Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:11, курсовая работа
Основная цель работы – выявить основные аспекты, возникающие при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России.
Задачи:
-проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России.
- рассмотреть сущность круизных туров в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов в круизных турах;
2.3 Проблемы и перспективы в развитии речного круиза
Потенциал речных круизов в России очень высока, обширная сеть водных ресурсов открывает существенные перспективы для этого вида бизнеса. Однако, в отрасли накопился ряд пока неразрешимых проблем, которые не только препятствуют развитию этой сферы, но и при сохранении нынешнего положения дел ставят под угрозу существование понятия «речные круизы».
Самая главная проблема - это слабое развитие портовой и туристической инфраструктуры. Из-за ненадлежащего технического оснащения портов туроператоры не могут зайти в половину российских городов. Для мотивации клиентов на дальнейшие поездки также необходимо, чтобы по ходу следования теплохода располагались развлекательные комплексы, где можно было бы интересно отдохнуть во время стоянки.
Второй немаловажный аспект, тормозящий развитие отрасли – устаревший парк судов. В настоящее время, в основном, идёт процесс реновации судов, поскольку строить новые теплоходы крайне невыгодно - окупаемость такого проекта составляет 20-25 лет (таблица 9).
Таблица 9 – Возраст пассажирских судов всех типов (по состоянию на август 2011 года)
Вид флота |
Возрастные группы судов |
Итого судов | ||||||||||||||||||||
Менее 10 лет |
10-20 лет |
21-30 лет |
31-40 лет |
41-50 лет |
51-60 лет |
Свыше 60 лет | ||||||||||||||||
Распределение судов по возрастным группам | ||||||||||||||||||||||
Пассажирские ед. |
181 |
159 |
446 |
321 |
295 |
312 |
16 |
1730 | ||||||||||||||
Возрастная структура флота | ||||||||||||||||||||||
Пассажирские,% |
10,46 |
9,19 |
25,78 |
18,55 |
17,05 |
18,03 |
0,92 |
100,0 |
Средний возраст составляет 38,5 года.
Количество и средний возраст наиболее распространенных проектов
речных судов (по состоянию на август 2011 года) представлена в таблице 10.
Таблица 10 - Количество и средний возраст наиболее распространенных проектов речных судов (по состоянию на август 2011 года)
Тип, проект |
Количество судов в классе РРР |
Средний возраст, год |
«Валериан Куйбышев», 92-016 |
9 |
31,6 |
«Дмитрий Фурманов», 302 |
17 |
25 |
«Глеб Кржижановский», 302М |
2 |
20,5 |
«Глеб Кржижановский», 302 МК* |
19 |
20 |
«Владимир Ильич», 301 |
4 |
32 |
«Дунай», 305 |
30 |
49,4 |
«Максим Горький»Q -065 |
2 |
36,5 |
«Антон Чехов» Q -065 |
4 |
32,5 |
«Октябрьская революция», 26-37 |
11 |
51 |
«Родина», 588 |
26 |
53,5 |
«Байкал», 646 |
8 |
56 |
«Россия»,785 |
12 |
55 |
«Ерофей Хабаров», 860 |
2 |
50,5 |
По мнению экспертов, решением этой проблемы могло бы стать
строительство или покупка теплоходов нового типа, которые можно было бы по окончании навигации эксплуатировать в тёплых морях или использовать в качестве гостиниц в зимний период.
Для того чтобы оживить рынок, поднять волну интереса к речным круизам, необходимо донести преимущества данного вида отдыха до широкой аудитории, так как большая часть отдыхающих не информированы о возможностях круизного отдыха, многие не понимают, что представляет собой круизный туристический продукт.
Так же еще одной проблемой является то, что у данного вида туризма нет положительного имиджа, цены на круизы довольно высокие, не все отдыхающие могут позволить себе такое удовольствие.
Следующей проблемой, препятствующей развитию речных круизов, — высокая цена, растущая практически каждую навигацию. Например, пятидневная поездка в Казань на теплоходе «Н.В. Гоголь» обойдется минимум в 18 тыс. рублей на человека (каюта на нижней палубе с удобствами и двухъярусной кроватью). Аналогичное путешествие можно совершить на «Михаиле Кутузове» за семь тысяч, но душ и туалет будут на палубе. Круиз в Санкт-Петербург продолжительностью 18 дней на «Федоре Гладкове» обойдется минимум в 25 тысяч, а размещение в самой дорогой каюте стоит 76 тысяч. При этом экскурсии на остановках в эту сумму не входят. Даже туры «выходного дня» в Чайковский и Березники не каждая семья сможет себе позволить: 4 — 5 тыс. рублей на человека в самой простой каюте.
На современном этапе привлечь потенциального круизера низкой ценой на речной тур невозможно. Из-за постоянно растущих цен на топливо и продовольствие снизить цену на круиз нереально. Соответственно, для того чтобы привлечь новых клиентов фирмам нужно разрабатывать более эффективные методы продвижения круизов на отечественный туристский рынок, прилагать все усилия для популяризации речного туризма в России.
Не менее очевидной причиной сокращения объемов въездного круизного туризма является снижение интереса со стороны мировой общественности к России в целом. Круизы по нашей стране перестали быть хитом на зарубежных рынках и уступили первенство круизам по р. Дунаю, р. Янцзы и другим экзотических направлениям. Несмотря на относительно стабильную ситуацию на внутреннем круизном рынке и неплохие показатели продаж, многие круизные туроператоры говорят о неизбежном кризисе рынка в будущем, связанном с подорожанием турпродукта. Речные круизы в России и сейчас с уже настолько дороги, что иногда по цене эквиваленты качественному отдыху за рубежом.
Следующей проблемой является кадровый состав. Анимационную деятельность на маршруте осуществляют лица, не подготовленные к данной деятельности, то есть это практиканты.
По данным Всемирной туристической организации, в условиях экономического кризиса круизный отдых остается единственным прибыльным направлением мирового туризма. «Большой взрыв» популярности круизов докатился и до России: в Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Европе пассажирский порт, построенный по последнему слову техники. На выставке Seatrade Europe 2009 в Гамбурге питерский порт «Морской фасад» победил в номинации «Лучший транзитный порт года».
Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Страна обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире - 37 653 км. Страна обладает колоссальной береговой линией, которая в буквальном смысле слова изобилует памятниками культуры и природными достопримечательностями, в том числе входящими в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Транспортное обслуживание туристов является одной из составляющих речных путешествий и круизов. К сожалению, в настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация перевозчики на рынке речных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.
Имеет место
плохое техническое состояние
Таким образом, в речных круизах выделяют следующие проблемы:
1. Материальная база туризма и гостиничного хозяйства региона нуждается в существенной реконструкции.
2. Особо остро
стоит проблема нехватки
3. Отсутствует
система научного и рекламно-
4. Организационные и управленческие: отсутствие надежной судовой обстановки на реках, отсутствие оборудованных причалов (помимо портов) на морских побережьях.
5. Высокая цена на речные круизы.
6. Высокие цены за фрахт судна.
7. Низкая рентабельность туров (убыточность) для транспортных компаний
8. Требующая модернизации инфраструктура объектов показа для проведения экскурсионных и культурных программ по маршруту круиза.
9. Низкий уровень сервисного обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг.
Можно сделать вывод, что приоритетным направлением туристской отрасли является активизация и развитие круизного туризма. Отличительной особенностью круизного туризма в России является его природно-экологическая и этнографическая направленность.
3.1 Краткая характеристика мероприятий по совершенствованию речного дела
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря.
Анализ состояния речного круиза в России и выявленные проблемы позволили разработать ряд рекомендаций по совершенствованию речного круизного туризма в стране:
Проблему с устаревшим парком судов можно решить следующим образом:
с учетом требований к обеспечению безопасности, необходимости замены морально и физически устаревшего судового оборудования затраты на такой комплекс работ (модернизацию) сопоставимы со стоимостью постройки нового судна (достигают 30-40% от стоимости нового судна). В данном случае так же возможна покупка новых судов, так как переоборудование обойдется почти в такую же цену.
Необходимо переоборудование в виде замены интерьера и кают теплоходов и кораблей. Переоборудование предполагает повышение уровня комфортабельности речных судов до уровня 4* отеля на воде. Проведение таких работ целесообразно только для относительно новых и достаточно больших четырехпалубных судов, у которых еще не выработан технический ресурс судовых машин, механизмов, систем.
Новые и переоборудованные суда должны соответствовать следующим характеристикам (таблица11).
Таблица 11 – Характеристики современных речных судов с позиции комфортабельности
Характеристика |
Описание |
Пассажировместимость |
100-150, 200-250 и 250-300 человек |
Каюты |
Общая площадь 13-30 м2, включая балкон (как правило, каюты 2-х местные) |
Общественные помещения |
Ресторан на 200-250 посадочных мест, конференц-зал, бары, салон красоты, сувенирный киоск, гладильная комната, фитнесс-центр, солярий на открытой солнечной палубе, отдельный зал для курения |
Продолжение таблицы 11
Характеристика |
Описание | |
Палубы |
Закрытые палубы должны быть закрытыми для общественного пользования, открытые для индивидуального пользования (балконы). Для прогулок использовать солнечную палубу. |
Для безопасного и ускоренного процесса эвакуации пассажиров должны быть использованы современные эвакуационные системы, состоящие из рукава и принимающей площадки (иногда посадка пассажиров может осуществляться прямиком на спасательное средство), на которую спускаются пассажиры во время эвакуации и с которой пассажиры перемещаются на спасательные шлюпки и плоты.
Необходимо развитие водного туризма при координации государственных органов туризма и частного бизнеса в целях максимально полного использования потенциала России.
Для развития и продвижения речных туров необходимо создать новые маршруты. Охватить речными круизами все бассейны рек России, в том числе ее периферийные части, где сосредоточены малоизмененные природные комплексы. Шире использовать охраняемые территории. Туроператоры должны сформировать новые маршруты для туристов.
Также в целях развития
Информация о работе Перспективы развития данного вида отдыха в России