Паломничество и крестовые походы. Значение в истории путешествий и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником. В других религиях имеются аналогичный обычаи: Хадж -посещение мусульманами Мекки, Кербелу и Неджеф (Ирак) и совершение там предписанных ритуалов; Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета; у ламаистов — посещение Лхасы (Китай); у индусов — посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов и синтоистов — посещение Нара (Япония).

Содержание работы

Введение
1. Определение паломничества
2. Паломничество в средние века.
3. Крестовые походы средневековья.
4. Значение в истории путешествий и туризма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сочинский государственный университет.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой автора является его религиозная терпимость. Он без малейшей неприязни говорит  о католиках, армя-нах-монофизитах, самаритянах. А о католическом епископе Иерусалима он отзывается с большим уважением, так как последний распорядился в Вифлеемском храме, построенном на средства византийского императора Мануила I Комнина, поместить портрет этого императора. С симпатией пишет он и наличии на горе Фавор латинского и греческого монастырей.

Этому автору свойственен  рационализм, не изменяющий ему даже тогда, когда речь заходит о христианских святынях. Примером этому служат его  рассуждения о башне Давида в  Иерусалиме. «Это огромнейшая башня, и хотя все в Иерусалиме признают ее Давидовой, но мне думается, что можно сомневаться в этом с достаточным основанием. Иосиф повествует, что Давидова башня была из белого тесаного камня; храм же и другие две башни были построены после Иродом во имя Фасаила и Мариамны; а эта построена из обыкновенного камня. И, может быть, ныне возведена на фундаменте древнейшей башни». Благодаря широте своего кругозора, Иоанн Фока в своем «Сказании» отметил огромное количество фактов исторического, этнологического, географического значения. Великолепны его описания фресок «дома Иосифа» в Назарете и «пещеры Рождества Христова» в Вифлееме.

«Сказание...» по своей  структуре и содержанию ближе  к ранним латиноязычным запискам пилигримов, в которых описывается путь европейских паломников в Святую Землю. Византийские итинерарии пилигримов существенно отличались от светских итинерариев. Паломники Византии редко указывают расстояния между географическими объектами, для них не характерна строгая и лаконичная четкость итинерариев. Утилитарные функции путеводителя сочетаются в них с образовательными, благочестиво-пропагандистскими и даже художественными. Это — произведения синтетического типа. Они являются одновременно и ити-нерариями, и путевыми заметками, и проповедями.

Паломничеством, конечно  же, пытались замаливать грехи. К знаменитейшим западноевропейским паломникам XI в. относят Фулька Анжуйского, обвиненного как в убийстве жены, так и в других преступлениях, который три раза посещал Святую Землю; Роберта Нормандского, отца Вильгельма Завоевателя, по велению которого был убит его брат Ричард. Роберт, прибыв в Иерусалим, увидел перед воротами города многочисленную толпу странников, ожидавшую доброго богача, который бы уплатил за них пошлину, открывавшую доступ к святыням. Легенда утверждает, что он заплатил за всех паломников. В 1054 г. епископ Камб-рейский Литберг осуществил паломничество во главе более 3000 человек из Фландрии и Пикардии. Но почти все из его «войска божьего» погибли в Болгарии от голода, а оставшиеся в живых подвергались нападениям мусульман. Спустя десять лет еще более многочисленный отряд из германских земель также отправился в путь с берегов Рейна. Они достигли Палестины, где патриарх Иерусалимский сделал им торжественную встречу под звуки литавр.

Паломники попадали в город  через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. После поста с молитвами, одетые в саван, они посещали церковь Гроба Господня. Этот саван сохранялся ими всю оставшуюся жизнь, и, как правило, в нем их и хоронили. Многие старались посетить Вифлеем и брали оттуда с собой на родину пальмовую ветвь.

Мотивация паломничества  была разной. Это могла быть и  благодарность Всевышнему после  одержанной победы, выздоровления или  избежания опасности. Иногда поводом для похода было сновидение или явление во время сна. Некоторые родители еще в колыбели предназначали детей к богомолью. Когда те вырастали, они вынуждены были совершить паломничество.

Пилигримов принимали  везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Странники часто не имели никакой  другой «защиты», кроме креста, и  путеводителями своими считали ангелов, «которым Бог предписал охранять детей своих и наставлять их на всех их путях».

Следующей после паломничества  заслугой считалась помощь паломникам. Для приема странников устраивались гостиницы — госпитали (hospes). Они располагались в самых разных местах: и по берегам рек, и на вершинах гор, и в многолюдных городах, и в пустынных местностях. В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Денисе. И в Венгрии, и в малоазийских государствах пилигримы всегда считались привилегированными лицами среди прочих христиан.

Особую «сервисную службу»  для паломников представлял собой  рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя (hospitale hierosolymitanum), расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую Землю. Но после того как во главе этого учреждения стал Герард, создается братство, формируется его устав, который утверждается римскими первосвященниками в XII в.

Первоначальной задачей  братства была помощь больным, паломникам и купцам, а также защита паломников от разбоя неверных, что и вызвало  боевой дух рыцарей этого Ордена. Особо славились среди пилигримов гостиницы, расположенные прямо  против Гроба Господня. Но постепенно госпитальерами была создана целая  сеть гостиниц в городах и местечках  не только Святой Земли, но и по всему  Ближнему Востоку, в паломнических  центрах. Госпитальеры называли странствующих  «господами», а себя, их «слугами». Часто  они помогали путешественникам деньгами. Известны случаи, когда в Иерусалиме госпитальеры приносили всю дневную  выручку в гостиницы, оставляя ее паломникам.

Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться  военные цели, помощь паломникам стали  оказывать лишь отдельные рыцари Ордена. В 1259 г. римский папа даже специальным  указом утверждает три вида членов Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

Паломнический «туризм» был  необыкновенно прибыльным. У Ордена было множество земельных владений, полученных, главным образом, в результате дарений, как на Востоке, так и в Европе: во Франции, Италии, Англии, Германии, Кастилии и Арагоне. Дела Ордена настолько процветали, что было создано в XII—XIII вв. даже орденское государство. Но оно просуществовало только до 1291 г. Госпитальеры вынуждены были покинуть Палестину и перебраться на Кипр. Здесь они вновь усилились, приобрели остров Родос и создали островное государство, долгое время бывшее оплотом христианства на Востоке. Но под натиском турок они вынуждены были покинуть Родос. Их последним пристанищем стал подаренный им в 1530 г. императором Карлом V остров Мальта, после чего Орден стал называться мальтийским.

Защитой паломников занимались и другие рыцарские ордена, например, Орден тамплиеров.

По окончании своего странствия в Святую Землю странник приобретал особую святость, его отправление, как  и возвращение, сопровождалось определенными  церковными обрядами.

Когда он шел в дорогу, то священник подавал ему, вместе с котомкой и посохом, полотно  с изображением креста, одежда странника  окроплялась святой водой. И духовенство  провожало его специальной процессией до следующего прихода. Паломником мог  стать не каждый. Для этого требовалось  не только согласие родственников, но и дозволение своего епископа. Священнослужители  дотошно интересовались жизнью и  нравами будущего паломника. Главное, что их интересовало, — «не вследствие ли пустого любопытства видеть чужие  страны» собирается верующий в это  путешествие. Было хорошо известно, что  многие богатые люди посещали святые места из пустого тщеславия, а  по возвращении хвастались своими приключениями  и делились воспоминаниями, далеко не всегда религиозного характера.

Достаточно трудно было пройти этот отбор, как ни странно, самим  священнослужителям. Ибо их подозревали  в том, что основным желанием данного  тура было возвращение к светской жизни. Никто не мог проследить, как  они будут соблюдать во время  странствия одно из важнейших предписаний  для всего католического духовенства  — целибат.

Паломнику выдавался род  паспорта, которым его рекомендовали  духовным и светским властям, а также  всем христианам. Ниже приводится стандартный  образец такого документа:

«Ко всем святым, достопочтенной братии, королям, властителям, епископам, графам, аббатам и прочим, и ко всему христианскому народу, как  в городах, деревнях, так и в  монастырях.

Во имя Бога мы свидетельствуем  сим Вашему Величеству или Вашему Сиятельству, что предъявитель сего, наш брат (такой-то), просил у нас  дозволения пути с миром на богомолье (туда-то) или для отпущения грехов, или для молитвы о нашем  согласии; а по сему мы вручаем настоящую грамоту, в которой приветствуем Вас, просим именем любви к Богу и Святому Петру принять его как гостя и быть ему полезным на пути как туда, так и оттуда, чтобы он возвратился здоров и невредим в дом свой; и, по Вашему доброму обычаю, дайте ему счастливо провести дни свои.

Да хранит Вас Бог, присно царствующий в своем царствии. Мы приветствуем Вас от всего сердца».

Ниже стояла печать епископа или сюзерена.

После того как страннику  выдавался паспорт и служился молебен, он уже практически не мог  отказаться от паломничества, так как  его поведение приравнялось бы к  клятвопреступлению.

По возвращении пилигрима  также служился особый молебен, а  на алтарь местного храма возлагалась  пальмовая ветвь, принесенная из Палестины, в знак счастливого окончания  странствия .

Средневековое паломничество  было полимотивационным явлением. Кроме религиозных чувств, определенной частью пилигримов владели совершенно мирские желания, вполне совпадающие с теми мотивами, которые присущи современному зарубежному туризму.

 

3. Крестовые походы средневековья. 

Эпоха крестовых походов, вероятно, является самым грандиозным  и величественным событием средневековья. Это время масштабных военных  экспедиций западных стран под эгидой католической церкви на Ближний Восток. Официально провозглашаемыми целями крестовых  походов было освобождение Святой земли  от неверных — мусульман — и  завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу. При массовом стечении народа зачитывались письма известных паломников о положении  христиан и паломников из европейских  стран на Ближнем Востоке.

«В Палестину стекались  во множестве греки и латины, по обету поклонения святым местам. Пройдя по неприятельской земле через тысячу смертей, они являлись к городским воротам, но не могли войти в них, не заплатив в виде подати одного золотого привратникам. Потеряв все на пути и едва сохранив жизнь, они не имели, чем заплатить подати. Вследствие этого, тысячи пилигримов, собравшись в предместьях города, доходили до совершенной наготы и погибали от голода и нищеты.

Но если ты и заплатил, надобно было бояться, что ходя без  предосторожностей при посещении  святых мест, они могут быть убиты, оплеваны и даже где-нибудь задушены. Церкви подвергались ежедневно жестоким нападениям. Во время богослужения, неверные, наводя ужас на христиан своими криками и бешенством, вбегали  неожиданно в храм, садились на алтари, опрокидывали чаши, топтали ногами сосуды, посвященные служению Господу, ломали мрамор и наносили духовенству  оскорбления и побои. С самим  владыкой патриархом обращались как  с лицом презренным и ничтожным, хватая его за бороду и волосы, свергали с престола и бросали на землю», — писал архиепископ Вильгельм  Тирский.

Есть, правда, и другие свидетельства, что христианам жилось не так плохо  в Палестине и что некоторые  из них провоцировали выступления  мусульман против себя и других паломников, например демонстративно перед вхождением в занятый мусульманами город читали христианские молитвы перед городскими воротами и т.п.

Люди, которые собирались в Святую Землю, следуя терминологии того времени, «принимали крест». И, как  они говорили, совершали «паломничества», «хождения». Сам термин «крестовые походы» в то время не употреблялся, он возник в более поздние времена, когда эта эпоха уже давно  миновала. В конце XVII в. придворным историком  Людовика XIV Луи Мэмбуром был написан научный труд, посвященный этой эпохе. Он и носил название «История крестовых походов». С того времени термин «крестовые походы» и был закреплен как в научной литературе, так и в обиходе.

Крестовые походы — это  явление, которое изменяет положение  народов, без их учета невозможно восстановить ход исторических событий. Для крестовых походов характерна, во-первых, повсеместность, всеобщность. В них участвовало, так или  иначе, все население Европы. Это  «общеевропейское событие в каждой стране было народным, где объединялись все сословия: короли, рыцари, горожане, земледельцы», оно формировало нравственное единство нации [24].

Именно крестовые походы обнаруживают наличие христианской Европы как единого целого. У европейцев появились единые стимулы — нравственного, общественного и, разумеется, военного и экономического характера.

В 1095 г. папа Урбан II перед  тысячной толпой верующих города Клермона произнес проповедь, призывавшую к священной войне против неверных. Урбан II знал, что многотысячная толпа перед ним не состоит из людей безгрешных, очевидно, что часть из них многократно преступала закон, но это не только не ослабило его энтузиазма, но содействовало подъему мысли и чувства. Экзальтация чувств папы римского во время этой речи, густо пересыпаемой изречениями пророков, была столь велика, что сопровождалась не только его плачем, но и рыданиями. «К общественному чувству делается воззвание во имя Евангелия, — говорил он, — и разбойники и убийцы призываются на служение ему, именно потому, что они разбойники и убийцы. Направьте свое оружие, обагренное кровью ваших братьев, против врагов Христианской веры! Вы угнетали сирот и вдов, убийцы, осквернители храмов, грабители чужого достояния; вы, которых нанимают для того, чтобы проливать христианскую кровь. Спешите, если только вам дорого спасение вашей души, стать под знамя Христа, на защиту Иерусалима» [25]. Он призывал католиков отправиться на освобождение Гроба Господня, обещая церковное покровительство участникам этого похода, а также определенную материальную выгоду:

- на время отсутствия крестоносцев их имущество и семьи должны были находиться под охраной церкви;

- крестоносцы на время похода освобождались от каких-либо долговых обязательств, а также от податей и налогов;

- крепостные, пожелавшие принять участие в походе, освобождались от власти своих феодалов.

Информация о работе Паломничество и крестовые походы. Значение в истории путешествий и туризма