История развития туризма в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике. Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА……………………………………………………………………………6
1.1История развития международного туризма…………………………………..6
1.2Определение международного туризма………………………………………..9
1.3Классификация международного туризма……………………………………11
2 РОЛЬ ТУРИЗМА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………14
2.1 Международный туризм……………………………………………………….14
2.2 Воздействие туризма на мировую экономику………………………………..18
3 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………….24
3.1 Изучение международного туризма…………………………………………..24
3.2 Всемирная туристская организация объединенных наций (ВТООН)………25
4 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ МИРА………………………………………………………………...28
4.1 Организация бизнеса…………………………………………………………...28
4.2 Тенденции и перспективы развития в отдельных регионах мира…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ.docx

— 97.70 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Последние десятилетия XX и XXI века характеризуются глубокими изменениями в мировой экономике.  Происходит интенсивное расширение торговых, культурных, научно-технических связей и развитие туризма. Экономический и социальный прогресс во многих странах планеты приводит к расширению межгосударственных поездок с различными целями. Всё это  превращает контакты между деловыми людьми и большими группами населения в постоянный фактор экономического развития. На этой основе, свидетельствует статистика, чрезвычайно перспективным направлением экономической деятельности становится международный туризм. Он превратился в экономически прибыльную сферу деятельности. Естественно, что на этой основе развиваются и совершенствуются все формы планирования, организации, контроля и мотивации туристического менеджмента.

Так как  туризм занимает важное место в экономике многих стран, то  проблемы совершенствования  международного туризма являются актуальными. Над этими  проблемами работают специалисты  всех стран. Важная роль в решении  названных проблем принадлежит  финансовому менеджменту. Проекты  развития отрасли предусматривают  умелое планирование, организацию работы, усиление  мотивации работников и совершенствование  контроля. Поэтому  достижения финансового менеджмента  в области туристической деятельности следует изучать и распространять.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать роль международного туризма в экономике стран мира, становление этой отрасли хозяйства при переходе к рынку в странах СНГ и необходимость совершенствования финансового менеджмента в работе туристических фирм.

Задачи исследования  состоят в изучении проблемы международного туризма и финансового менеджмента в этой сфере деятельности провести исследования и анализ.

Объектом исследования  является анализ деятельности туристических фирм   в некоторых странах мира. С этой целью используются материалы по данной проблеме, опубликованные в открытой печати разных стран мира.

Теоретическая основа курсовой работы базируется на конкретном применении базовых положений экономической теории применительно к изучаемой проблеме, а именно: метод анализа, синтеза, научной абстракции и т.д. При подготовке курсовой работы в качестве литературы были использованы учебники по экономике предприятий и менеджменту, специальные монографии, статьи по проблеме, данные статистических справочников и информация с электронных сайтов.

В первой главе рассказывается об истории развития международного туризма, которая берет свое начало с античных времен, и об основных его понятиях таких, как откуда появилось  слово «туризм», сколько существует определений туризма, его классификация и т.д.

Вторая глава посвящена  роли международного туризма в мировой  экономике. С каждым годом все  большее влияние оказывает туризм на экономику отдельных стран, выполняя при этом ряд функций, о которых  говорится во второй главе.

В третьей главе речь идет о методах изучения международного туризма. В этой главе приводятся статистические данные о туризме  в некоторых странах мира, а  также рассказывается о Всемирной  Туристской Организации (ВТО), которая  с недавних пор изменила свое название на Всемирная Туристская Организация Объединенных Наций (ВТООН). Именно эта организация является ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий, играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод.

Четвертая глава об организации  туристического бизнеса, о тенденциях и перспективах развития. Туристический  бизнес является очень распространенным во многих странах мира. Поэтому  важно знать об его организации. Туризм уже сейчас играет огромную роль в мире, поэтому перспективы  его развития очевидно. Но все-таки подробно о них можно узнать в  четвертой главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО  ТУРИЗМА

 

1.1 История развития  международного туризма

 

История туризма - это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

Предыстория туризма - период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития:

- античный туризм - когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество,  торговля, лечение, спортивные соревнования (расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.; другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений; кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря; уже в древнем Риме отмечается  двухсезонность туристских выездов);

- туризм средних веков - когда основными мотивами путешествий были религиозный туризм, образование, аристократические отношения (средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения, и только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях; наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств; развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов);

- туризм нового времени - когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда  поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного  рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем  Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии  до н.э.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как  социального явления относится  к концу XVII - началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в  глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. Почти  у всех первобытных племён и народностей  был широко распространён обычай взаимного посещения различных  групп, принадлежащих к одному или  разным племенам. Эти взаимные путешествия  и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные  времена.

Египетские папирусы свидетельствуют  о том, что древними египтянами совершались  далёкие путешествия. Например, в  царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий.

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё  до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних  китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга  о морях и горах, книга по географии  Китая - «Юкинг».

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл  отражение в развитии и внешних  политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно  отнести начало туризма с целью  лечения различных болезней. Врачи  рекомендовали пациентам сменить  климат, выехать в деревню или  в горы, в сосновые леса или на воды.

Уже у древних римлян имелась  определённая классификация гостиничного хозяйства. Существовали два типа «пристанищ»  в провинции и в самом Риме: один из них только для патрициев (мансионас), другой- для плебеев (стабулярии).

Римская гостиница представляла собой жилые помещения для  путешественников, конюшню, колодец, лавку  с провизией. Гостиница была построена  из камня и мела. Некоторые гостиницы  обслуживали только официальных  лиц по специальным дипломам, которые  те брали с собой во время путешествия. Эта традиция сохранилась до сих  пор: существуют специальные помещения  для особо важных персон в некоторых  аэропортах, портах, на вокзалах.

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который совершил путешествие из Европы в Золотую  Орду.

Христофор Колумб родился  в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Он вынашивал проект кратчайшего  пути из Европы в Азию через Атлантический  океан.

12 октября 1492г. Колумб  впервые увидел берег Нового  Света. Это был остров Сан-Сальвадор,  а этот день считается днём  открытия Америки. Колумб совершил  четыре плавания, в результате  которых положил начало открытию  материка - Южная Америка  и  перешейков Центральной Америки.  Им открыты все Большие Антильские  острова- Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море.

В 60-70-х гг. международный  туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% -на Америку и около 15% на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics, издаваемом Всемирной туристской организацией Объединенных Наций (ВТООН).

 Основными факторами, влияющими на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

 К субъективным причинам  относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

 Развитие международного  туризма в странах, преимущественно  принимающих туристов, обусловлено  стремлением увеличить приток  иностранной валюты и создать  новые рабочие места. Многие  страны посредством международного  туризма пытаются решить проблемы  платежного баланса.

 По данным Всемирного  совета по туризму, в 1993 г.  на туризм приходилось 10,1% всемирного  ВВП и 10,5% рабочих мест.

Согласно данным ВТО в  мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков -Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

 Под поступлениями  от международного туризма понимается  плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

 Международные туристические  расходы включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).

Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. до.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония (- 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).

 Обычно считается,  что помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание -30%, на проезд внутри страны -8%, прочие расходы -22%.

В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

Хотя первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

Информация о работе История развития туризма в мире