Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Индустрия туризма многогранна и включает в себя множество услуг, созданных для привлечения клиентов: гостиницы, туристские фирмы, клубы, фитнес-центры, спортивные площадки и т. д. Туризм является одним из крупнейших работодателей в мире, обеспечивая работой большое число людей, от специалистов непосредственно туристской отрасли, до работников транспорта, средств размещения и огромного количества самых разных развлекательных учреждений.
Значительно влияние и социальной функции туризма. Особенно данная функция проявляется в развивающихся или небольших государствах, где туризм зачастую является основной статьей дохода бюджета.
Введение 3
1. Сущность туризма и история развития туризма в Республике
Казахстан 5
1.1 Классификация форм туризма 5
1.2 Основные виды туризма 14
1.3 Исторические предпосылки развития туризма в Республике
Казахстан
1.4 Формирование туристской инфраструктуры в стране
2. Туристический потенциал Республики Казахстан
2.1 Северный Казахстан
2.2 Южный Казахстан
2.3 Западный Казахстан
2.4 Восточный Казахстан
2.5 Центральный Казахстан
3. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны
2.3 Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма
4. Перспективы развития туризма в Республике Казахстан
4.1 Совершенствование системы подготовки кадров
4.2 Развитие инфраструктуры туризма РК
4.3 Разработка туристского имиджа Казахстана
Заключение
Список использованной литературы
Проведение различных общественных конференций и конгрессов на территории республики тоже привлекает большое число туристов и представителей средств массовой информации.
Сотрудники Комитета по регулированию
торговой и туристской деятельности
Министерства индустрии и торговли
РК (правопреемник Агентства РК по
туризму и спорту) принимают активное
участие в работе международных
семинаров и Генеральной
3.3 Проблемы подготовки кадров для отрасли туризма
Индустрия туризма и гостиничного
хозяйства выступает как один
из регуляторов занятости
Примеры развитых в туристском отношении стран (Испания, Тунис, Италия, Греция, Франция, Австрия), где в секторе обслуживания работает от 20 до 50% занятого населения, показывают, что из трех новых профессий, как правило (особенно для молодежи), две могут возникнуть именно в туристской сфере [14].
Во всем мире подготовке кадров для туристского бизнеса уделяется значительное внимание. Потому что для туристского бизнеса проблема квалифицированных кадров весьма важна, так как в туризме продуктом, предлагаемым потребителю, является не товар, а услуга.
Обеспечение качества туристских услуг напрямую связано с профессионализмом специалистов, оказывающих эти услуги, знанием туристских ресурсов и их качеством. А значит, что от знаний и умений менеджера, который предлагает данную услугу зависит приобретет ли ее потребитель или нет.
Менеджмент в туризме играет выдающуюся интегративную роль. Поэтому не случайно основой профессионального туристского образования стали не технология, инжиниринг, экономика, экология и даже не маркетинг, а именно менеджмент как направление, в максимальной степени способное реализовать системообразующую и интегративно-генерирующую функции туризма. Поэтому менеджер в туристской деятельности должен не только владеть знаниями об определенном туристском направлении, но и быть психологом, который чувствует своего клиента, обладать знаниями основ международного права и быть готовым ответить на любой вопрос потребителя.
Основные мировые центры подготовки кадров для туристской отрасли были основаны в начале и середине двадцатого века. Больше всего учебных заведений, готовящих персонал для сферы туризма, в Великобритании - 37, Испании и Италии - по 28, Франции - 22; на американском континенте выделяются Канада - 25, США - 22 и Чили - 12, а в азиатско-тихоокеанском регионе - Австралия - 16, Китай - 6, Филиппины - 5 и Япония - 4.
Специалисты по туризму особо отмечают высокое качество образовательных программ в области туристского и гостиничного менеджмента в Корнельском университете (Cornell University) в США, в Институте международного гостиничного менеджмента (Institut de Managеment Hotelier International) в Швейцарии, в Институте туризма экономического Университета Вены (Institut fur Tourismus und Frezeitwirtschaft) в Австрии [24].
Серьезной проблемой, сдерживающей развитие туризма в Казахстане является неэффективная пока система подготовки туристских кадров. До 1992 года ни в Казахстане, ни на территории всех республик, ранее входивших в состав СССР, не было опыта подготовки специалистов туристских и гостиничных структур действующих в условиях рынка. Поэтому в первых вузах республики, готовящих менеджеров туризма, составление учебных планов, программ, организация всего учебно-воспитательного процесса осуществлялась, в основном, эмпирическим путем, без достаточного научного обоснования.
Сейчас в республике идет
работа по подготовке и переподготовке
профессиональных кадров для туристской
отрасли, образование в сфере
туризма и гостиничного хозяйства
динамично развивается и
С одной стороны, профессиональное туристское образование в Казахстане имеет явно недостаточный опыт. С другой - зарубежный опыт профессионального туристского образования всегда был связан с задачами развития всемирного туристского рынка, на котором Казахстан исполняет пока лишь роль донора. Но постепенно происходит переориентация отечественной индустрии туризма на приоритетное развитие более выгодных для экономики Казахстана или более доступных для большинства наших соотечественников въездного и внутреннего туризма.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем внутренний туризм будет преобладать над выездным или уравновешивать его. Это повлечет за собой изменение специфических профессиональных требований к будущим сотрудникам и руководителям предприятий сферы туризма и гостеприимства.
Мировой опыт развития туриндустрии свидетельствует о том, что профессиональное образование сотрудников - это обязательное условие успешной работы предприятия.
Например, если в условиях преобладания выездного туризма наиболее важными в подготовке кадров для данной отрасли представлялись свободное владение иностранными языками, информационными технологиями и знание основ международного права, то развитие внутреннего туризма потребует хороших знаний в области туристской индустрии, планирования туристских потоков, туристских ресурсов отдельных регионов и т. д. Значит, уже сегодня при подготовке будущих кадров нужно учитывать наметившиеся тенденции. Возникает потребность в подготовке специалистов нового типа, неординарно мыслящих, обладающих широкими знаниями и навыками в смежных областях [25].
Такая сфера деятельности, как туризм и гостиничное хозяйство, чрезвычайно многообразна и сложна. Это государственные структуры и учебные заведения, предприятия и фирмы, общественные организации и частные лица. Главная цель - органично вписаться в данную систему взаимоотношений. А что сфера образования может предложить этой системе? Естественно, предоставить квалифицированных выпускников, по своим профессиональным, морально-психологическим качествам готовых работать в сфере сервиса и туризма. Специалистов, которые способны не просто отправлять наших соотечественников за рубеж, но и, главным образом, организовать прием иностранных туристов в нашей стране. Если обратиться к статистике, то можно заметить, что подготовка специалистов для сферы туризма в Республике Казахстан имеет тенденцию к увеличению числа обучающихся и соответственно выпускников. Данный фактор положительно сказывается на развитии туризма РК. Эта тенденция просматривается в подготовке специалистов как с высшим образованием, так и со средним профессиональном (табл. 8, 9).
Таблица 8 Подготовка специалистов с высшим образованием для отрасли туризма в Казахстане
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 | |
Принято студентов |
1 102 |
1 371 |
1 887 |
1 705 |
2 789 |
Численность обучающихся |
3 712 |
3 676 |
4 864 |
5 484 |
6 978 |
Выпущено специалистов |
579 |
843 |
472 |
607 |
868 |
Таблица 9 Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для отрасли туризма
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 | |
Принято студентов |
534 |
531 |
1 089 |
1 268 |
1 149 |
Численность обучающихся |
1 033 |
1 344 |
2 066 |
2 867 |
3 254 |
Выпущено специалистов |
142 |
105 |
226 |
266 |
370 |
Оптимальная модель подготовки
студентов по специальности "Туризм"
должна быть построена в соответствии
с моделью деятельности менеджера
современной туристской фирмы. Именно
поэтому все действующие
Главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих работников гостиниц, обслуживающий персонал и т.д. Таким образом, в целом сектор подготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии как в количественном, так и в качественном отношении.
Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их неориентированности на практическую работу. Зачастую выпускники сталкиваются с проблемой «ненужности» своих знаний. При приеме на работу от них требуют совсем других навыков и умений, чем те которые им преподавали в университете. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии.
При огромной нехватке квалифицированных
кадров для туристской индустрии
выпускники профильных высших учебных
заведений часто остаются невостребованными
из-за отсутствия навыков и знаний
по конкретным специализациям. Проблема
качественного сервиса
Основные специализации отечественных вузов в сфере туризма – это «Менеджмент в туризме», «Гостиничное дело», «Спортивный туризм» и т.д. В то же время только единичные учебные заведения готовят аниматоров, гидов-экскурсоводов, т.е. тех специалистов, которые необходимы для обслуживания иностранных туристов, въезжающих в нашу страну [25].
Вместе с тем слабо развита подготовка кадров по специальности «Гостиничный бизнес», в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. После выделения туризма как одного из приоритетных кластеров развития экономики Казахстана был значительно увеличен государственный заказ на подготовку кадров для данной сферы. Но темпы роста подготовки кадров опережают темпы развития туризма.
При видимости большого количества
учебной литературы по туризму качество
подавляющего большинства учебных
пособий не выдерживает критики.
Практически невозможно найти современные
труды отечественных ученых о
туризме. Существующие пособия либо
российские, описывающие соответственно
реалии развития российского туризма,
либо отечественные, но изданные 10 – 15
лет назад, и не отображающие современное
состояние туризма в
Сегодня существует большое
количество курсов переподготовки и
повышения квалификации специалистов
в основном при учебных заведениях,
однако эти курсы в большинстве
своем не дают практических профессиональных
знаний и навыков и носят формальный
характер. Отсутствует система
Туристская отрасль Казахстана остро нуждается в кадрах самых разных специализаций. Во-первых, у нас практически нет ученых, способных заниматься серьезными прикладными исследованиями в сфере туризма, т.е. маркетологов, способных проводить маркетинговые исследования привлекательности казахстанского туризма и политику рекламы и позиционирования на мировом туристском рынке. Для этого Казахстан пользуется услугами иностранных специалистов, например «IPK International».
Во-вторых, специалисты должны суметь не только привлечь, но и квалифицированно обслужить туристов. А у нас очень мало специалистов гостиничного бизнеса. Практически во всех отелях высшего класса топ-менеджмент иностранный, как правило, турецкий. Даже руководить каким-нибудь отделом нашему соотечественнику доверят только когда он пройдет стажировку за рубежом. А обслуживание туристов включает умение не только гостиничного, транспортного и ресторанного обслуживания, а и умение предоставить ряд дополнительных, но не менее важных услуг: услуг по организации досуга туристов, их оздоровлению и получению положительных эмоций, ознакомлению с культурой и традициями посещаемых стран, проведению различных физкультурных мероприятий, оказанию юридической и психологической поддержки и т.д.
Информация о работе Перспективы развития туризма в Республике Казахстан