Происходит вытеснение социальных
и самодеятельных основ спортивного
туризма коммерческими технологиями,
что заметно влияет на внутренний
дух движения.
Бюджетное финансирование по сравнению
с 1989 годом сократилось в десятки
раз и не обеспечивает даже минимальных
потребностей развития спортивно-оздоровительного
туризма в стране. По состоянию
на 2000 год ориентированный объем
финансирования спортивно-оздоровительного
туризма из бюджетов всех уровней
и других внебюджетных источников составляет
не более 0, 03 млрд. рублей, при этом для
инвесторов, готовых вкладывать в
спортивный туризм не созданы соответствующие
условия. Этот момент усугубляется тем,
что существует заметный перекос
в распределении бюджетных финансовых
средств на всех уровнях в пользу
элитных видов спорта высших достижений.
Если раньше спортивный туризм еще
как-то пользовался самой захудалой
собственностью профсоюзов, то после
ее приватизации административно-хозяйственным
аппаратом туристских баз и гостиниц,
он стал полностью отделен от какой-либо
собственности, как в городе (клубы), так
и природной среде (приюты, турлагеря,
турбазы).
По причине сохраняющейся ведомственности
организационно-управленческих структур
спортивного туризма (Органы государственного
управления физической культурой, спортом
и туризмом и Федерации спортивного
туризма с одной стороны) и
детско-юношеского (Министерство образования
и станции юных туристов с другой
стороны) постоянно возрастает разрыв
между детским и взрослым туризмом,
имеет место дублирование нормативной
базы, мало совместных мероприятий. С
другой стороны, сегодня одним росчерком
пера в ряде регионов без должного
на то основания детские учреждения
подвергаются объединению, реорганизации
или попросту ликвидации. Лидеры общественного
движения - в своей основе представляющие
техническую интеллигенцию влачат
жалкое существование, при этом управленческий
штатный аппарат клубов, федераций,
государственных органов по сравнению
с периодом до 90 годов сократился
не менее чем в 30 раз.
Законодательная и нормативная
база, являющаяся основой для реализации
в стране государственной политики
в области социально-ориентированного
спортивно-оздоровительного туризма
в настоящее время не гарантирует
его развитие. Принятый в 1996 году Закон
“Об основах туристской деятельности
в РФ” сводится к международному
выездному и въездному туризму.
Спортивно-оздоровительный туризм,
составляющий в 1987 году одну треть туристского
потока страны полностью выпадает из
общей схемы закона, о нем практически
лишь вскользь упоминается, так как
его значение в жизни граждан
России нельзя на прямую перевести
в рублевый эквивалент. При этом,
уникальная социальная значимость спортивно-оздоровительного
туризма не доступна большинству
представителей туристской индустрии.
Падение современного уровня вовлечения
граждан в занятие спортивным
туризмом в значительной степени
обусловлено практически полным
отсутствием пропаганды здорового образа
жизни в средствах массовой информации,
особенно на телевидении; не эффективными
экономическими рычагами регулирования
и поощрения занятий СОТ и свертывании
форм активного отдыха в учреждениях рекреаций.
Начиная с 1998 года спортивно оздоровительный
туризм прошел критическую точку
своего падения и наметились положительные
тенденции в его развитии. Это
стало возможным благодаря организационной,
методической и финансовой поддержке
со стороны госкомитетов по физической
культуре и туризму, усилий общественного
туристского актива и, самое главное,
желания самих социально незащищенных
слоев населения дешевым и
эффективным способом решать проблему
своего отдыха и здорового образа
жизни в сложной ситуации города.
На этом фоне в территориальных госкомитетах
идет устойчивый процесс создания штатных
подразделений, занимающихся развитием
спортивного и оздоровительного
туризма. К движению, как к источнику
специалистов владеющих навыками спасательных
работ и имеющих уникальное снаряжение
для действий в экстремальных
ситуациях, проявляет большую заинтересованность
Министерство по чрезвычайным ситуациям
РФ.
Учитывая, что на сегодня самой
острой проблемой страны являются дети
и молодежь, которые продолжают терять
последние здоровые нравственные ориентиры
и все больше скатываются в
бездуховную среду города, а также
принимая во внимание то обстоятельство,
что большинство населения не
может оправиться от стресса и
найти в себе силы для выживания
в экстремальных ситуациях, государство
и общественные институты должны
востребовать спортивно-оздоровительный
туризм, как одну из наиболее современных
технологий продуцирования у человека
здоровых, духовных и физических качеств,
а также познавательных и самосберегающих
начал при минимальных затратах
государства и самого путешествующего.
Развитие спортивного туризма
в РФ может быть достигнуто созданием
оптимальной организационно-управленческой
и финансовой системы в сфере спортивно-оздоровительного
туризма базирующихся на механизмах взаимодействия
государственной, общественной и частной
инициатив, а так же введения в действие
комплекса конкретных нормативно-правовых
мер усиливающих ответственность общества
и государства за состояние и степень
развития спортивно-оздоровительного
туризма.
- определением принципов реконструкции, совершенствования и развития городской, пригородной и удаленной от города материально-технической базы спортивно-оздоровительного туризма, включая средства размещения и инфраструктуры, а также производство товаров туристского назначения.
- расширением и кардинальным совершенствованием системы дифференцированной подготовки специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме. Активизировать созданием соответствующих рабочих мест с круглогодичной занятостью. Усилением и активизацией проведения фундаментальных и прикладных научных исследований проблем спортивно-оздоровительного туризма.
- внедрением спортивно-оздоровительного туризма, в систему учебно-образовательных заведений и учреждений любых типов, в спортивно-оздоровительные лагеря, на базах рекреационно-вакационного типа, учреждения санаторно-курортного профиля, на предприятиях и организациях по месту жительства населения.
- созданием государственно-общественной системы подготовки кадров для сферы спортивно-оздоровительного туризма;
- созданием единой базы данных курортно-рекреационного потенциала и культурно-исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения и национально-заповедных территорий для развития спортивно-оздоровительного туризма в России.
- реализацией федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий развития спортивно-оздоровительного туризма.
- созданием постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение граждан страны в спортивно-оздоровительного туризма на всех этапах жизнедеятельности человека;
- обеспечением минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области спортивно-оздоровительного туризма для социально незащищенных категорий и групп населения.
Развитие спортивно-оздоровительного
туризма зависит в первую очередь
от того, насколько предпринимаемые
меры будут адекватны той специфике
и тем особенностям, которые присущи
туристскому спортивно-оздоровительному
движению, и в первую очередь характеризующие
его, как сферу не преследующую цель
получения прибыли, как область образа
жизни человека, как одну из форм выражения
национального менталитета русского народа,
аккумулирующего патриотические и духовные
начала личности.
Все это является определяющей основой
комплексного и всестороннего развития
человека, способного противостоять
современной бездуховности общества,
постоянно растущей напряженности
городской жизни, отягощенной стрессовыми
ситуациями экономического характера,
а также создания целостной системы
взаимодействия человека и природной
среды, его обитания, позволяющей
гармонично решать задачи оздоровления
населения и сохранения природы
средствами спортивного туризма.
Построение технологий туристско-спортивной
и оздоровительной направленности
должно базироваться на принципах:
- соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;
- дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию спортивно-оздоровительного туризма, выделяя при этом, в первую очередь, массовые туристские мероприятия походного и соревновательного характера для детей и молодежи, активно использующие природную среду наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;
- консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на разработку и реализацию комплексных программ, направленных на развитие спортивно-оздоровительного туризма;
- использование возможностей спортивного туризма для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные гиды-проводники и инструктора, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);
- межведомственного управления и развития спортивного туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, сирот, людей с ограниченными жизненными возможностями и т. д., а также семью в целом, как альтернативы существующей на сегодня ведомственной системы управления, в которой не находится, например, место семейному туризму, как одной из естественных и эффективных технологий и основы здорового общества;
- учитывая, что спортивно-оздоровительный туризм связан с повышенным уровнем риска, реализация всех спортивно-оздоровительных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения безопасности при проведении путешествий, походов, подготовке кадров и иных мероприятий спортивно-туристского характера;
- максимального охвата самого массового слоя потенциальных любителей путешествий по месту жительства, работы и отдыха, т. е. там где остро стоят вопросы профилактики наркомании, алкоголизма и преступности;
- опоры на использование научно-исследовательского потенциала и разработок институтов и федерации спортивного туризма давно уже созданных в советский период с последующей их адаптацией к современной ситуации.
К числу главных направлений
в реализации развития относится
создание оптимальной правовой базы
развития спортивно-оздоровительного
туризма.
Стратегия совершенствования правовой
и нормативной базы развития спортивно-оздоровительного
туризма заключается в том, чтобы,
помимо создания и совершенствования
федеральных законов по различным
аспектам деятельности в сфере спортивно-оздоровительного
туризма, активно участвовать в
общей законодательной деятельности,
внося соответствующие статьи, поправки
в законы РФ, которые в той или
иной степени влияют на развитие спортивно-оздоровительного
туризма (кодексы законов РФ о
труде, градостроительстве, о налогах,
охране здоровья, о лицензировании,
о бюджете и т. д.), а также
на основании действующих законов
разработать и создавать нормативную
базу для практической деятельности
в сфере спортивно-оздоровительного
туризма в стране.
Законодательством должно предусматриваться
создание благоприятных условий
в первую очередь для:
- организаций, реализующих программы, направленные на развитие спортивно-оздоровительного туризма среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни:
- спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие спортивно-оздоровительного туризма.
Спортивно-оздоровительный туризм - это
наше национальное уникальное явление,
в конечном итоге
характеризующее уровень развития
страны и степень духовности личности.
Таким образом, мы определили, что тенденции
развития спортивно-оздоровительного
туризма в России зависит в первую очередь
от того, насколько предпринимаемые меры
будут адекватны той специфике и тем особенностям,
которые присущи туристскому спортивно-оздоровительному
движению, и в первую очередь характеризующие
его, как сферу не преследующую цель получения
прибыли, как область образа жизни человека,
как одну из форм выражения национального
менталитета русского народа, аккумулирующего
патриотические и духовные начала личности.
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА МОЛОДЁЖИ
2.1 Анализ технологических
подходов организации спортивно-оздоровительного
туризма молодёжи
Молодёжный спортивно-оздоровительный
туризм, в отличие от других видов спорта
является одной из наиболее эффективных
оздоровительных технологий.
Одной из важных целей молодёжного
туризма, как спорта, оздоровления и вида
деятельности является формирование здорового
образа жизни человека и общества в целом,
что имеет большое государственное значение
в формировании личности молодежи.