Паломничество и крестовые походы. Значение в истории путешествий и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Богомольца, совершающего путешествие к святым местам, называют паломником. В других религиях имеются аналогичный обычаи: Хадж -посещение мусульманами Мекки, Кербелу и Неджеф (Ирак) и совершение там предписанных ритуалов; Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета; у ламаистов — посещение Лхасы (Китай); у индусов — посещение Илахабада и Варанаси (Бенарес, Индия); у буддистов и синтоистов — посещение Нара (Япония).

Содержание работы

Введение
1. Определение паломничества
2. Паломничество в средние века.
3. Крестовые походы средневековья.
4. Значение в истории путешествий и туризма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сочинский государственный университет.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

В европейской литературе стали появляться новые сюжеты, заимствованные из произведений восточных авторов.

Разнообразнее стала пища. Европейцы стали культивировать до этого им неизвестные рис, абрикосы, лимоны, гречиху, арбузы, фисташки; употреблять  сахар, получаемый из сахарного тростника.

Европейцы узнали о ветряных мельницах и почтовых голубях.

В быт проникли элементарные правила гигиены, такие как мытье  рук перед едой, а также бани. Стали использовать вилки, а также  менять белье, а не ждать, пока оно  истлеет на теле.

Но крестовые походы провозглашались  не только против мусульман. Уже в  середине XII в. состоялся первый крестовый  поход на Балтике, направленный против полабских славян, упорно державшихся язычества. Поморские князья признали свою зависимость от датского короля Кнута VI в 1185 г. За этим последовала длинная череда походов, предпринимаемых в стремлении подчинить своей власти не только прибалтийских славян, но и жителей финских земель и карелов, правителями Швеции. Подчинение будущей Финляндии, в основном, было завершено к концу XIII в. Но, начиная с 1240 г., шведы не оставляют попыток обратить в католичество и православных русских, правда, всегда безуспешно. Последний шведский крестовый поход в русские земли был совершен королем Магнусом Эрикссоном в 1348 г.

Кроме моментов чисто религиозных, к военным походам против русских  примешивались и вполне земные интересы. Русские князья, на протяжении столетий собиравшие дань с племен, населявших Ливонию, стали восприниматься ими  как конкуренты. Противоборство русских  и «ливонских немцев» продолжалось с начала XIII в. до Ливонской войны (1558 — 1583), во время которой войска Ивана IV разгромили последнее государственное  образование крестоносцев на Балтике.

В конце XII в. начинаются крестовые  походы немцев и датчан в Ливонию, которую населяли племена балтов. Крестоносцам понадобилось почти столетие, чтобы их завоевать. В разгар борьбы крестоносцев за Ливонию, в 1217 г. папа Гонорий III провозглашает новый крестовый поход против прибалтийского народа — пруссов, которые незадолго до этого изгнали со своей территории католических миссионеров. «Просвещение» пруссов проводили братья Тевтонского ордена. В результате этого большинство пруссов было перебито, а часть бежала в Литву и была ассимилирована местным населением.

Эпоха крестовых походов  на Балтике охватывает период с середины XII до середины XVI вв. Во время этих походов  крестоносцам деятельную помощь оказывало  купечество саксонских городов, Шлезвига, Бремена и др. Именно купцы разведали и проложили первые дороги в прибалтийские и русские земли, а вслед за ними двинулись католические миссионеры, а потом и крестоносцы.

Ливония, например, была открыта  купцами из Бремена случайно. Они  были заброшены в устье Западной Двины бурей, о чем сообщают хронисты Арнольд Любекский и Генрих Латвийский. Замки и города, в том числе основанные в завоеванных землях, служили местом сбора войск крестоносцев, базами, в которых они получали оружие, продовольствие, снаряжение. Здесь же они укрывались от врагов и отдыхали.

«Паломники», по свидетельству  хрониста начала XIII в. Арнольда Любекского, состоявшие «из прелатов, клириков, рыцарей, купцов, бедных и богатых», собирались в Любеке, а оттуда, «снабженные кораблями, оружием и продовольствием, направлялись в Ливонию». А другой хронист, Генрих Латвийский, сообщает, что крестоносцы переправлялись в Ливонию на коггах, являвшихся основными судами ганзейских купцов. Архиепископ Рижский Иоганн I Линен (XIII в.) в одной из своих грамот отметил, что Ливония и Пруссия «обращены к католической вере после Бога, главным образом с помощью купцов»

 

4. Значение в истории  путешествий и туризма

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. К числу наиболее ранних путешественников следует отнести, прежде всего, паломников, которые внесли значительный вклад в развитие путешествий.

Паломники различных конфессий, устремленные целями распространения  своей религии, поклонениям святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные, по тем временам, путешествия.

Всенародное верование в  то, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству или святилищу, было принято уже у народов античного мира (и даже ранее). Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, например к Оракулу в Дельфы, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния Спасителя (в Палестину), вошли в традиции в IV в., главным образом – под влиянием примера св. Елены, матери императора Константина, путешествие которой к святым местам привело к воздвижению Креста Господня и устройству храма в Иерусалиме. К концу IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства запрещали паломничество, но, тем не менее, со временем паломничество по высочайшему благословению было признано церковью делом богоугодным. Все восемь крестовых походов, по существу, были грандиозным, массовым паломничеством с различной степенью успеха предприятия.

В настоящее время основу религиозного туризма составляют паломничество  и богомолье, имеющие огромнейшие  масштабы своей деятельности. Например, массовое паломничество приверженцев ислама в Мекку или христиан к  Гробу Господню в Иерусалим, посещение  святых мест в религиозные и другие праздники.

 

Заключение

Возникновение идеи крестовых  походов было результатом длительной эволюции самых разных идей и практик  средневекового общества. В создании  атмосферы религиозного воодушевления, которая породила крестовые походы, велика роль паломничеств.

Эпоха крестовых походов  и предшествующие ей массовые паломничества  христиан в Святую Землю являются наиболее массовыми «странствиями» эпохи средневековья. Представители  практически всех социальных слоев  приняли в них участие. Многочисленные мемуары, научная и исследовательская  литература дают возможность оценить  эти процессы и понять значение этого  явления в этот преиод.

Паломничество и крестовые  походы обеспечили знакомство западных народов с новыми странами, с иными  чем на Западе политическими и  общественными формами, со множеством новых явлений и продуктов, с новыми формами в искусстве, с другими религиозными и научными взглядами — должно было чрезвычайно расширить умственный кругозор западных народов, сообщить ему небывалую дотоле широту. Западная мысль стала выбиваться из тисков, в которых католическая церковь держала до тех пор всю духовную жизнь, науку и искусство.

Эпоха крестовых походов, вероятно, является самым грандиозным  и величественным событием средневековья. Это время масштабных военных  экспедиций западных стран под эгидой католической церкви на Ближний Восток. Официально провозглашаемыми целями крестовых  походов было освобождение Святой земли  от неверных — мусульман — и  завладение общехристианскими святынями, отданными на «поругание» исламу. При массовом стечении народа зачитывались письма известных паломников о положении  христиан и паломников из европейских  стран на Ближнем Востоке. 

Список литературы

Вернадский Г. В. Киевская Русь.: Пер. с англ. — М., 1999.

Виллардуэн Ж. Завоевание Константинополя. — М., 1993.

Город в средневековой  цивилизации Западной Европы. —  М., 2000. — Т. 4.

История средних веков. Учебник.: В 2 т. / Под ред. СП. Карпова. — М., 1998.

Карсавин А.П. Монашество в средние века. — М., 1997.

Клари Р.Д. Завоевание Константинополя. — М., 1986.

Костомаров Н. И. Русская  история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М., 1993.

Лв Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с франц. — М., 1992.

Мишо Г. История крестовых  походов: Пер. с франц. — М., 1995.

Заборов М.А. История крестовых  походов в документах и материалах. — М., 1977.

Заборов М.А. Крестоносцы  на Востоке. — М., 1980.

Смирнова Е.Д. и др. Средневековый  мир в терминах, именах и названиях. — Минск, 1999.

Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. — М., 1988. — Кн. II. —Т. 3—4; Кн. III. — Т. 5-6.


Информация о работе Паломничество и крестовые походы. Значение в истории путешествий и туризма