся ведомственности  организационно-управленческих структур спортивного туризма (Органы государственного управления физической культурой, спортом  и туризмом и Федерации спортивного  туризма с одной стороны) и  детско-юношеского (Министерство образования  и станции юных туристов с другой стороны) постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной  базы, мало совместных мероприятий. С  другой стороны, сегодня одним росчерком  пера в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации  или попросту ликвидации. Лидеры общественного  движения - в своей основе представляющие техническую интеллигенцию влачат жалкое существование, при этом управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов по сравнению  с периодом до 90 годов сократился не менее чем в 30 раз.

Законодательная и нормативная  база, являющаяся основой для реализации в стране государственной политики в области социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма  в настоящее время не гарантирует  его развитие. Принятый в 1996 году Закон  “Об основах туристской деятельности в РФ” сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составляющий в 1987 году одну треть туристского  потока страны полностью выпадает из общей схемы закона, о нем практически  лишь вскользь упоминается, так как  его значение в жизни граждан  России нельзя на прямую перевести  в рублевый эквивалент. При этом, уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного туризма не доступна большинству  представителей туристской индустрии.

Падение современного уровня вовлечения граждан в занятие спортивным туризмом в значительной степени  обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении; не эффективными экономическими рычагами регулирования и поощрения занятий СОТ и свертывании форм активного отдыха в учреждениях рекреаций.

Начиная с 1998 года спортивно оздоровительный  туризм прошел критическую точку  своего падения и наметились положительные  тенденции в его развитии. Это  стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке  со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму, усилий общественного  туристского актива и, самое главное, желания самих социально незащищенных слоев населения дешевым и  эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных  подразделений, занимающихся развитием  спортивного и оздоровительного туризма. К движению, как к источнику  специалистов владеющих навыками спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных  ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям  РФ.

Учитывая, что на сегодня самой  острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры  и все больше скатываются в  бездуховную среду города, а также  принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и  найти в себе силы для выживания  в экстремальных ситуациях, государство  и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный  туризм, как одну из наиболее современных  технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих  начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего.

Развитие спортивного туризма  в РФ может быть достигнуто созданием оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы в сфере спортивно-оздоровительного туризма базирующихся на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а так же введения в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития спортивно-оздоровительного туризма.

 

    • определением принципов реконструкции, совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы спортивно-оздоровительного туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения.

 

    • расширением и кардинальным совершенствованием системы дифференцированной подготовки специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме. Активизировать созданием соответствующих рабочих мест с круглогодичной занятостью. Усилением и активизацией проведения фундаментальных и прикладных научных исследований проблем спортивно-оздоровительного туризма.

 

    • внедрением спортивно-оздоровительного туризма, в систему учебно-образовательных заведений и учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительные лагеря, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждения санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.

 

 

    • созданием государственно-общественной системы подготовки кадров для сферы спортивно-оздоровительного туризма;

 

    • созданием единой базы данных курортно-рекреационного потенциала и культурно-исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения и национально-заповедных территорий для развития спортивно-оздоровительного туризма в России.

 

    • реализацией федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий развития спортивно-оздоровительного туризма.

 

    • созданием постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение граждан страны в спортивно-оздоровительного туризма на всех этапах жизнедеятельности человека;

 

    • обеспечением минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области спортивно-оздоровительного туризма для социально незащищенных категорий и групп населения.

 

Развитие спортивно-оздоровительного туризма зависит в первую очередь  от того, насколько предпринимаемые  меры будут адекватны той специфике  и тем особенностям, которые присущи  туристскому спортивно-оздоровительному движению, и в первую очередь характеризующие  его, как сферу не преследующую цель получения прибыли, как область образа жизни человека, как одну из форм выражения национального менталитета русского народа, аккумулирующего патриотические и духовные начала личности.

Все это является определяющей основой  комплексного и всестороннего развития человека, способного противостоять  современной бездуховности общества, постоянно растущей напряженности  городской жизни, отягощенной стрессовыми  ситуациями экономического характера, а также создания целостной системы  взаимодействия человека и природной  среды, его обитания, позволяющей  гармонично решать задачи оздоровления населения и сохранения природы  средствами спортивного туризма.

Построение технологий туристско-спортивной и оздоровительной направленности должно базироваться на принципах:

    • соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;
    • дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию спортивно-оздоровительного туризма, выделяя при этом, в первую очередь, массовые туристские мероприятия походного и соревновательного характера для детей и молодежи, активно использующие природную среду наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;
    • консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на развитие спортивно-оздоровительного туризма;
    • использование возможностей спортивного туризма для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные гиды-проводники и инструктора, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);
    • межведомственного управления и развития спортивного туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, сирот, людей с ограниченными жизненными возможностями и т. д., а также семью в целом, как альтернативы существующей на сегодня ведомственной системы управления, в которой не находится, например, место семейному туризму, как одной из естественных и эффективных технологий и основы здорового общества;
    • учитывая, что спортивно-оздоровительный туризм связан с повышенным уровнем риска, реализация всех спортивно-оздоровительных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий спортивно-туристского характера;
    • максимального охвата самого массового слоя потенциальных любителей путешествий по месту жительства, работы и отдыха, т. е. там где остро стоят вопросы профилактики наркомании, алкоголизма и преступности;
    • опоры на использование научно-исследовательского потенциала и разработок институтов и федерации спортивного туризма давно уже созданных в советский период с последующей их адаптацией к современной ситуации.

К числу главных направлений  в реализации развития относится  создание оптимальной правовой базы развития спортивно-оздоровительного туризма.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития спортивно-оздоровительного туризма заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования  федеральных законов по различным  аспектам деятельности в сфере спортивно-оздоровительного туризма, активно участвовать в  общей законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы РФ, которые в той или  иной степени влияют на развитие спортивно-оздоровительного туризма (кодексы законов РФ о  труде, градостроительстве, о налогах, охране здоровья, о лицензировании, о бюджете и т. д.), а также  на основании действующих законов  разработать и создавать нормативную  базу для практической деятельности в сфере спортивно-оздоровительного туризма в стране.

Законодательством должно предусматриваться  создание благоприятных условий  в первую очередь для:

    • организаций, реализующих программы, направленные на развитие спортивно-оздоровительного туризма среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни:
    • спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие спортивно-оздоровительного туризма.

Спортивно-оздоровительный туризм - это наше национальное уникальное явление,  в конечном итоге

характеризующее уровень развития страны и степень духовности личности.

Таким образом, мы определили, что тенденции развития спортивно-оздоровительного туризма в России зависит в первую очередь от того, насколько предпринимаемые меры будут адекватны той специфике и тем особенностям, которые присущи туристскому спортивно-оздоровительному движению, и в первую очередь характеризующие его, как сферу не преследующую цель получения прибыли, как область образа жизни человека, как одну из форм выражения национального менталитета русского народа, аккумулирующего патриотические и духовные начала личности.

 

 

 

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА МОЛОДЁЖИ

2.1 Анализ технологических подходов  организации спортивно-оздоровительного туризма молодёжи

Молодёжный спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.

Одной из важных целей молодёжного туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в формировании личности молодежи.

Информация о работе Оздоровительный туризм