Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа
Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности. Естественно, что на этой основе развиваются и совершенствуются все формы планирования, организации, контроля и мотивации туристического менеджмента.
Так как туризм занимает
важное место в экономике многих
стран, то проблемы совершенствования
международного туризма являются актуальными.
Над этими проблемами работают специалисты
всех стран. Важная роль в решении
названных проблем принадлежит
финансовому менеджменту. Проекты
развития отрасли предусматривают
умелое планирование, организацию работы,
усиление мотивации работников
и совершенствование контроля. Поэтому
достижения финансового менеджмента
в области туристической
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать роль международного туризма в экономике стран мира, становление этой отрасли хозяйства при переходе к рынку в странах СНГ и необходимость совершенствования финансового менеджмента в работе туристических фирм.
Задачи исследования состоят в изучении проблемы международного туризма и финансового менеджмента в этой сфере деятельности провести исследования и анализ.
Объектом исследования является анализ деятельности туристических фирм в некоторых странах мира. С этой целью используются материалы по данной проблеме, опубликованные в открытой печати разных стран мира.
Теоретическая основа курсовой работы базируется на конкретном применении базовых положений экономической теории применительно к изучаемой проблеме, а именно: метод анализа, синтеза, научной абстракции и т.д. При подготовке курсовой работы в качестве литературы были использованы учебники по экономике предприятий и менеджменту, специальные монографии, статьи по проблеме, данные статистических справочников и информация с электронных сайтов.
В первой главе рассказывается об истории развития международного туризма, которая берет свое начало с античных времен, и об основных его понятиях таких, как откуда появилось слово «туризм», сколько существует определений туризма, его классификация и т.д.
Вторая глава посвящена
роли международного туризма в мировой
экономике. С каждым годом все
большее влияние оказывает
В третьей главе речь идет о методах изучения международного туризма. В этой главе приводятся статистические данные о туризме в некоторых странах мира, а также рассказывается о Всемирной Туристской Организации (ВТО), которая с недавних пор изменила свое название на Всемирная Туристская Организация Объединенных Наций (ВТООН). Именно эта организация является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий, играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод.
Четвертая глава об организации туристического бизнеса, о тенденциях и перспективах развития. Туристический бизнес является очень распространенным во многих странах мира. Поэтому важно знать об его организации. Туризм уже сейчас играет огромную роль в мире, поэтому перспективы его развития очевидно. Но все-таки подробно о них можно узнать в четвертой главе.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
1.1 История развития международного туризма
История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.
Предыстория туризма - период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития:
- античный туризм - когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования (расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.; другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений; кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря; уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов);
- туризм средних веков - когда основными мотивами путешествий были религиозный туризм, образование, аристократические отношения (средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения, и только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях; наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств; развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов);
- туризм нового времени - когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.
Принято считать, что туристские
путешествия начались в момент, когда
поездки утратили торговое значение.
К первым миграциям подобного
рода относятся путешествия
В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.
Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII - началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.
Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена.
Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий.
Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая - «Юкинг».
Расцвет экономики и культуры
периода Римской империи нашёл
отражение в развитии и внешних
политических, экономических и культурных
связей. К этому времени можно
отнести начало туризма с целью
лечения различных болезней. Врачи
рекомендовали пациентам
Уже у древних римлян имелась определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ» в провинции и в самом Риме: один из них только для патрициев (мансионас), другой- для плебеев (стабулярии).
Римская гостиница представляла собой жилые помещения для путешественников, конюшню, колодец, лавку с провизией. Гостиница была построена из камня и мела. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным дипломам, которые те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих пор: существуют специальные помещения для особо важных персон в некоторых аэропортах, портах, на вокзалах.
Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который совершил путешествие из Европы в Золотую Орду.
Христофор Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Он вынашивал проект кратчайшего пути из Европы в Азию через Атлантический океан.
12 октября 1492г. Колумб
впервые увидел берег Нового
Света. Это был остров Сан-
В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% -на Америку и около 15% на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics, издаваемом Всемирной туристской организацией Объединенных Наций (ВТООН).
Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.
К субъективным причинам
относится деятельность
Развитие международного
туризма в странах,
По данным Всемирного совета по туризму, в 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.
Согласно данным ВТО в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков -Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.
Под поступлениями
от международного туризма
Международные туристические
расходы включают оплату
Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. до.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония (- 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).
Обычно считается, что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание -30%, на проезд внутри страны -8%, прочие расходы -22%.
В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.
Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.