Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 13:04, контрольная работа
Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.
Первый этап - от древности до начала XIX века.
Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней.
Периодизация истории туризма, характеристика этапов
Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.
Первый этап - от древности до начала XIX века.
Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней.
В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.
Упоминания о первых предприятиях
индустрии гостеприимства, в которых
предоставлялись услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в
манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного
Рима. Среди таких документов — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (примерно
1700 г. до н.э.). Благодаря этим
упоминаниям становится
пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов
терпимости. Кодекс Хаммурапи обязывал хозяев таверн доносить властям на
посетителей, из разговоров которых явствовало, что они замышляют совершить
преступление. Недонесение каралось смертной казнью. Кроме того, смерти могли
предать даже за разбавление пива водой.
Первый этап развития туризма
называют предысторией туризма. Начало
этого этапа относится к
Позже, в Средние века,
стимулом к путешествиям становится
религиозный фактор - поклонение святыням
христианства и мусульманства. Эпоха
Возрождения ослабляет
В эпоху Просвещения путешествия
носили образовательную
До середины XIX века путешествия
имели ряд отличительных черт:
во-первых, средства передвижения были
примитивными; во-вторых, путешествие
было не самоцелью, а необходимым
условием и средством достижения
какой-либо другой цели (например, торговля,
лечение, образование и т.п.). Развитие
мануфактурного производства и промышленные
перевороты XVIII - XIX веков в ведущих
европейских странах внесли изменения
в экономическую жизнь
Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.
В середине XIX века возникают
первые пароходные компании, которые
осуществляли доставку переселенцев со
Старого Света к берегам
Научно-технический прогресс
и социальная борьба трудящихся за
свои права, а также растущее благосостояние
общества создали возможность
В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден)
открылась гостиница «Бадише-
В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.
Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.
После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX - начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.
Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.
Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.
Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.
Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.
После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, - и население с низким уровнем доходов.
Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм
отличают разнообразие потребностей и
мотиваций туристов, множественность
узкоспециализированных сегментов
в туристском спросе, разнообразие
предлагаемых услуг и ярко выраженная
специализация туристского
Определяющим мотивом
поведения потребителя
На рубеже 60 - 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.
Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.
Информация о работе Периодизация истории туризма, характеристика этапов