Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:11, курсовая работа
Основная цель работы – выявить основные аспекты, возникающие при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России.
Задачи:
-проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России.
- рассмотреть сущность круизных туров в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов в круизных турах;
Ранг |
Название рек и озер |
Длина |
1 |
Черный Иртыш—оз.Зайсан— Иртыш — Обь |
5410 |
2 |
Селенга—оз.Байкал —Ангара — Енисей |
5060 |
3 |
Витимкан — Витим — Лена |
4692 |
4 |
Хайлар — Аргунь — Амур |
4444 |
5 |
Ока — Волга |
3731 |
6 |
Kулу — Kолыма |
2513 |
7 |
Урал |
2422 |
8 |
Оленёк |
2270 |
9 |
Днепр |
2201 |
10 |
Хастах — Индигирка |
1977 |
Таким образом, сегодня можно с уверенностью сказать, что туристские и экскурсионно–прогулочные перевозки являются рентабельными и представляют собой достаточно стабильный сегмент рынка. Ежегодно открываются новые стоянки на круизных маршрутах, улучшается качество и разнообразие предоставляемых услуг. На долю туристских маршрутов приходится 2% от общего объема пассажирских перевозок, но при этом пассажирооборот здесь составляет более 40% общего пассажирооборота в связи с большей дальностью перевозок, в среднем – около 1000 км /человек.
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Речным круизам присущи: уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река - море - река»; возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары.
2.2 Анализ состояния речных круизов по России
Современное состояние рынка речных круизов характеризуется высокой туристской активностью. С 2008 по 2011 гг. количество рейсов из г. Москвы по реке Волга выросло с 350 до 432 (с всплеском в 2011 г. до 455). Это объясняется увеличением на столичном круизном рынке численности флота, который долгое время находился в отстое, после чего был продан частным структурам, отремонтирован, реконструирован и переведен в г. Москву. Кроме того, в последние годы на московском рынке речных круизов появляются теплоходы региональных пароходств, выгодно отличающиеся стоимостью аренды.
Наиболее активно используется участок Верхней Волги, по которому проходит самый популярный маршрут, соединяющий г. Москву и г. Санкт-Петербург. При движении вниз по р. Волге плотность прохождения судов по реке заметно снижается, повышаясь лишь фрагментарно вблизи городов, обладающих собственным флотом: Нижнего Новгорода, Казани, Самары. Наиболее критичная ситуация сложилась на Нижней Волге, где за навигацию проходит менее 50 круизных судов. В связи с этим, использование богатейшего рекреационного потенциала Волжского водного пути характеризуется такой же неравномерностью: на Верхней Волге в сферу круизного туризма вовлекается большее количество объектов ландшафта, природы и историкокультурного наследия, а на Нижней, несмотря на наличие разнообразных и не менее значимых с познавательной и оздоровительной точек зрения рекреационных ресурсов, – меньшее. Сложившаяся ситуация объясняется неравномерным распределением флота по регионам р. Волги. В навигации 2010 г. в г. Москве было сконцентрировано в 810 раз больше флота, чем в других крупных городах Поволжья: Нижнем Новгороде, Казани и Самаре, что объясняется высокой туристской привлекательностью столицы России для иностранных туристов. В настоящее время выделяют следующую схему круизов по Волге (таблица 6).
Таблица 6 – Схемы круизов по р. Волге
Наименование круиза |
Количество дней |
Экскурсионная программа (города) |
Круиз Москва-Санкт-Петербург |
7 |
города Углич, Кремль, Церковь Дмитрия на крови), Горицы (обзорная, Кирилло-Белозерский монастырь), Кижи (обзорная пешеходная экскурсия по острову, Музей деревянного зодчества), Валаам (обзорная пешеходная по острову), Санкт-Петербург (автобусная экскурсия по городу с посещением Эрмитажа). |
Москва-Пермь-Москва |
16 |
Углич, Кострома, Плес (обзорная, дом-музей Левитана), Н. Новгород (обзорная пешеходная с посещением Кремля), Казань (озорная автобусная по городу), Нижнекамск и Набережные Челны (обзорные экскурсии по городам), Пермь (обзорная, карстовые пещеры), Чистополь, Чебоксары, Козьмодемьянск, Ярославль (обзорная, Спасо-Преображенский монастырь). |
Круиз Москва-Волгоград-Москва |
16 |
Углич, Кострома, Плес, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Саратов, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Козьмодемьянск, Нижний Новгород, Ярославль. |
Круиз «Речное Золото Кольцо» |
11 |
Тверь-Углич-Ярославль- |
Как правило, в стоимость данных круизов входит: размещение в каюте с удобствами и кондиционером, трехразовое питание в ресторане теплохода (возможен вариант без питания), экскурсионное обслуживание, культурная программа на борту (путевая информация, лекции по истории Водных путей России, работа организатора досуга для детей и взрослых, демонстрация видеофильмов, концерты классической музыки, дискотека).
По емкости петербургский рынок составляет около четверти от всего российского: по стране более чем 100 теплоходов совершают около 1800 круизов. На маршрутах, осуществляемых из Петербурга в навигацию 2011 г., задействовано 39 пассажирских теплоходов, из которых восемь используются на коротких рейсах (2-3 дня). За сезон из Северной столицы отправляется чуть больше 400 круизов, из которых почти 300 рейсы с заходом на Валаам.
В 2010 году средняя загрузка теплоходов составляла 70-75%, в 2011 г. загрузка составила до 90%. В Петербурге количество коротких рейсов превышает длинные. Однако на длительные рейсы россиянами раскупаются в первую очередь каюты «люкс», это значит, что люди хотят путешествовать с комфортом. Продолжается сокращение числа иностранных туристов на русских реках, поэтому с 2010 года на теплоходы, предназначенные для иностранцев, стали продавать путевки российским туристам это тенденция последних двух лет. Количество перевезенных туристов на речных круизах в 2011 году (таблица 7).
Таблица 7 – Сравнительная характеристике перевезенных туристов по речным круизам
Туристы |
Количество, тыс. чел |
год |
Российские |
400 |
2011 |
Иностранные |
100 |
2011 |
За 2011 года данные речные круизы обеспечили доход около 8,2 млрд. рублей. Заметная доля этого рынка (около 2,5 млрд. руб.) приходится на Московский регион.
Перевозки туристов на речных теплоходах позволяют увеличивать поступление финансовых средств в бюджеты различных уровней, способствуют занятости населения и в целом имеют мультипликативный эффект (таблица 8).
Таблица 8 - Социально-демографический состав потенциальных туристов на программы речных круизов по России
Характеристика |
Количество, % |
Пол |
|
Мужской Женский |
42% 58% |
Возраст |
|
18-25 лет 26-35 лет 36-45 лет 46-55 лет 56-65 лет старше 66 лет |
48% 22% 14% 12% 2% 2% |
Продолжение таблицы 8
Характеристика |
Количество, % | |
Сфера деятельности |
||
сфере бизнеса другой промышленности социальной сфере другое (студенты, домохозяйки, пенсионеры) |
8% 28% 38% 26% |
Таким образом таблица 8 показывает нам, что речными круизами путешествуют больше мужчины и люди возраста 18-25 лет. В России наблюдается рост популярности речных круизов. Речной вид транспорта стал особенно привлекательным в связи с ростом популярности речных круизов. Общее увеличение туристического потока зафиксировано на отметке 20-25%.
Рынок речного туризма постоянно видоизменяется, появляются новые маршруты, прокладывают маршруты по новым речным артериям, так главный козырь компании «Дюла Сибирь» – трехпалубный теплоход «Антон Чехов». Маршруты Красноярск-Дудинка (7 дней/ 6 ночей) и Дудинка-Красноярск (8 дней/7 ночей) это возможность совершить удивительное путешествие через весь Красноярский край с севера на юг и обратно от субтропических Саян до заполярных районов края. Красноярск-Дудинка-Красноярск (11 дней/10 ночей). Его стоимость начинается от 22 тыс. руб. Не меньшим спросом пользуются круизы по Лене. На северном направлении проводятся круизы с пересечением Полярного круга, в Жиганск (8 дней) и Тикси (14 дней). «Алроса – Круизы» использует на ленских маршрутах теплоход «Михаил Светлов» австрийской постройки, располагающий одно, двух, четырехместными каютами со всеми удобствами и кондиционерами, и каютами класса люкс. Предлагаются два варианта многодневных круизов: Якутск – Ленские столбы Якутск (3 дня-2 ночи) и Якутск – Тикси – Якутск (14 дней).
Компания «ИтусТур» предлагает теплоходные маршруты по Неве, Свири, Волге, Ладожскому и Онежским озерам, на острова Валаам и Кижи. Одно из самых интересных предложений компании семидневный круиз «Москва – Санкт-Петербург», который совершается на теплоходе "Валериан Куйбышев" 92016 проекта с 322 посадочными местами. Стоимость семидневного рейса, во время которого туристы знакомятся с Угличем, Ярославлем, Горицами, Кижами, Мандрогами и Санкт-Петербургом, начинается от 9800 руб. при двухместном размещении.
Иностранцев
отпугивают не только цены (круизы
для них стоят от 1,5 до 5 тыс.
долларов), но и уровень комфорта
при таких ценах. Помимо этого
эксперты связывают отток интур
Одна из задач сферы обслуживания – соответствовать ожиданиям клиентов. Появились пассажиры, которых не устраивает стандартная развлекательная программа на борту. Если раньше было больше людей, которые привыкли к российским развлечениям, например концертам классической музыки, то теперь появляется много молодежи, которая хочет анимации, как на курортах. В результате компаниям приходится расширять штат культмассовых работников. В современных условиях операторам просто необходимо проявлять гибкость и предлагать разборчивым туристам не только круизы «туда – обратно», но и маршруты в один конец.
Еще одним способом
привлечения туристов в круиз
стали новые маркетинговые
В настоящее время на внутренних водных путях Российской Федерации эксплуатируются 1100 пассажирских судов, которые делятся на три основные группы:
К большому сожалению, пассажирский флот морально и физически устарел и в ближайшие годы подлежит массовому списанию.
На данный момент судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации пассажирских судов, делая более комфортабельными каюты, рестораны и салоны. Это прежде всего Московское, Волжское и Северо–Западное пароходства, ООО «Пассажирский флот», ООО «Ортодокс».
Одной из причин сокращения спроса на речные круизы в 2011 году туроператоры называют снижение платёжеспособности россиян на фоне неблагоприятной экономической обстановки в стране. Особенно в этой связи пострадали краткосрочные круизные путешествия. Сократился и поток иностранных туристов. На долю иностранных любителей российских речных круизов приходится около 13% общего зарубежного турпотока.
В России в настоящее время организуются следующие рейсы:
- туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляется определенный комплекс услуг;
- прогулочные, продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и развлекательного обслуживания;
- специальные, выполняемые по отдельным заказам;
- линейно-транспортные - регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям.
Таким образом, круизы по Волге на сегодняшний день являются одним из самым популярных маршрутов, которые выбирают туристы, путешествующие по воде, а некоторые предпочитают рыбалку в дельте Волги. Роль речного туризма сложно переоценить: это один из любимых и популярных видов отдыха не только среди наших соотечественников, но и среди иностранных путешественников: доля «круизников» составляет порядка 13% всех зарубежных туристов, посещающих нашу страну.
Информация о работе Перспективы развития данного вида отдыха в России