Паломничество и крестовые походы. Значение в истории путешествий и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником. В других религиях имеются аналогичный обычаи: Хадж -посещение мусульманами Мекки, Кербелу и Неджеф (Ирак) и совершение там предписанных ритуалов; Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета; у ламаистов — посещение Лхасы (Китай); у индусов — посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов и синтоистов — посещение Нара (Япония).

Содержание работы

Введение
1. Определение паломничества
2. Паломничество в средние века.
3. Крестовые походы средневековья.
4. Значение в истории путешествий и туризма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сочинский государственный университет.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Сочинский государственный  университет

Факультет туризма и сервиса

Кафедра управления и технологий в туризме и сервисе

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История туризма и  курортография»

на тему:

«Паломничество и крестовые  походы. Значение в истории путешествий  и туризма»

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи, 2013

 

Введение

1. Определение паломничества

2. Паломничество в средние века.

3. Крестовые походы средневековья.

4. Значение в истории путешествий и туризма

Заключение 

Список литературы

 

 

 

Введение.

     Пало́мничество - путешествие к Святой земле, географическим местностям, имеющим особое значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; хождение верующих к святым местам на поклонение.

Обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей; помолиться перед чудотворными иконами, окунуться  в священные воды реки Иордан и  святые источники. Само слово возникло от слова «палома» — пальмовая ветвь, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.

Богомольца, совершающего путешествие  к святым местам, называют паломником. В других религиях имеются аналогичный обычаи: Хадж -посещение мусульманами Мекки, Кербелу и Неджеф (Ирак) и совершение там предписанных ритуалов; Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета; у ламаистов — посещение Лхасы (Китай); у индусов — посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов и синтоистов — посещение Нара (Япония).    

 Крестовые походы представляют  собой одну из самых головокружительных  и привлекательных авантюр мировой  истории и средневековой истории  в частности. Уже сами крестоносцы  часто удивлялись своим достижениям.  Историографы крестовых походов  долгое время пытались объяснить  их начало социально-экономическими  причинами — избытком воинской  силы и безземельной знати,  введением в оборот нового  вида упряжи, жаждой наживы: трудно  было поверить, что толпы людей,  забросив своих родных, дом, имущество  отправились в Святую Землю  лишь ради того, чтобы отвоевать  Гроб Господень. История крестоносного  движения сразу стала клубком  противоречий. Исследователи до  сих пор спорят, чем являлись  походы западноевропейцев на  Восток для человечества - еще  одной страницей кровавого разгула  или цивилизаторской миссией.        Крестовые походы - это военно-религиозные  экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» , «пути в Иерусалим», «пути в Святую Землю». Слово «крестоносец» возникает лишь в XIII в. а слово «крестовый поход» - лишь на рубеже Нового времени. 

Целью данной работы является рассмотрение сущности явлений средневековых  паломничеств и крестовых походов, выявление их значения в истории путешествий и туризма.

 

2. Паломничество в средние века.

Паломничество в средние  века получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину  начались уже в III — IV вв. При императоре Константине были построены храмы  в Иерусалиме, в частности над  Гробом Иисуса. Мать Константина, царица Елена, в преклонном возрасте предприняла  странствие в Иерусалим, где содействовала  открытию Древа Креста Господня в  одной из пещер, недалеко от Голгофы. К этому времени восходят имена  таких известных паломников, как  св. Порфирий, впоследствии ставший  епископом Газским; Евсевий Кремонский; св. Иероним, изучавший в Вифлееме Святое Писание, св. Павла и ее дочь Евстахия из знаменитого рода Гракхов, которые похоронены недалеко от места рождения Иисуса Христа.

В IV в. паломничество в  Святую Землю сделалось настолько  массовым явлением, что и среди  самих паломников оно часто стало  восприниматься просто как «зарубежный  туризм». Это потребовало введения ограничений на данный вид странствий со стороны церкви. Известны по этому  поводу выступления св. Григория Нисского, указывавшего на злоупотребления и опасности странствований на богомолье в Иерусалим. В одном из своих писем он провозглашал: «Христос и Святой Дух не обитают в одном месте более, нежели в другом»; жители Иерусалима, проживая на Святой Земле, совсем не являются безгрешными. Во время проповедей часто приводились высказывания авторитетных церковных деятелей.

Например, св. Августина: «Господь не сказал: иди на восток и ищи  правды, плыви на запад, получишь отпущение. Не замышляй отдаленных путешествий, будь там, где веруешь, ибо к тому, кто  вездесущ, приходят не морем, но любовью».

Эту тему развивал и св. Иероним: «Небесное царство одинаково  открыто как для Иерусалима, так  и для Британии». И общим для  них был тезис о том, что  бесчисленное множество святых наслаждались вечною жизнью, никогда не видев Иерусалима. Но все увещевания были напрасны.

По мере распространения  христианства в Европе все больше появлялось желающих посетить Палестину. Уже в V в. для паломников, следовавших  из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и  Дордоны до реки Иордан. В VI в. из Пьяченцы совершил странствие в Святую Землю св. Антонин с большим количеством своих почитателей. После этого путешествия бы составлен еще один дорожник, носящий его имя и обстоятельно описывавший Святую Землю.

В VII в. при халифе Омаре  Иерусалим был захвачен мусульманами. Но это не остановило паломничества. Уже в начале VIII в. хроники свидетельствуют  о посещении Иерусалима епископом Галльским — св. Аркульфом, оставившим воспоминания о своем странствии. О посещении саксонского епископа Гилебальда оставила рассказ сопровождавшая его в странствиях родственница-монахиня.

Наиболее благоприятные  условия для паломничества сложились  во времена правления халифа из династии Абассидов — Га-руна аль-Рашида (786 — 809). Между ним и императором Карлом Великим (768 — 814) установились полные взаимного уважения отношения, подтверждением чему может служить дар Гаруна аль-Рашида. Он послал Карлу Великому ключи от храма Гроба Господня и самого священного города. В это время в Иерусалиме по указу Карла Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников. В IX в., по воспоминаниям французского монаха Бернарда, это странноприимное учреждение состояло «из двенадцати домов или гостиниц; тут для паломников была открыта библиотека, как и в других странноприимных домах, основанных в Европе Карлом Великим. В пользовании этого благочестивого учреждения были поля, виноградники и сад, расположенный в долине Иосафатовой» [23].

Паломники шли в Палестину  не только на богомолье, но ими руководствовало  и желание обрести частицы  мощей, а также другие реликвии. Ежегодно в Иерусалиме 15 сентября устраивалась ярмарка на площади у церкви Девы Марии. Торговля среди паломников была столь прибыльной, что купцы из Генуи, Венеции, Пизы, Марселя имели  свои конторы в городе и целые  улицы для поселения.

Начиная с IX в. паломничество  стало налагаться в виде публичной  кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был присужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. Римский префект Цензий, оскорбивший самого папу в церкви Санта-Мария-Маджоре, пленив его в алтаре и посадив в тюрьму, был вынужден вымаливать себе прощение у подножия Гроба Господня. Хроники пестрят подобными рассказами.

В XI в. католическая церковь  заменила паломничеством церковное  покаяние. Согрешившие осуждались оставить отечество и должны были скитаться, подобно Каину. Но такая форма  покаяния вполне соответствовала деятельному  и беспокойному характеру западноевропейских народов.

Надо отметить, что паломничество  существовало и поощрялось всеми  религиями, начиная с глубокой древности. Оно является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым  естественным чувствам человека, помноженным  на религиозный порыв. В средневековье  не было страны в Европе, которая  бы не имела «своего» мученика или  апостола, к которому обращались за помощью и поддержкой люди.

Странствия с миссионерскими целями, наоборот, всячески поощряются. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских  странах, был Мартин Тур-ский. Начав проповедническую деятельность в районах северо-западной Галлии, он затем отправляется в Британию. Там его деятельность была настолько успешна, что многие бритты, став христианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и далее, вплоть до Исландии.

В Ирландии начинают основываться монастыри, которые со временем превращаются в крупнейшие европейские культурные центры. В IV—VIII вв. ирландская церковь  по уровню культуры занимала лидирующее положение в Европе, храня достояние  античности. В ирландских монастырях не чуждались греко-римской науки  и культуры, никто, в отличие от жителей материка, не отрицал их как «языческие». В школах при  монастырях изучался греческий язык. Монахи читали, переводили и переписывали произведения латинских поэтов и  прозаиков.

Ирландская монастырская традиция требовала паломничества  как составной части служения богу. Главным содержанием паломничества  была миссионерская деятельность. Многие из ирландских монахов стали основными  проповедниками христианства, а также  и культурных достижений на материковой  Европе. Именно ирландскими монахами в значительной степени был подготовлен  «каролингский ренессанс». Среди  них были и такие, кто «искал пустыни  в океане», достигая самых отдаленных островов и Исландии. Они следовали  в этом «обычае странствования»  Христу, устремляясь в наименее обжитые  места Запада и становясь анахоретами. Наиболее прославленным из них является св. Колумбан, живший на рубеже VI—VII вв. Колумбан был очень образованным человеком. Он прекрасно знал произведения Вергилия и Горация, читал Сенеку и Ювенала. Главным его желанием было «странствовать за Христа» (pro Christo peregrinari). И, подобно Христу, он пустился в путь с двенадцатью товарищами-монахами. Первый монастырь был им создан в 575 г. в пустынных Вогезах. Он как миссионер путешествовал по Галлии, Алеманнии и Лан-гобардии, основывая монастыри. Но ему требовалось одиночество, и Колумбан оставлял свои монастыри, удалясь на жительство в безлюдные места. Наиболее известным и крупным культурным центром становится монастырь недалеко от Генуи — Боб-био. Сюда стекалось огромное количество паломников. Известно, что в обязанности части монахов стал входить прием гостей и паломников.

Св. Аманд, современник Колумбана, также был известен как странник-миссионер. Развитие миссионерства в то время было обязано подвижничеству монахов, воспитанных в ирландской традиции. Они вдохновлялись призывом «Странствовать во имя Бога», т.е. нести в мир Слово Божие.

Уже в раннее средневековье  паломничество к святым мощам  носило массовый характер. По свидетельству  Григория Турского, «огромная толпа народа собралась вокруг могилы святого Нице-тия, как рой пчел. Одни хватали кусочки воска, другие немножко пыли, некоторые вытягивали несколько нитей из покрывала на могиле или стебельки травы, принесенные богомольцами к подножию усыпальницы». Но мощей святых для поклонения не хватало, а разделение их на части еще не практиковалось. За мощами совершались длительные путешествия по многим странам Европы.

В большой чести у паломников были св. Иларий в Пуатье, св. Марциал в Лиможе, св. Сернен в Тулузе, св. Дени в Париже, св. Реми в Реймсе, св. Мартин в Туре, которому шли поклоняться за 200 км и более. Со временем объектами поклонения паломников становятся гробницы епископов. Известно паломничество основателя франкского государства Хлодвига к обители Сен-Мартен в Туре в 498 г.

Появилось много странствующих  монахов, которые переходили из одного монастыря в другой, всячески избегая  контроля. К «местным» паломническим  центрам можно отнести Гаргано, знаменитый чудесами св. Михаила, или Кассино, прославленный св. Бенедиктом. Были свои святыни и на Пиренейском полуострове, занятом маврами, куда также шли паломники из Европы. Французский король Робер ездил в Рим поклониться мощам св. Петра и Павла. Пилигримы шли и в Египет, где странствовали по пустыням близ древнего Мемфиса, «приобщаясь» к жизни знаменитых пустынников — Павла и Антония. Но, конечно, самым сокровенным желанием тех, кто пускался в далекий, очень трудный и опасный путь, было посещение Иерусалима.

В Византии первые итинерарии (путеводители) для пилигримов, написанные на греческом языке, относят ко второй половине VIII в. Самый ранний из них — «Повесть Епифания Агиополи-та о Сирии и Св. Граде». На всем протяжении своего труда Епифаний следует определенной целевой установке — дать в руки других паломников предельно краткий и информативный путеводитель «по святым местам». Он достаточно редко выходит за рамки церковно-исторической и библейско-евангельской тематики. Стиль его предельно лаконичен. Все его указания отличаются большой точностью, по всей вероятности, во время своего путешествия он вел дневниковые записи.

В XII в. византийским паломником Иоанном Фокой составляется еще один итинерарии. Он озаглавлен «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины». Автор в молодые годы был воином, потом стал священником, предпринял путешествие в Святую Землю. По возвращении он решил описать свои паломнические впечатления, при этом не предполагая, что его сочинение будет использоваться как путеводитель. Он предназначает свой труд «тем, которые сами не видели этих прекрасных мест, а случайно от кого-либо слыхали о них, так как мое изложение дает, я думаю, более ясное о них представление, да и видевшим доставит кое-какое удовольствие; ибо, на что с удовольствием смотрелось, о том приятно и послушать».

Описание паломничества Иоанн Фока начинает с Антиохии. Затем он дает характеристики Бейруту, Сидону, Тиру, Назарету и т.д. О самом «Святом Граде» он рассказывает довольно кратко. Но очень подробно описывает христианские святыни в его окрестностях, в долине р. Иордан и вблизи Мертвого моря: монастыри, храмы, жилища отшельников. Он посетил также Вифлеем, Кесарию Палестинскую, откуда и отплыл в место своего проживания — остров Крит. Особенно Иоанну Фоке удаются описания памятников искусства и пейзажей. Иногда даже он позволяет себе запечатлеть поразивший его воображение ландшафт, не содержащий сакральных достопримечательностей.

Информация о работе Паломничество и крестовые походы. Значение в истории путешествий и туризма